Решение от 11.01.2024 по делу № 12-1/2024 (12-74/2023;) от 08.11.2023

Дело № 12-1/2024 (12-74/2023;)

РЕШЕНИЕ

г. Гай Оренбургская область             11 января 2024 года

Судья Гайского городского суда Оренбургской области Галахова О.С., при секретаре Шмариной Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Калмацкого М.В., действующего по доверенности в интересах Муниципального унитарного предприятия «Очистные сооружения», на постановление мирового судьи судебного участка № 2 г. Гая Оренбургской области от 27 октября 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального унитарного предприятия «Очистные сооружения»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № 2 г. Гая Оренбургской области от 27 октября 2023 года Муниципальное унитарное предприятие «Очистные сооружения» (далее – МУП «Очистные сооружения», предприятие) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В жалобе, поданной в Гайский городской суд Оренбургской области, защитник предприятия Калмацкий М.В. просит об отмене судебного акта и прекращении производства по делу.

Законный представитель МУП «Очистные сооружения», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явился.

В судебном заседании приняли участие: Калмацкий М.В. - защитник предприятия по доверенности, поддержавший доводы жалобы; Ф.В.В. - должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, оставивший решение на усмотрение суда, В.Д.В. - главный специалист отдела безопасности и режима АО «ЭнергосбыТ Плюс», допрошенный в качестве свидетеля, и поддержавший доводы жалобы.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав участников процесса, свидетелей, прихожу к следующим выводам.

Как следует из требований ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ невыполнение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, определенных в установленном законодательством об электроэнергетике порядке мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объективную сторону административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ, образует невыполнение мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии, которые приведены в п. 16(1) Правил.

Из протокола по делу об административном правонарушении следует, что между гарантирующим поставщиком электроэнергии АО «ЭнергосбыТ Плюс» и потребителем МУП «Очистные сооружения» заключен договор энергоснабжения № ЭЭ0303-03769 от 01.04.2020 года, по условиям которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии потребителю, а потребитель обязуется оплачивать приобретенную электрическую энергию в порядке и сроки, которые установлены договором. По причине задолженности за потребленную электроэнергию со стороны МУП «Очистные сооружения» по указанному договору от 01.04.2020 года в размере 4 737 449 рублей 44 копейки АО «ЭнергосбыТ Плюс» направило уведомление № 70801-29/5-01666 от 27.03.2023 года об ограничении энергоснабжения с указанием размера задолженности, крайнего срока оплаты до 10.04.2023 года, а также требования в течение трех дней с даты уведомления представить утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии.

Изложенное явилось основанием для привлечения МУП «Очистные сооружения» к административной ответственности по ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ.

Признавая предприятие виновным в совершении вмененного административного правонарушения, мировой судья пришел к выводу о том, что МУП «Очистные сооружения», имея задолженность по оплате электрической энергии перед поставщиком, не выполнило мероприятий предусмотренных п. 16(1) Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".

Однако согласиться с выводом мирового судьи нельзя ввиду следующего.

В соответствии с положениями статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Согласно требованиям статьи 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению обстоятельства по делу об административном правонарушении.

Из материалов дела следует, что 27.03.2023 года направлено уведомление № 70801-29/5-01666 о необходимости выполнения мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления и направлении в адрес АО «ЭнергосбыТ Плюс» и в адрес сетевой организации уведомления по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления. Полное ограничение будет произведено на следующий день после получения информации о готовности к полному ограничению; в срок до 10.04.2023 года указано на необходимость предоставить утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии по приведенным точкам поставки.

Пунктом 7 статьи 38 Федерального закона N 35-ФЗ от 26 июня 2003 года "Об электроэнергетике" на Правительство Российской Федерации возложены полномочия по утверждению порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями-участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.

Согласно п. 28, п. 30 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги. В рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

В соответствии с п. 40 Основных положений гарантирующий поставщик вправе в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

Согласно абз. 2 пп. "б" п. 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, ограничение режима потребления вводится при наступлении такого обстоятельства, как нарушение потребителем своих обязательств, выразившегося, в том числе в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности).

