54RS0№-94
Поступило 13.08.2024г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 сентября 2024 года <адрес>
Обской городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Зайнутдиновой Е.Л., при секретаре судебного заседания Ивановой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Центральной почтовой таможни о признании движимого имущества бесхозяйным,
УСТАНОВИЛ:
Центральная почтовая таможня обратилась в суд с заявлением о признании движимого имущества бесхозяйным, в котором просит признать бесхозяйным и обратить в федеральную собственность нож, упакованный в сейф-пакет № АН №, снабженный информационный этикеткой объектов таможенной экспертизы ЭКС-филиала ЦЭКТУ <адрес> с пояснительным текстом: «НПТП к заключению таможенного эксперта от ДД.ММ.ГГГГ №. Нож по МПО № №.», подписью таможенного эксперта, оттиском печати «для пакетов», изъятый у начальника ММПО «Новосибирский ЛПЦ» И.В.Чечкиной, оклеенный ярлыком обеспечения сохранности с подписями начальника НПТП ЦПТ, должностного лица ГГТИ НПТП ЦПТ Кугаевской Э.М. и скрепленный печатью «Для пакетов», далее упакованный в прозрачную упаковку, на которую наложена металлическая пломба «Ф№», передать его в Управление Федеральной службы ВНГ России по <адрес> для уничтожения.
Свои требования обосновывает тем, что в настоящее время в оружейной комнате, расположенной в служебном помещении дежурной части административного здания <адрес> по адресу: <адрес>, <адрес>, находится на хранении товар: нож, упакованный в сейф-пакете. Центральной почтовой таможней ДД.ММ.ГГГГ в отношении Азовцева А.Е. вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № по ст. 16.3 КоАП РФ, вступившее в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Изъятые товары на основании акта приема-передачи имущества на ответственное хранение от ДД.ММ.ГГГГ помещены на хранение в служебном помещении дежурной части административного здания <адрес>. На основании постановления товар, изъятый из международного почтового отправления № № по протоколу изъятия от ДД.ММ.ГГГГ, подлежит выдаче законному владельцу для совершения таможенных операций. До настоящего времени Азовцев А.Е. в таможенные органы не обращался и не сообщал о намерении совершить таможенные операции в отношении товара в соответствии со ст. 84 ТК ЕАЭС. Однако до настоящего времени нож ни под какую-либо процедуру (ст. 128 ТК ЕАЭС) не помещены и не задекларированы. Неопределенность до настоящего времени правового статуса указанных товаров, находящихся под таможенным контролем, влечет причинение убытков государству в виде неуплаты таможенных платежей, расходов, связанных с хранением товаров. Непринятие действий по таможенному оформлению товара в установленные законом сроки в случае надлежащего уведомления свидетельствует об устранении собственника от владения, пользования и распоряжения имуществом. Считает, что данный способ отказа ри права собственности наиболее близок к понятию «брошенные вещи».
В судебное заседание представитель заявителя Центральной почтовой таможни не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Заинтересованные лица - представитель Управление Федеральной службы ВНГ России по <адрес>, Азовцев А.Е. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.
Изучив письменные материалы дела, суд находит указанные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В силу ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), иное имущество, в том числе имущественные права (включая безналичные денежные средства, в том числе цифровые рубли, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права); результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
В соответствии с п. 2 ст. 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
Согласно п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В силу п.1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с п.1 ст. 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.
Статьей 236 ГК РФ предусмотрено, что гражданин может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Исходя из анализа вышеприведенных норм, отказ собственника от принадлежащего ему имущества может выражаться в объявлении собственником или его поведении, свидетельствующем о намерении не сохранять в дальнейшем какие-либо права на это имущество.
Для признания движимых вещей брошенными собственником и признании права собственности на данные вещи необходимо установить, что бесхозяйная вещь не имеет собственника или собственник ее неизвестен, либо собственник отказался от права собственности на нее.
