ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 16-4152/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Саратов 03 августа 2020 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Авангард-Агро-Орел» (далее ООО «Авангард-Агро-Орел») Летягина Е.А. (далее Летягин Е.А.) на вступившие в законную силу постановление начальника Орловского отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (далее также Управление, Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской областям) от 25 октября 2019 года № 267-ЗК-015, решение судьи Свердловского районного суда Орловской области от 09 декабря 2019 года, решение судьи Орловского областного суда от 17 января 2020 года, вынесенные в отношении ООО «Авангард-Агро-Орел» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника Орловского отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям от 25 октября 2019 года № 267-ЗК-015 ООО «Авангард-Агро-Орел» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 401 000 рублей.
Решением Свердловского районного суда Орловской области от 09 декабря 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Орловского областного суда от 17 января 2020 года, постановление должностного лица изменено. Исключено указание на отягчающее обстоятельство - повторное совершение однородного административного правонарушения, размер административного штрафа снижен до 400 000 рублей. В остальной части постановление административного органа оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор общества ставит вопрос об отмене вынесенных по делу процессуальных актов, ссылаясь на их незаконность, и прекращении производства по делу. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что акты плановых (рейдовых) осмотров не могут быть признаны допустимыми доказательствами по делу, поскольку деятельность юридического лица подлежала проверке в порядке, установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федеральный закон № 294-ФЗ). Ссылается, что должностным лицом административного органа не определено процентное соотношение площади зарастания и общей площади земельных участков, являющихся объектом проверки, что не позволило сделать объективный вывод о допущенных юридическим лицом нарушениях установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя в соответствии с положениями части 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Целями охраны земель в соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности).
В соответствии с требованиями статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Пунктом 188 ГОСТ 16265-89 «Государственный стандарт Союза ССР. Земледелие. Термины и определения», утвержденного и введенного в действие постановлением Госстандарта СССР от 25 декабря 1989 года № 4093, сорные растения (сорняки) – дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях и снижающие величину и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшающие его качество; благодаря хорошо развитой корневой системе способны поглощать воду и питательные вещества раньше, чем культурные растения; создают очаги распространения болезней и вредителей растений.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, на основании информации главы Колпнянского района Орловской области от 28 мая 2019 года № 1419 приказом руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям от 05 июня 2019 года земельные участки с кадастровыми номерами 57:23:0080102:10 и 57:23:0080103:111, в числе прочих включены в плановое рейдовое задание на проведение плановых (рейдовых) осмотров в июне-июле 2019 года.
Согласно указанному приказу и заданию на проведение планового (рейдового) осмотра государственным инспектором Орловского отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям в соответствии с требованиями статьи 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ осуществлены плановые (рейдовые) осмотры земельных участков, расположенных в границах территории Белоколодезьского сельского поселения Колпнянского района Орловской области с кадастровыми номерами <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты>, входящих в земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного в границах <адрес>
В ходе плановых (рейдовых) осмотров 09 июля 2019 года и 12 июля 2019 года на данных земельных участках установлено произрастание сорной и древесно-кустарниковой растительности. Признаков проведения мероприятий, направленных на воспроизводство плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, а также выращивания сельскохозяйственных культур не зафиксировано.
На основании мотивированного представления должностного лица органа государственного контроля (надзора) от 22 августа 2019 года о выявленных фактах, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства, распоряжением руководителя Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям от 23 августа 2019 года № 730-р назначена и проведена внеплановая документарная проверка ООО «Авангард-Агро-Орел» в рамках осуществления государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения.
Установленные в ходе осмотров и данной проверки нарушения земельного законодательства при использовании обществом земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты>, входящие в земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> зафиксированы в акте проверки от 19 сентября 2019 года № 730 и послужили основанием для составления должностным лицом Управления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения ООО «Авангард-Агро-Орел» 25 октября 2019 года постановлением названного органа, с выводами которого согласились судебные инстанции, к административной ответственности, установленной данной нормой.
Фактические обстоятельства совершения юридическим лицом административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Материалы дела позволили должностному лицу и судебным инстанциям сделать вывод о том, что ООО «Авангард-Агро-Орел» при использовании земельных участков не приняты все зависящие меры по выполнению требований и обязательных мероприятий по защите земель и предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, ООО «Авангард-Агро-Орел» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции жалобы не следует, что при рассмотрении настоящего дела должностным лицом административного органа и судебными инстанциями допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Оснований для признания процессуальных документов, составленных по делу, недопустимыми доказательствами не имеется, письменные доказательства соответствуют предъявляемым к ним требованиям, составлены уполномоченными лицами.
Вопреки доводам жалобы, внеплановая документарная проверка в отношении общества проведена по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, в результате выявления нарушений обязательных требований в ходе планового (рейдового) осмотра земельных участков в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Доводам законного представителя общества, аналогичным приведенным в настоящей жалобе, о необходимости установления на земельных участках процентного соотношения общей площади и площади, занимаемой сорной и древесно-кустарниковой растительностью, нижестоящими судебными инстанциями дана соответствующая правовая оценка с учетом содержания объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для переоценки которой не усматривается.
Постановление о привлечении ООО «Авангард-Агро-Орел» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы, имеющие правовое значение, были проверены в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах. Несогласие автора жалобы с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств, правовым основанием к отмене принятых по делу решений не является.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 25 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ № 267-░░-015, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 09 ░░░░░░░ 2019 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 17 ░░░░░░ 2020 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░-░░░░-░░░░» ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 8.7 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░-░░░░-░░░░» ░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░