Дело № 2-5195/2022
№ 33-2486/2023
Учёт № 128г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 марта 2023 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Нурмиева М.М.,
судей Габидуллиной А.Г. и Шакировой З.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пономарёвым К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиНурмиева М.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Муллагалиевой Э.Р. – Рыбушкина А.Н. на решение Приволжского районного суда г. Казани от 27 октября 2022 года, которым постановлено:
исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Берег» (ИНН 1656076887) к Муллагалиевой Эльмире Рифкатовне (паспорт серии <данные изъяты>) о об обязании демонтировать входную группу и привести нежилое помещение в проектное состояние, удовлетворить.
Обязать Муллагалиеву Эльмиру Рифкатовну привести нежилое помещение с кадастровым номером ...., расположенное на первом этаже жилого дома по адресу: <адрес>, в проектное состояние, демонтировав входную группу, в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Взыскать с Муллагалиевой Эльмиры Рифкатовны в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Берег» расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ООО «Управляющая организация «Берег» Зимиревой Е.В., просившей отказать в удовлетворении жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО «Управляющая организация «Берег» (далее также Общество) обратилось к Муллагалиевой Э.Р. с иском о возложении обязанности демонтировать входную группу и привести нежилое помещение в проектное состояние. В обоснование требований указано, что Общество осуществляет управление многоквартирным жилым домом <адрес>. Ответчица Муллагалиева Э.Р. является собственником расположенного в названном доме нежилого помещения <адрес> Истец указывал, что ответчица в отсутствие согласия собственников помещений многоквартирного дома произвела реконструкцию названного нежилого помещения, оборудовав входную группу на придомовом земельном участке, что явилось основанием для обращения к Обществу жителей дома. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил обязать Муллагалиеву Э.Р. демонтировать входную группу и привести названное нежилое помещение в проектное состояние в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд первой инстанции иск удовлетворил, приняв решение в приведённой выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ответчицы просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске. В жалобе выражается мнение о необоснованном отклонении судом первой инстанции ходатайства ответчицы об отложении рассмотрения дела. Апеллянт полагает, что данное обстоятельство лишило ответчицу возможности представить доказательства в опровержение доводов истца. Также податель жалобы полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о проведении ответчицей реконструкции нежилого помещения; заявитель жалобы указывает, что ответчицей произведён его капитальный ремонт.
Ответчица Муллагалиева Э.Р. в суд апелляционной инстанции не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. С учётом отсутствия сведений о наличии уважительных причин для её неявки судебная коллегия определила рассмотреть дело в её отсутствие.
Изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Согласно положениям пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) в целях названного Кодекса понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объёма), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных той же статьёй.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведённые или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешённое использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведённые или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешённое использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на неё право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим её лицом либо за его счёт, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счёт соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 указанной статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или её приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьёй 157.2 указанного Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется в том числе путём восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также путём присуждения к исполнению обязанности в натуре.
По делу установлено, что Муллагалиева Э.Р. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером ...., расположенного по адресу <адрес>. Управление указанным многоквартирным домом осуществляет истец.
В настоящее время названное нежилое помещение реконструировано путём возведения к нему входной группы.
Из ответа МКУ «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» от 13 сентября 2022 года следует, что разрешение на реконструкцию и на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта по адресу <адрес> не выдавалось.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что ответчицей произведена самовольная реконструкция нежилого помещения.
Судебная коллегия признаёт указанный вывод суда первой инстанции верным.
Из материалов дела следует и ответчицей не оспаривалось, что в результате строительства входной группы была занята часть придомового земельного участка. Из ответа МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» от 18 ноября 2020 года следует, что ранее Управлением архитектуры и градостроительства исполнительного комитета г. Казани согласовано эскизное предложение ремонта фасада с увеличением оконных проёмов (разбор подоконной части с сохранением ширины проёма) и организации входного узла в нежилое помещение по ул. Оренбургский тракт, 24а. Эскизным предложением предлагается строительство крыльца, к которому ведут три ступеньки и пандус, над крыльцом устанавливается кровля из металлической каркасной конструкции, кровля опирается на две колонны, перед входной зоной предусмотрены твёрдое покрытие и перенос опоры освещения. В ответе отмечено, что положительное заключение по рассмотрению эскизного проекта не исключает необходимости получения согласия на проведение строительных работ у лиц, чьи права и законные интересы могут быть затронуты такими работами.
Согласно положениям пунктов 3, 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, а также земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В соответствии с положениями части 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путём его реконструкции.
Частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу положений пункта 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой) относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Из приведённых положений закона следует, что работы, связанные с уменьшением общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, могут быть признаны законными лишь при условии получения согласия всех собственников помещений в этом многоквартирном доме.
Ответчицей не оспаривалось, что такого разрешения на реконструкцию помещения и уменьшение общего имущества (занятие части придомового земельного участка) ею получено не было. Кроме того, согласно указанным выше ответам уполномоченных органов ответчицей не было получено и обязательного разрешения на реконструкцию нежилого помещения.
Поскольку реконструкция помещения была произведена без соблюдения установленной законом процедуры, в том числе в отсутствие согласия собственников помещений многоквартирного дома, удовлетворение иска о приведении названного помещения в первоначальное состояние соответствует приведённым выше положениям закона, в том числе статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод жалобы о том, что произведённые работы не могут быть квалифицированы как реконструкция нежилого помещения и являются капитальным ремонтом, противоречат приведённым положениям закона и материалам дела, поскольку названные работы влекут за собой расширение объекта капитального строительства, изменение его параметров (площади и объёма) и уменьшение общедомового имущества. Судебная коллегия отмечает, что по общему правилу, установленному статьёй 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме; такого решения суду представлено не было.
Довод жалобы о необоснованном отклонении судом первой инстанции ходатайства представителя ответчицы об отложении рассмотрения дела принят быть не может.
Согласно положениям части 1 статьи 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Из материалов дела следует, что 26 октября 2022 года представитель ответчицы направил в суд первой инстанции ходатайство об отложении рассмотрения дела со ссылкой на направление Муллагалиевой Э.Р. в командировку. К ходатайству были приложены копии билетов по маршруту Казань – Дубай – Мале – Дубай – Казань (дата вылета 26 октября 2022 года, возврата в г. Казань – 20 ноября 2022 года). Вместе с тем указанные билеты были приобретены 7 октября 2022 года (л.д. 82); при этом после указанной даты, а именно 13 октября 2022 года, представитель ответчицы также ходатайствовал об отложении рассмотрения дела, сославшись лишь на болезнь ответчицы и не указав на её последующий выезд из Российской Федерации, о котором к указанной дате ей было известно (л.д. 61-62). Дата рассмотрения дела была определена судом первой инстанции с учётом указанного ходатайства.
С учётом приведённых положений статьи 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подобные действия ответчицы не могут быть признаны добросовестными. Кроме того, судебная коллегия отмечает, что представитель ответчицы принял участие судебном заседании суда первой инстанции, состоявшемся 5 мая 2022 года, имел возможность принять участие в последующих заседаниях и представить (либо направить в суд) доказательства, которые ответчица полагала необходимыми для рассмотрения дела. Вместе с тем таких доказательств не было представлено ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции.
Иных доводов к отмене оспариваемого решения апелляционная жалоба не содержит.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение следует признать законным и обоснованным; оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░. ░░░░░░) ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 27 ░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░