В связи с наступлением обстоятельств, указанных в абз. 2 пп. "б" п. 2 Правил N 442, ограничение режима потребления вводится по инициативе: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) (пп. "а" п. 4 Правил N 442).

В п. 10 Правил N 442 предусмотрена обязанность инициатора введения ограничения: а) направить потребителю уведомление о введении ограничения режима потребления; б) направить исполнителю (в предусмотренных настоящими Правилами случаях - субисполнителю) уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления.

Порядок уведомления потребителя о введении ограничения режима потребления предусмотрен п. 8 Правил N 442.

Правилами N 442 предусмотрены специальные процедуры введения ограничения режима потребления, уведомления о введении такого режима в отношении потребителей, отнесенных к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.

В соответствии с п. 7 Правил N 442 потребитель, в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики которого вводится ограничение режима потребления, обязан осуществить самостоятельно полное ограничение режима потребления указанными энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики на дату, которая указана в уведомлении об ограничении режима потребления, а если это ограничение вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, в день, следующий за датой, в которую этим потребителем в соответствии с п. 16 (1) Правил N 442 должны быть выполнены мероприятия по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления.Введение полного ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, до получения от него исполнителем (субисполнителем) уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления не допускается (п. 10 (1) Правил N 442).

Согласно п. 16 Правил N 442 потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязан утвердить план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, включающий в себя мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, и (или) мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Срок проведения мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления не должен превышать 6 месяцев либо, если в отношении потребителя согласованы технологическая и аварийная брони, - 6 месяцев за вычетом срока сокращения электроснабжения до уровня аварийной брони, указанного в акте согласования технологической и (или) аварийной брони.

В п. 16 (1) Правил N 442 указано, что потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, обязан после дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони либо после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони): в течение 3 дней представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления; в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия; в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в п. 16 Правил N 442.

После выполнения этих мероприятий потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления (абз. 5 п. 16 (1) Правил N 442).

Из указанных положений следует, что на потребителя ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям возлагается обязанность: представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения, в данном случае", утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления; в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия; в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.

Однако, исходя из прямого указания названного выше п. 16(1) Правил, данная обязанность возлагается на потребителя только после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления, что не было сделано.

В связи с тем, что уведомление о введении частичного ограничения режима потребления поставщиком не направлялись, а были направлены уведомления сразу на полное ограничение режима, следовательно, мероприятия, предусмотренные п. 16 (1) Правил N 442, заявителем не могли разрабатываться, и не могли выполняться, поскольку это не соответствует предусмотренному Правилами N 442 порядку ограничения режима потребления.

Введение полного ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, до получения от него исполнителем (субисполнителем) уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления не допускается (п. 10 (1) Правил N 442).

Более того, согласно п. 18 Правил N 442 в случае, если до указанной в уведомлении о введении ограничения режима потребления даты введения ограничения режима потребления, потребитель устранил основания для введения такого ограничения, ограничение режима потребления не вводится.

Как следует из показаний допрошенного в суде второй инстанции главного специалиста отдела безопасности и режима АО «Энергосбытплюс» В.Д.В. следует, что с предприятием МУП «Очистные сооружения» заключен договор на поставку электроэнергии, в связи с тем, что это единственный договор, где идет контрактная система, каждый год без заключения дополнительных соглашений заключается новый договор. Поскольку фактически по договору от 01.04.2020 года дебиторская задолженность отсутствует, все свои обязательства МУП «Очистные сооружения» исполнил 25.03.2022 года, уведомление было направлено в адрес предприятия ошибочно. Специалист, посмотрев в программе только номер договора, невнимательно и ошибочно воспринял задолженность, которая имела место быть по новому контракту, как задолженность от 01.04.2020 года и направил ошибочное уведомление. По состоянию на сентябрь 2023 года имела место быть не дебиторская, а месячная задолженность по договору от 2023 года. В настоящее время после первого судебного заседания, обнаружив ошибку, были внесены изменения в программный комплекс. Согласно акту сверки взаимных расчетов, долговых обязательств у МУП «Очистные сооружения» не имеется. Пояснил, что ответ, направленный мировому судье, содержит техническую ошибку в дате договора от 01.01.2023 года, приобщил в судебном заседании ответ с указанием правильной даты договора. Фактически задолженность имелась по контракту от 01.01.2023 года за период июль-август 2023 года. Таким образом, поскольку задолженность за 2020 год отсутствовала и полностью была погашена в 2022 году, правовых оснований для направления уведомления не имелось, данный факт имел место быть как ошибочно направленный, поскольку специалист, отвечающий за программный комплекс, не изменил дату договора.

