Решение от 07.02.2024 по делу № 33-1192/2024 (33-24379/2023;) от 11.12.2023

            дело №...

            УИД 03RS0№...-86

            Судья Ленинского районного суда

            адрес ФИО6

            ВЕРХОВНЫЙ СУД

            РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

            АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

            33-1192/2024 (33-24379/2023)

        адрес                                        7 февраля 2024 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

    председательствующего судьи         Гиндуллиной Г.Ш.,

    судей                         Аюповой Р.Н.,

                                Мугиновой Р.Х.,

    при секретаре судебного заседания     ФИО9,

        рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, ФИО5 на решение Ленинского районного суда адрес от 23 августа 2023 года.

        Заслушав доклад судьи Гиндуллиной Г.Ш., судебная коллегия

        установила:

                ФИО2 обратился в суд с иском к Администрации городского округа адрес о признании права собственности на земельный участок (долю), в обоснование своих требований, указал, что является сособственником 48/300 долей жилого дома, расположенного по адресу: адрес, на земельном участке площадью 682 кв.м. с кадастровым номером №....

                ФИО2 просил суд признать за ним право собственности на 48/300 доли на земельный участок (кадастровый №...), площадью 682 кв.м., находящийся по адресу: адрес.

    Заочным решением Ленинского районного суда адрес               от 23 августа 2023 г. исковые требования ФИО2 к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок удовлетворены.

                Определением суда от 14 апреля 2023 г. заочное решение Ленинского районного суда адрес от 23 августа 2023 г. отменено, производство по делу возобновлено.

                К участию в деле привлечены третьи лица, заявляющие самостоятельные требования: ФИО4, ФИО3, ФИО1, ФИО24, ФИО25, ФИО5, в обоснование своих требований третьи лица также указали, что они являются сособственниками жилого дома, которым принадлежат: ФИО3 - 24/300 долей, ФИО4 - 48/300 долей, ФИО10 - 48/300 долей, ФИО25 и ФИО24 – по 52/600 долей каждому, жилого дома, расположенного по адресу: адрес, на земельном участке площадью 682 кв.м. с кадастровым номером №..., а также ФИО11, действующего за себя и несовершеннолетнего ФИО12, являющиеся залогодержателями в отношении долей в праве собственности на жилой дом и земельный участок.

                Протокольным определением суда произведена замена третьих лиц ФИО24, ФИО25 ввиду приобретения их долей по договору купли-продажи от дата на ФИО5

                Истцы и третьи лица, заявляющие самостоятельные требования просят суд признать за ними право собственности на земельный участок (кадастровый №...), площадью 682 кв.м, находящийся по адресу: адрес следующих долях: за ФИО2 право собственности на 48/300 доли; за ФИО4, ФИО3 право собственности по 24/300 доли; за ФИО1 право собственности на 48/300 доли; за ФИО5 право собственности на 104/300 и 104/600 долей указанного земельного участка.

    Решением Ленинского районного суда адрес от 23 августа 2023 г. требования ФИО2, ФИО4, ФИО3, ФИО1, ФИО5 к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок удовлетворены.

Признано право долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 682 кв.м., по адресу: адрес, за ФИО2, ФИО1- по 48/300 доли за каждым, за ФИО4, ФИО3 по 24/300 доли за каждым, за ФИО5 на 104/300 и 104/600 доли.

В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан не соглашается с решением суда, полагая, что постановлением администрации ГО адрес РБ №... от 27.08.2021 г. утвержден проект планировки и проект межевания территории, ограниченной адрес, Красина, Чернышевского в адрес ГО адрес РБ. Заказчик – ООО «Агидель-ИнвестСтрой». Согласно проекту на запрашиваемой территории предусмотрено формирование двух отдельных земельных участков «П-1,5» и «П-1,6» под строительство многоэтажных многоквартирных жилых домов. Земельный участок с кадастровым номером №... не соответствует проекту межевания.