Кроме того, на основании п. 3 ст. 238 ГК РФ, если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Новосибирского почтового таможенного поста Центральной почтовой таможни был составлен протокол изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении №. Согласно данному протоколу изъят один нож в чехле в транспортной упаковке № (л.д. 32-35).
По акту приема-передачи имущества на ответственное хранение от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный нож передан на хранение в оружейную комнату, расположенную в служебном помещении дежурной части административного здания <адрес>, что также подтверждается письмом Центральной почтовой таможне от ДД.ММ.ГГГГ № о передаче оружия на хранение и квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ № на принятое оружие и боеприпасы (л.д. 31, 29, 30).
Постановлением и.о. заместителя начальника Центральной почтовой службы Рябова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении № Азовцев А.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1 000 руб., в котором указано о необходимости выдачи товара, изъятого по протоколу изъятия от ДД.ММ.ГГГГ и переданного по акту приема-передачи в оружейную комнату, для совершения таможенных операций. Данное постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36-42).
Согласно заключению таможенного эксперта экспертно-криминалистической службы – регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № представленный на исследование предмет является ножом, который относится к клинковому холодному оружию колюще-режущего действия (л.д. 24-28). Объект исследования в низменном виде был упакован в сейф-пакет № № и опечатан информационной этикеткой ЭКС – филиала ЦЭКТУ <адрес> с подписью таможенного эксперта (л.д. 23).
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 150-ФЗ «Об оружии» холодное оружие - оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения.
В соответствии 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 150-ФЗ «Об оружии» охотничье холодное клинковое и охотничье метательное стрелковое оружие имеют право приобретать граждане Российской Федерации, имеющие разрешение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или его территориального органа на хранение и ношение охотничьего оружия. Охотничье холодное клинковое оружие регистрируется торговой организацией при продаже этого оружия в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.
Как следует из положений ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 150-ФЗ «Об оружии» ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации оружия, относящегося к продукции военного назначения, при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении указанной продукции осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами. В иных случаях ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации оружия осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях определяется Правительством Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 150-ФЗ «Об оружии»).
При этом Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, не предусматривает возможности ввоза на территорию Российской Федерации холодного клинкового оружия гражданами.
Статьей 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 150-ФЗ «Об оружии» установлено, что контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
В соответствии с пунктами 12, 16, 27 части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии наделены следующими полномочиями: осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ; контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; исполнять решения суда (судьи) о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов.
На основании пп. 19 п. 9 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» Росгвардия осуществляет следующие полномочия, в том числе, организует и осуществляет выдачу в установленном порядке гражданам и организациям лицензий, разрешений и иных видов документов, связанных с оборотом оружия, частной охранной или частной детективной деятельностью; ведет в соответствии с законодательством Российской Федерации учет оружия и патронов к нему.
Административным регламентом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче (предоставлению) гражданину Российской Федерации разрешения на ввоз в Российскую Федерацию или вывоз из Российской Федерации гражданского или наградного оружия и патронов к нему, утвержденного приказом Росгвардии от ДД.ММ.ГГГГ №, и зарегистрированного в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ №, действующим с ДД.ММ.ГГГГ государственная услуга по выдаче (предоставлению) гражданину Российской Федерации разрешения на ввоз в Российскую Федерацию или вывоз из Российской Федерации гражданского или наградного оружия и патронов к нему предоставляется Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации по заявлению гражданина, желающего ввезти оружие в Российскую Федерацию. Аналогичные положения содержались в действующем до ДД.ММ.ГГГГ Административном регламенте Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на ввоз в Российскую Федерацию или вывоз из Российской Федерации гражданского или наградного оружия и патронов к нему, утвержденного приказом Росгвардии от ДД.ММ.ГГГГ №, зарегистрированном в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно письму Управления Росгвардии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Азовцев А.Е. каких-либо разрешений на приобретение, воз оружия на территорию Российской Федерации не имеет, и в период с 2021 года по настоящее время для получения разрешения на приобретение холодного оружия (ножа) не обращался (л.д. 46-47).