Из показаний, данных в суде второй инстанции, государственным инспектором отдела государственного энергетического надзора Ф.В.В.., следует, что им был составлен протокол и направлен мировому судье на основании документов, представленных АО «ЭнергосбыТ Плюс». О том, что гарантирующий поставщик энергии допустил ошибку и неправомерно направил сведения для привлечения предприятия к административной ответственности, ему стало известно непосредственно в суде второй инстанции в ходе допроса представителя АО «ЭнергосбыТ Плюс». Оставил разрешение вопроса по доводам жалобы на усмотрение суда.

Согласно договору энергоснабжения № ЭЭ0303-03769 от 01.04.2020 года АО «ЭнергосбыТ Плюс» является гарантирующим поставщиком электроэнергии МУП «Очистные сооружения» (том 1, л.д. 26-37).

Как следует из материалов дела и показаний представителя АО «ЭнергосбыТ Плюс» между гарантирующим поставщиком электроэнергии и потребителем ежегодно заключается новый контракт на поставку услуги.

Согласно дополнительному соглашению о расторжении договора электроснабжения № ЭЭ0303-03769 от 16.04.2020 года в период действия указанного договора с 01.04.2020 года по 31.12.2020 года гарантирующим поставщиком поставлена электрическая энергия на сумму 7 109 183,22 рубля (том 1, л.д. 45).

Из акта сверки взаимных расчетов за период с 16.04.2020 года по 25.03.2022 года, подтвержденного в судебном заседании представителем АО «ЭнергосбыТ Плюс», следует, что 25.03.2022 года сумма 7 109 183,22 рубля полностью погашена, задолженность по договору от 01.04.2020 года отсутствует (том 1, л.д. 46).

Учитывая вышеизложенное, правовые основания для направления уведомления в адрес МУП «Очистные сооружения» отсутствовали, поскольку до его направления в силу п. 18 Правил 442 предприятием были устранены основания для введения такого ограничения.

В силу положений ч. 1 и ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При изложенных обстоятельствах и, принимая во внимание положения ст. 1.5 КоАП РФ, в рассматриваемом случае невозможно сделать безусловный вывод о доказанности в действиях предприятия наличия состава вмененного административного правонарушения.

При изложенных обстоятельствах привлечение названного юридического лица к ответственности за невыполнение потребителем - МУП «Очистные сооружения» электрической энергии ограничения режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, определенных в установленном законодательством об электроэнергетике порядке мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления является незаконным.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 2 г. Гая Оренбургской области от 27 октября 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ, в отношении Муниципального унитарного предприятия «Очистные сооружения» подлежит отмене.

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в деянии данного юридического лица состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 2 ░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░░ 2023 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 3 ░░. 9.22 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 2 ░. 1 ░░. 24.5 ░░░░ ░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 30.12 - 30.14 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░                      ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

12-1/2024 (12-74/2023;)

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
МУП "Очистные сооружения"
Другие
Калмацкий Михаил Валерьевич
Суд
Гайский городской суд Оренбургской области
Судья
Галахова Олеся Сергеевна
Дело на сайте суда
gaysky.orb.sudrf.ru
08.11.2023Материалы переданы в производство судье
14.11.2023Истребованы материалы
17.11.2023Поступили истребованные материалы
19.12.2023Судебное заседание
11.01.2024Судебное заседание
12.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.01.2024Дело оформлено
11.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее