Дело № 2- 1002/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Кабанск 16 августа 2016 года
Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Максимова А.А., при секретаре Зориной В.Н.,
с участием представителя истца Башиновой Р.С., представителей ответчиков Вещевой Е.И., Шереметова И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кабанского района в интересах неопределенного круга лиц к МАОУ «Посольская СОШ» МО «Кабанский район», МКУ «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район», МО «Кабанский район» в лице Администрации МО «Кабанский район» о проведении специальной оценки условий труда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кабанского района в интересах неопределенного круга лиц к МАОУ «Посольская СОШ» МО «Кабанский район» о проведении специальной оценки условий труда, в связи с чем было возбуждено гражданское дело.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены МКУ «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район», МО «Кабанский район» в лице Администрации МО «Кабанский район».
В судебном заседании представитель истца по доверенности Башинова Р.С. на исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика МАОУ «Посольская СОШ» МО «Кабанский район» по доверенности Вещева Е.И. исковые требования признала.
Представитель ответчика МКУ «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район» в судебное заседание не явился. Был надлежащим образом извещен о его времени и месте, о причинах неявки не сообщил. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Администрации МО «Кабанский район» по доверенности Шереметов И.А. исковые требования признал, суду пояснил, что денежные средства на эти цели будут предусмотрены в бюджете района на 2017 г., ранее это невозможно.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В силу части 2 статьи 22 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии со статьей 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Порядок проведения специальной оценки условий труда регламентирован главой 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон), согласно которой обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных ч. 1 ст. 17 настоящего Федерального закона.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 Закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Итоги специальной оценки условий труда согласно ст. 7 Закона применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.
Судом установлено, что в результате проведенной прокуратурой Кабанского района проверки выявлены нарушения требований трудового законодательства в сфере охраны труда в образовательных учреждениях Кабанского района.
Согласно имеющимся в материалах дела объяснению <данные изъяты> МАОУ «Посольская СОШ» МО «Кабанский район» ФИО1 и информации МКУ «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район», аттестация рабочих мест и специальная оценка условий труда на предприятии не проведена в связи с отсутствием финансирования, что также следует и из пояснений представителей ответчиков в судебном заседании.
Таким образом, в связи с непроведением специальной оценки условий труда существенно нарушаются права работников МАОУ «Посольская СОШ» МО «Кабанский район» МО «Кабанский район» на безопасные условия труда.
С учетом чего исковое заявление подлежит удовлетворению, при этом солидарно ко всем трем ответчикам, поскольку Администрация МО «Кабанский район» является учредителем и собственником имущества данного образовательного учреждения, а МКУ «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район» осуществляет в отношении него функции и полномочия учредителя.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить предложенный истцом срок исполнения решения суда - не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Госпошлина взысканию с МКУ «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район», Администрации МО «Кабанский район» как с органов местного самоуправления не подлежит, а МАОУ «Посольская СОШ» МО «Кабанский район» суд считает возможным освободить от уплаты госпошлины в порядке ч. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ ввиду его финансового и имущественного положения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Кабанского района в интересах неопределенного круга лиц к МАОУ «Посольская СОШ» МО «Кабанский район», МКУ «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район», МО «Кабанский район» в лице Администрации МО «Кабанский район» о проведении специальной оценки условий труда удовлетворить.
Обязать солидарно МАОУ «Посольская СОШ» МО «Кабанский район», МКУ «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район», МО «Кабанский район» в лице Администрации МО «Кабанский район» не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести в МАОУ «Посольская СОШ» МО «Кабанский район» специальную оценку условий труда.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и апелляционное представление в Верховный Суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья А.А. Максимов