    В апелляционной жалобе ФИО5 просит решение отменить, отказав в удовлетворении исковых требований, указывая, что решение суда затруднит возможность регистрации общей доли, признанной за ним, т.к. на часть имеется обременение, полагает, что суд не правильно применил нормы материального права, также истцами и третьими лицами не получен отказ в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом. На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

    В соответствии со статьями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте рассмотрения дела была размещена на сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.

    Изучив материалы дела, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя ФИО5 – ФИО13 – поддержавшую доводы жалобы ФИО5, ФИО2, его представителя ФИО14, представителя ФИО3, ФИО15 –ФИО16, представителя ФИО1 – ФИО17, полагающих доводы жалоб МЗиО РБ и ФИО5 необоснованными, проверив оспариваемое решение в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

    Разрешая спор, суд исходил из того, что истцы и третьи лица имеют право на передачу им в собственность земельного участка, соразмерной их доле на объект недвижимости, расположенный в границах земельного участка.

    В соответствии с ч. 1 ст. 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

    Согласно ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки могут быть приобретены гражданами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

    Согласно ст. 59 ЗК РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.

    В соответствии с положениями п. 2 ст. 271 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), ч. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

    Положениями ст. 1110, 1112, 1152 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное. В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

    Как разъяснено в п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №..., Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №... от дата «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, может быть удовлетворен в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.

    Согласно п. 1 ст. 39.20. Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

    В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

    Согласно п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

    1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

    2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

    3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

    Законом РСФСР от дата №... "О земельной реформе", Земельным кодексом РСФСР от дата, Конституцией Российской Федерации предусмотрено предоставление земельных участков в частную собственность (признание права частной собственности на землю).

    Согласно статье 37 названного Земельного кодекса РСФСР, при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пожизненного наследуемого владения или право пользования земельными участками. При этом им выдается новый документ, удостоверяющий право на землю. В случае перехода права собственности на строение, сооружение к нескольким собственникам указанные права на землю переходят, как правило, в размере пропорционально долям собственности на строение, сооружение.

    В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона          от дата № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

    Согласно пункту 9.1 статьи 3 Федерального закона от дата № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в данном пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

    В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

    Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

    Из части 2 и пункта 1 части 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия обжалуемых судебных актов, следовало, что не могли предоставляться в частную собственность изъятые из оборота земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 данного Кодекса, пунктом 6 которой было предусмотрено, что земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности, не подлежат приватизации, однако в отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

Как установлено судом первой инстанции, выписками из Единого государственного реестра подтверждается право долевой собственности на доли жилого дома истца ФИО2 – 48/300 долей, третьих лиц с самостоятельными требованиями: ФИО3 - 24/300 долей, ФИО4 - 24/300 долей, ФИО10 - 48/300 долей, ФИО5 - 104/300 и 104/600 долей жилого дома.

На основании свидетельства о праве на наследство по закону от 2.11.1995 г., ФИО2 и ФИО1 являются собственниками по 48/300 долей каждый, а ФИО18 – 48/300 доли в праве собственности на домовладение, расположенное адрес.

ФИО18, принадлежащие ей доли в праве общей долевой собственности на указанное недвижимое имущество подарила ФИО3 по договору дарения от 4 февраля 2013 г. и ФИО4 по договору дарения от 12 февраля 2007 г. каждому по 24/300 доли.

ФИО11, являясь собственником 52/100 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок по адресу: адрес кадастровым номером №..., и 104/300 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по тому же адресу, на основании свидетельства о праве на наследство от 1.12.1999 г., подарил указанное недвижимое имущество ФИО21 и ФИО23 по договору от             17 мая 2013 г.

Согласно договору купли-продажи от 17.04.2023 г. ФИО21, ФИО23 и ФИО22 продали ФИО5, принадлежащие им 52/100 долей в праве на спорный земельный участок с кадастровым номером №... и 104/300 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по тому же адресу.

8 июня 2023 г. ФИО24 (продавец) и ФИО5 (покупатель) заключили договор купли-продажи 52/600 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: адрес, также ФИО25(продавец) и ФИО5(покупатель) 52/600 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом.

Жилой дом расположен на земельном участке площадью 682 кв.м.

    Из справки Хозрасчетного предприятия по технической инвентаризации строений по адрес от 29.08.1995 г., содержащейся в материалах наследственного дела умершей ФИО19, видно, что правообладателями домовладения по адресу: адрес, с 1988 г. указаны ФИО19 48/100 доли на основании договора купли №... от 04.11.88 г., и ФИО20 52/100 доли на основании договора купли №... от 08.09.88 г. Указана краткая характеристика домовладения: по правоустанавливающему документу на земельный участок 770 кв.м. выделенного во владение, пользование аренду.

Указанные первичные сведения подтверждают доводы истцов и третьих лиц о том, что длительность землепользования испрашиваемым земельным участком возникло у их правопредшествеников с 1988 года.

    Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрены ст. 39.16. Земельного кодекса Российской Федерации.

    В силу разъяснений, данных в п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №... (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 февраля 2017 года, по смыслу ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному п. 17 данной статьи, необходимо установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.

    В ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

    Согласно частям 3,4,9 ст. 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, являющиеся документами территориального планирования, содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся в том числе к области транспорта (железнодорожного, водного, воздушного транспорта), автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; на картах также отображаются планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований.

    Спорный участок расположен в границах муниципального образования городского округа адрес Республики Башкортостан. В соответствии со ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.

    Частью 3 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

    Согласно ч. 5 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на указанных в пунктах 2-4 ч. 3 данной статьи картах отображаются, в том числе, планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

    К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (ч. 6 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

    В соответствии с приведенными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральные планы городского округа включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.

    Таким образом, для отказа в предоставлении земельного участка в собственность по основанию, предусмотренному п. 17 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, необходимо установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.

    В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 этого Кодекса.

    В силу пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

    Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (части 1, 4 статья 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

    Часть 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение шести лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

    Указание в градостроительной документации по планировке территории планируемого размещения объекта местного значения непосредственно связано с необходимостью резервирования земель для муниципальных нужд (пункт 2 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации).

    Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

    В силу пункта 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 данного Кодекса.

    Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

    Между тем, как установлено материалами дела и судом, указанный земельный участок с момента утверждения постановлением главы Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан от 27 августа 2021 года №... проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной адрес, Красина, Чернышевского в адрес ГО адрес РБ. Заказчик – ООО «Агидель-ИнвестСтрой», на который ссылается в возражении на иск и жалобе Министерство, не зарезервирован для муниципальных нужд, решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд в материалах дела не имеется, в связи с чем, суд сделал правильный вывод о том, что фактически земельный участок свободен от прав третьих лиц, каких-либо иных препятствий для его передачи в собственность истцам и третьим лица, заявляющим самостоятельные требования не имеется.

    В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

    Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ).

    Статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная документация, в том числе генеральные планы городских и сельских поселений, генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также принятые до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки городских и сельских поселений, других муниципальных образований (градостроительные уставы городских и сельских поселений, других муниципальных образований) действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.

    Постановлением Администрации ГО адрес РБ №...                  от 27 августа 2021 г. утвержден проект планировки и проект межевания территории, ограниченной адрес, Красина, Чернышевского в адрес ГО адрес РБ. Заказчик – ООО «Агидель-ИнвестСтрой». Согласно проекту на запрашиваемой территории предусмотрено формирование двух отдельных земельных участков «П-1,5» и «П-1,6» под строительство многоэтажных многоквартирных жилых домов. Земельный участок с кадастровым номером №... не соответствует проекту межевания.

    Испрашиваемый земельный участок, расположенный по адресу адрес, фактически используется для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек с 1988 г., что ни кем не оспаривается, и по настоящее время, соответственно, земельный участок использовался и используется по назначению, вид разрешенного использования для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек. При этом в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела кто-либо из ответчиков не оспаривал указанное обстоятельство.

    При этом, ни в настоящем гражданском деле, ни в иных делах не содержится сведений, указывающих на то, что с 1988 года муниципалитет предпринимал меры для расторжения договора бессрочного пользования земельным участком или истребовании земельного участка как неправомерно используемого.

При этом Земельный кодекс Российской Федерации и постановление Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан №... от 27 августа 2021 г. об утверждении проекта планировки и межевания территории, ограниченной адрес, Красина, Чернышевского в адрес ГО адрес РБ, утверждено значительно позже, то есть после предоставления гражданам земельного участка и до введения Правил землепользования и застройки городского округа адрес.

Поскольку истцы стали собственниками жилого дома, расположенного на испрашиваемом земельном участке, в порядке наследования, а право собственности на него возникло у правопредшественников с 1988 года, когда действующим на тот момент законодательством не требовалась отдельная регистрация права собственности на земельный участок, судебная коллегия полагает, что истцы вправе зарегистрировать свое право собственности на соответствующую долю земельного участка по основаниям, предусмотренным п. 4 ст. 3 и п. 9.1 ст. 3 Федерального закона РФ от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

С учетом того, что сведений о невозможности предоставления в собственность истцов и третьих лиц спорного земельного участка ответчиками суду не представлено, споров относительно местоположения границ земельного участка и его площади со смежными землепользователями не имеется, доказательств изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд, нахождение испрашиваемого земельного участка в границах красных линий или землях общего пользования материалы дела не содержат, судебная коллегия приходит к выводу о том, что заявленные истцами требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Судебная коллегия считает, что расположение земельного участка на территории, подлежащей застройке на основании проекта планировки, также не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований истцов и третьих лиц, поскольку право ответчика и третьего лица на застройку территории, в том числе спорного земельного участка, может быть реализовано в последующем на основании положений Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающего основания для изъятия земельных участков у собственников для государственных и муниципальных нужд.

Также судебная коллегия отклоняет довод третьего лица о несоблюдении досудебного порядка истцами и третьими лицами, о том, что ими не получен отказ в предоставлении земельного участка уполномоченным органом, поскольку из апелляционной жалобы и позиции при рассмотрении дела ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, усматривается спор о праве.

Руководствуясь подпунктом 7 пункта 5 статьи 27, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 41, частями 3, 5 статьи 23, частью 1 статьи 26, статьей 42, пунктами 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, судебная коллегия установив, что испрашиваемый истцами земельный участок не расположен на территории общего пользования и в границах красных линий проектируемой улицы, несмотря на то, что постановлением Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан постановление Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан №... от 27.08.2021 г. утвержден и разработан проект планировки и межевания территории, в составе с земельным участком по адресу: адрес, приходит к выводу том, что спорный земельный участок не относится к землям, ограниченным в обороте.

Довод третьего лица ФИО5 о том, что признание за ним право собственности на общую долю в размере 13/25 нарушает его права, затрудняя возможность регистрации не является основанием к отмене решения. Суд рассмотрел заявленные требования ФИО5 и удовлетворил их.

В соответствии с частью 6 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным основаниям.

Таким образом, правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.

При возникновении неясности решения суда, в целях надлежащего исполнения судебного акта ФИО5 не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о разъяснении решения в порядке предусмотренном частью 1 статьи 202 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Иных доводов, которые могли бы повлечь отмену или изменение решения суда, апелляционные жалобы не содержат.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.

        Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

    определила:

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ 23 ░░░░░░░ 2023 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░5 ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

    ░░░░░

    ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░░ 2024 ░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-1192/2024 (33-24379/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Филиппов Вадим Вячеславович
Ответчики
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Министерство земельных и имущественных отношений РБ
Другие
Магасумов Ильгиз Фадисович
Хусаинов Шамиль Махмутович
Ишбердина Эльвира Рахматулловна
Павлов Дмитрий Анатольевич
МУП АПБ Главного управления архитектуры и градостроительства
Ишбердин Гайсар Равилевич
Урмантаева Гульнара Равилевна
Хусаинов Эмиль Шамилевич
Гаитгалин Азат Ленатович
Марачковская Светлана Вячеславовна
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Гиндуллина Галина Шамильевна
Дело на сайте суда
vs.bkr.sudrf.ru
12.12.2023Передача дела судье
15.01.2024Судебное заседание
31.01.2024Судебное заседание
07.02.2024Судебное заседание
04.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2024Передано в экспедицию
07.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее