Решение от 05.05.2025 по делу № 33а-3500/2025 от 30.04.2025

УИД 77RS0016-02-2024-014659-84

Дело № 2а-1385/2024

 

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

 

30 июля 2024 года                                                                      город Москва

 

Мещанский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Коваль Ю.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сулеймановой Я.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1385/2024 по административному иску Романовой Светланы Евгеньевны к Департаменту образования и науки города Москвы о признании незаконными действий (бездействия), обязании предоставить место в дошкольном учреждении,

 

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Романова С.Е. обратилась в суд с административным иском в интересах своего несовершеннолетнего сына Романова Л.Р., 2019 года рождения к Департаменту образования и науки города Москвы о признании незаконными действий (бездействия), обязании предоставить место в дошкольном учреждении, указав в обосновании заявленных требований на то, что истец обратился с заявлением в порядке электронного обращения через портал мос.ру о зачислении ее ребенка в дошкольную группу образовательной организации, расположенной на территории г. Москвы, указа приоритетными  образовательными организациями дошкольные учреждения ГБОУ Школа № 2115, ГБОУ Школа № 1948 и ГБОУ Школа № 121. 15.12.2023 года  ответчиком истцу было отказано в предоставлении места в дошкольном учреждении, со ссылкой на то, что «дошкольные  государственных образовательных организаций, регулирующий  программы дошкольного образования, выбранных  в электронном заявлении, в настоящий момент укомплектованы полностью в соответствии с предельной наполняемостью.  

Указанные действия административного ответчика истец считает незаконными, нарушающими права ее ребенка на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных  или муниципальных учреждениях.

Административный истец в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещался, исковое заявление содержит ходатайство в котором истец просит рассмотреть настоящее дело в свое отсутствие.  

Представитель Департамента образования и науки г. Москвы-Бурдик В.В. явился, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, против удовлетворения требований возражал.

Представитель ГБУ г. Москвы «Городской психолого-педагогический  центр Департамента образования и науки г. Москвы» в судебное заседание не явился, направил отзыв на административное исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении административного иска.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу пунктов 1 и 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

Судом установлено, что Романова С.Е. являясь матерью Романова Л.Р. 2019 года рождения, в установленном порядке на Интернет-ресурс автоматизированной информационной системы «Зачисление в образовательное учреждение» 15.12.2023 года подала заявление на зачисление своего сына в государственную образовательную организацию системы образования г. Москвы, реализующую основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Заявление  Романовой С.Е. принято и ему присвоен номер 77060101-0008313/23, Пономаренко Даниил зарегистрирован в электронную очередь для поступления в дошкольное образовательное учреждение.

Заявителем указаны желаемые дошкольные образовательные учреждения: ГБОУ Школа № 2115, ГБОУ Школа № 1948 и ГБОУ Школа № 121.

15.12.2023 года административному истцу был предоставлен ответ за подписью руководителя центра информирования населения Л.А. Михеевой  о том, что дошкольные  государственных образовательных организаций, регулирующий программы дошкольного образования, выбранных в электронном заявлении, в настоящий момент укомплектованы полностью в соответствии с предельной наполняемостью.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43).

В соответствии со статьей 3 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года, вступила в силу для СССР 15.09.1990 года) во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который устанавливает основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, относя к таковым, в частности, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования (п. 2 ч. 1 ст. 3).

Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования (статья 5 названного Закона).

В соответствии со ст. 67 Закона об образовании, правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (ч. 2). Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (ч. 3). В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (ч. 4). При этом ребенок не снимается с учета для предоставления места ему должно быть представлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место с 01 сентября следующего года.

Организация предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего образования, дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования в образовательных организациях г. Москвы согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона г. Москвы от 20.06.2001 года N 25 "О развитии образования в городе Москве" относится к полномочиям органов исполнительной власти города Москвы в области образования.

В силу пп. 2, 3 ст. 14, п. 3 ст. 9 Закона города Москвы от 20.12.2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий осуществляет развитие сети организаций социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры; обеспечивает развитие дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования в городе Москве, принимает меры по совершенствованию городской государственной системы бесплатного образования, сохранению гарантированного уровня доступности образовательных услуг; Правительство Москвы осуществляет свои полномочия в том числе, через подведомственные ему органы исполнительной власти города Москвы.

Департамент образования города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление и проводящим государственную политику в сфере образования с учетом региональных социально-экономических особенностей города Москвы, обеспечивающим функционирование в интересах жителей города Москвы системы образования и реализацию конституционного права на образование, а также организацию и предоставление государственных услуг в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного, среднего профессионального, высшего образования (п. 1 Положения о Департаменте образования, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 года N 447-ПП).

Согласно пунктам 4, 2.16, 9.5 Положения о Департаменте образования именно к ведению последнего относится принятие решений об организации предоставления общего образования в государственных образовательных организациях в г. Москве.