Как усматривается из ответа начальника Линейного отдела <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № нож до настоящего времени находится на хранении на складе вооружения УТ МВД России по СФО, гражданин Азовцев А.Е. до настоящего момента для получения принадлежащего ему ножа не обращался (л.д.44).
Также Новосибирским почтовым таможенным постом в адрес Азовцева А.Е. направлялось письмо от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому ему были заданы вопросы о подаче таможенной декларации на товар (нож), предпринимаемых им действиях для получения ножа, отказывается ли он от действий по оформлению товара, пересылаемого в его адрес № и находящегося на хранение в ЛОВД, согласии на признание ножа бесхозяйным имуществом, однако, Азовцев А.Е. от получения письма уклонился (л.д. 49-50, 51-53).
На основании п. 81 Порядка хранения изъятых вещей и документов, имеющих значение доказательств по делам об административных правонарушениях, утвержденного Приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ №, зарегистрированного в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ №, вещественные доказательства, в отношении которых принято решение о возврате их законным владельцам и которые не востребованы ими, хранятся после вступления постановления в законную силу в течение месяца со дня извещения владельца о возможности их возврата. Если в течение этого срока ходатайство о возврате вещественных доказательств либо иных обращений от владельца товаров или уполномоченного им лица не поступило, распоряжение вещественными доказательствами осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Указанное свидетельствует о том, что до настоящего времени собственник ножа не предпринял мер к его получению, срок хранения истек в марте 2024 года. Нож, не востребованный собственником, находится в оружейной комнате, расположенной в служебном помещении дежурной части административного здания ЛО МВД России в аэропорту Толмачево.
При таких обстоятельствах, суд считает, что доводы заявителя о том, что Азовцев А.Е. своим поведением явно отказался от осуществления прав собственности на нож, нашли своё подтверждение в судебном заседании.
Таким образом, на основании исследованных судом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ указанных выше доказательств, имеются основания полагать, что Азовцев А.Е. устранился от владения, пользования или распоряжения имуществом – ножом, являющегося холодным клинковым оружием, без намерения сохранить какие-либо права на них, то есть отказался от права собственности на денежные средства.
В соответствии с п. 2 ст. 323 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» товары обращаются в федеральную собственность на основании судебного акта по заявлению (иску) таможенного органа или иного уполномоченного органа о признании имущества бесхозяйным либо об обращении изъятых товаров в федеральную собственность в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 289-ФЗ, со дня вступления в силу судебного акта.
Согласно ст. 293 ГПК РФ суд, признав имущество бесхозяйным, выносит решение о передаче его в собственность лица, вступившего во владение имуществом – в данном случае государства.
Пунктом 78 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», изъятие оружия и патронов производится в случаях, установленных федеральным законодательством.
Оружие и патроны изымаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальными органами, органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами. Изъятые оружие и патроны передаются в органы внутренних дел для временного хранения на срок, не превышающий 4 месяцев, до возврата их собственнику на основании решения территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или передачи в территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (п. 79 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации»).
Кроме того, пунктом 82 вышеуказанных Правил установлено, что изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры Российской Федерации, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия.
По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы, имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации.
Согласно пункту 83 Правил изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Учитывая, что экспертизой не установлено, что нож, являющийся предметом спора, имеет культурную ценность, относится к оружию, в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, а также нож запрещен к обороту на территории Российской Федерации, поскольку разрешения на его ввоз получено не было, суд считает необходимым удовлетворить заявление Центральной почтовой таможни о признании бесхозяйным имущества и обращении имущества, указанного в заявлении, в федеральную собственность с последующей передачей ножа в Управление Федеральной службы ВНГ России по <адрес> для уничтожения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 199, 234-235 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░-░░░░░ № ░░ 00017367, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░-░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: «░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №. ░░░ ░░ №.», ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░.░.░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░ ░░░░░░░», ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░№», ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░