УИД 38RS0№-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 апреля 2022 года |
.... |
Иркутский районный суд .... в составе председательствующего судьи Сорокиной Т.Ю., при секретаре судебного заседания ФИО1,
с участием представителя истца ФИО3, представителя ответчика ФИО4, представителя третьего лица ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ по исковому заявлению межрайонного управления Росприроднадзора по .... и Байкальской природной территории к обществу с ограниченной ответственностью «Южнобайкальское» о признании бездействия по исполнению предписания незаконным, обязании исполнить предписание,
УСТАНОВИЛ
Истец межрайонное управление Росприроднадзора по .... и Байкальской природной территории обратился в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Южнобайкальское», указав в обоснование заявленных требований, истцом на основании материалов проверки, поступивших от прокуратуры .... (исх. № от **/**/****), вх. № от **/**/****, в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ в отношении ООО «Южнобайкальское» возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Управлением в ходе проведения административного расследования **/**/**** проведено обследование территории, по результатам которого выявлено, что жидкие бытовые отходы (далее - ЖБО) сливаются в районе земельного участка с кадастровым номером №.
С целью устранения выявленного нарушения обязательных требований природоохранного законодательства, ООО «Южнобайкальское» выдано предписание № № от **/**/**** со сроком устранения - **/**/**** (далее - предписание). Предписание получено «Южнобайкальское», в установленный срок не обжаловалось.
С целью надзора за выполнением предписания № №) от **/**/**** Управлением на основании решения о проведении внеплановой выездной проверки от **/**/**** №-р проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Южнобайкальское» (акт проверки от **/**/**** № № №
На дату проведения выездного мероприятия (**/**/****), проведенного с участием представителя по доверенности от **/**/**** № ФИО4 установлено, что напротив указанного земельного участка от КНС, эксплуатируемой ООО «Южнобайкальское», размещена труба, от которой на незащищенный почвенный покров осуществлен сброс жидких бытовых отходов (зафиксированы лужи серого цвета, присутствовал специфичный запах), о чем составлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от **/**/****.
В целях определения возможного негативного воздействия загрязняющих веществ в составе жидких бытовых отходов, поступивших в почву, с привлечением сотрудников экспертной организации Испытательного центра филиала «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» - ...., **/**/**** выполнен отбор проб почв на земельном участке, собственность на который не разграничена, в районе земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ...., также проведены отборы фоновой пробы, не испытывающая негативного воздействия от данного вида нарушения.
По результатам анализа отобранных проб почв, установлено, что концентрации загрязняющих веществ, поступивших в составе жидких бытовых отходов от КНС на земельный участок собственность на который не разграничена, в районе земельного участка с кадастровым номером №, превышают концентрацию в отобранной фоновой пробе по следующим загрязняющим веществам: железо, АПАВ, нитрат-ион, хлорид-ион, нефтепродукты, сульфат-ион.
До настоящего времени предписание № №) от **/**/**** ООО «Южнобайкальское» не исполнено.
Просит признать бездействие по неисполнению предписания ООО «Южнобайкальское» № №) от **/**/**** незаконным; обязать ответчика исполнить предписание № №) от **/**/**** в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представителя истца межрайонного управления Росприроднадзора по .... и Байкальской природной территории ФИО3 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представителя ответчика ООО «Южнобайкальское» ФИО4 возражал против удовлетворения требований истца по доводам, изложенным в возражениях.
Представителя третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом и жизнеобеспечению администрации .... муниципального образования ФИО2 в судебном заседании требования истца поддержала по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав мнения участников, изучив письменные доказательства, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статье 3 Федерального закона от **/**/**** N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В силу статьи 51 Закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1).
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (абзац второй пункта 2).
Межрайонным управлением Росприроднадзора по .... и Байкальской природной территории на основании материалов проверки, поступивших от прокуратуры .... (исх. № от **/**/****), вх. № от **/**/****, в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ в отношении ООО «Южнобайкальское» возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В ходе проведения административного расследования **/**/**** межрайонным управлением Росприроднадзора по .... и Байкальской природной территории проведено обследование территории, по результатам которого выявлено, что жидкие бытовые отходы сливаются в районе земельного участка с кадастровым номером №.
Согласно Концессионному соглашению от **/**/**** «Южнобайкальское» является организацией, эксплуатирующей объекты водоотведения в .....
В связи с выявленными нарушениями, в целях устранения нарушений обязательных требований природоохранного законодательства, ООО «Южнобайкальское» выдано предписание № №) от **/**/**** со сроком устранения - **/**/**** (далее - предписание). Предписание получено «Южнобайкальское», не обжаловано.
В целях надзора за выполнением предписания № №) от **/**/**** истцом на основании решения о проведении внеплановой выездной проверки от **/**/**** №-р проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Южнобайкальское» (акт проверки от **/**/**** № №-в).
При проведении внеплановой проверки установлено, что напротив указанного земельного участка от КНС, эксплуатируемой ООО «Южнобайкальское», размещена труба, от которой на незащищенный почвенный покров осуществлен сброс жидких бытовых отходов (зафиксированы лужи серого цвета, присутствовал специфичный запах), составлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от **/**/****.
В целях определения возможного негативного воздействия загрязняющих веществ в составе жидких бытовых отходов, поступивших в почву, с привлечением сотрудников экспертной организации Испытательного центра филиала «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» - ...., **/**/**** выполнен отбор проб почв на земельном участке, собственность на который не разграничена, в районе земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ...., также проведены отборы фоновой пробы, не испытывающая негативного воздействия от данного вида нарушения.
По результатам анализа отобранных проб почв, установлено, что концентрации загрязняющих веществ, поступивших в составе жидких бытовых отходов от КНС на земельный участок собственность на который не разграничена, в районе земельного участка с кадастровым номером №, превышают концентрацию в отобранной фоновой пробе по следующим загрязняющим веществам: железо, АПАВ, нитрат-ион, хлорид-ион, нефтепродукты, сульфат-ион.
ООО «Южнобайкальское» заявлено ходатайство о продлении сроков устранения нарушений исх. № (вх. № от **/**/****), а также объяснения исх. № (вх. № от **/**/****) на решение о проведении внеплановой выездной проверки от **/**/**** №-р, данное ходатайство оставлено без удовлетворения.
Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории является территориальным органом Росприроднадзора на территории Иркутской области и в центральный экологической зоне Байкальской природной территории.
В соответствии с Положением об Управлении, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 27.08.2019 № 482, Управление предъявляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски, в том числе о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, положения действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды, суд приходит к выводу о нарушении ответчиками при осуществлении деятельности требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды, прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности. Обстоятельства, указанные в настоящем иске, проверках, проведенных уполномоченным органом, зафиксированные нарушения, ответчиком при рассмотрении дела не оспаривались. Предписание, выданное ООО «Южнобайкальское» № З-847(7-35/20) от **/**/****, не оспорено в установлено порядке, является действующим, соответственно, обязательным для исполнения.
Из условий концессионного соглашения от **/**/****, заключенного между ООО «Южнобайкальское» и Комитетом по управлению муниципальным имуществом и жизнеобеспечению администрации .... муниципального образования следует, что ответчик принял объекты инфраструктуры в д. Карлук, в том числе системы водоотведения. Согласно п. 1.1. ООО «Южнобайкальское» обязуется за свой счет выполнить мероприятия по реконструкции (модернизации) муниципального имущества осуществлять эксплуатацию объекта для производства бесперебойной подачи, распределения и сбыта тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения, обеспечения работы канализационных систем. При выявлении нарушений положений законодательства, ответчику следовало изменить способ исполнения контракта на иной способ, не влекущий за собой негативные последствия для окружающей среды.
Доводы о невозможности исполнения принятых на себя обязательств иным образом, не могут быть приняты судом во внимание, являются не состоятельными. Позиция ответчика о нецелесообразности использования иных механизмов в виду их затратности, не свидетельствует о возникновении правовой возможности для нарушения обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды, выражающихся в сбросе бытовых отходов загрязняющих на почву.
В нарушение требований положений ст. ст. 56 - 57 ГПК РФ стороной ответчика суду не были представлены доказательства устранения нарушений требований законодательства, изложенных в предписания от **/**/**** № З-847 (7-35/20), поэтому исковые требования о признании бездействия незаконным и обязании исполнить требования предписания подлежат удовлетворению.
В силу части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
С учетом разумности, суд полагает возможным удовлетворить требования истца об обязании ответчика исполнить предписание от **/**/**** № З№) в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
При этом ходатайство ответчика о необходимости установления срока исполнения решения до **/**/****, поскольку к указанному сроку планируется строительство канализационно – очистительных сооружений Комитетом по управлению муниципальным имуществом .... муниципального образования, не подлежит удовлетворению, поскольку это не освобождает ООО «Южнобайкальское» при осуществлении деятельности соблюдать действующее законодательство, не допускать негативного воздействия на окружающую среду и предпринимать действия по исполнению вынесенных в отношении него предписаний об устранений действующего законодательства. Доказательств невозможности исполнения решения в установленный срок ответчиком не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ .... ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» № №) ░░ **/**/**** ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ № №) ░░ **/**/**** ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ .... ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░