Порядок предоставления мест в дошкольных образовательных учреждениях в г. Москве устанавливают Временные правила регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисления в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования города Москвы (в ред. от 13.12.2013 года и 13.02.2014 года) и утвержденные руководителем Департамента 14.07.2014 года (Временные правила).

Пунктом 7 Временных правил, направление детей на зачисление в дошкольные образовательные организации осуществляется при наличии свободных мест. В случае отсутствия свободных мест в выбранных организациях, заявителю в период до 30 апреля предлагаются свободные места в трех других организациях данного или смежного районов в доступной близости от места проживания ребенка. При отказе заявителя или при отсутствии согласия/отказа заявителя от предложенных организаций изменяется желаемая дата поступления на 01 сентября следующего календарного года с сохранением даты постановки на учет.

Отсутствие свободных мест в образовательной организации является объективным основанием для отказа в приеме детей в образовательные учреждения, а порядок реализации права на получение общедоступного дошкольного образования взаимосвязан с порядком распределения мест для детей в дошкольных образовательных учреждениях, основанным на принципе очередности. Соответственно, наличие такой очереди не может расцениваться как бездействие по выполнению органом местного самоуправления обязанности по обеспечению доступного бесплатного дошкольного образования (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 года № 1141-О, от 19.12.2019 года № 3564-О).

Материалами дела подтверждено, что у административного истца имелись все необходимые объективные предпосылки для получения места в дошкольных образовательных учреждениях (достижение ребенком требуемого возраста, постановка в очередь на предоставление места в дошкольном образовательном учреждении, соответствующее обращение в уполномоченный орган).

Приказом Департамента образования города Москвы от 04.12.2015 года № 3511 "О закреплении образовательных организаций за микрорайонами (территориями) города Москвы" за микрорайонами (территориями) города Москвы закрепляются образовательные организации согласно электронному приложению.

Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.08.2013 года N 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях (далее также - ДОУ) родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям (законным представителям) в личный кабинет на Портале. Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных (пункт 19). При отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (пункт 20). В случае если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (пункт 21). При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего года (пункт 22).

Аналогичные положения содержатся во Временных правилах регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования и науки города Москвы (в редакции от 13.12.2013 года и 13.02.2014 года).

В связи с этим, у Департамента образования и науки г. Москвы возникла обязанность обеспечить ребенка административного истца местом в дошкольном образовательном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, в том числе принять меры для решения вопроса об устройстве ребенка в другое (не из числа указанных истцом при постановке в очередь) дошкольное образовательное учреждение в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 67 Закона об образовании.

Однако, мер к устройству несовершеннолетнего ребенка административного истца – Романова Р.А., 2019 года рождения, в дошкольном образовательном учреждении Департаментом образования предпринято не было, свободные места в других организациях данного или смежных районов в доступной близости от места проживания ребенка административному истцу, как того требует законодательство об образовании, не предлагались, чем существенно нарушены права ребенка на получение бесплатного дошкольного образования.

Доводы представителя административного ответчика о том, что право ребенка на получение дошкольного образования не нарушено и факт незаконного бездействия отсутствует, поскольку невозможность предоставления ребенку места в дошкольных учреждениях была обусловлена отсутствием в них свободных мест в условиях наличия очереди, суд находит несостоятельными, поскольку никаких действий по обеспечению ребенку возможности получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, а именно: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов, в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования, в негосударственном образовательном учреждении, в семейных дошкольных группах, в группах кратковременного пребывания, в иных формах и учреждениях, как того требует действующее законодательство Российской Федерации, принято не было.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит частичному удовлетворению, а бездействие Департамента образования и науки г. Москвы, выразившееся в не предоставлении несовершеннолетнему ребенку места в дошкольных образовательных учреждениях на закрепленной территории с учетом территориальной доступности - незаконным.

Одновременно, суд не вправе определять существо решения административного ответчика и предрешать его результат, в связи с чем, требование об обязании решить вопрос о предоставлении ребенку административного истца в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу места в дошкольном образовательном учреждении, закрепленном за его местом пребывания в г. Москве, в группе полного дня в доступной близости от его места проживания, в том числе не из указанных Романовой С.Е. удовлетворению не подлежит.

 

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.174-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ –░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., 2019 ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 04 ░░░░░░░ 2015 ░░░░ № 3511 «░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. 2019 ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 06.08.2024 ░.

 

░░░░░                                                                                   ░.░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33а-3500/2025

Категория:
Административные
Истцы
Романова С.Е.
Ответчики
ГБОУ г. Москвы "Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки г. Москвы", Департамент образования города Москвы
Суд
Московский городской суд
Дело на сайте суда
www.mos-gorsud.ru
30.04.2025Зарегистрировано
30.04.2025Рассмотрение
30.04.2025У судьи
05.05.2025
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее