Судья Гуляева Г.В.. Дело № 33-1772/2022
УИД 44RS0002-01-2021-005125-88
(№ дела в суде первой инстанции № 2-667/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«19» сентября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Ильиной И.Н.,
судей Зиновьевой Г.Н., Ивановой О.А.,
при секретаре Полищук Е.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Махортовой Елены Александровны, Кореповой Валентины Пименовны на решение Ленинского районного суда города Костромы от 19 мая 2022 года, которым исковые требования Кореповой Валентины Пименовны, Махортовой Елены Александровны, Хлопуновой Ирины Владимировны, Кирилловой Натальи Николаевны, Зайцева Николая Николаевича к управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Костромы, Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уют-Сервис» о признании незаконным распоряжения в части определения управляющей организации, признании многоквартирного дома находящимся под непосредственным управлением, признании договора управления многоквартирным домом незаключенным оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой Г.Н., выслушав объяснения Махортовой Е.А., Кореповой В.П. и их представителя по устному ходатайству Косарева А.В., представителя управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Костромы по доверенности Тороповой Е.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Корепова В.П., Махортова Е.А., Хлопунова И.В., Кириллова Н.Н., Зайцев Н.Н. обратились в суд с иском к управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Костромы, Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уют-Сервис», в котором просили признать многоквартирный <адрес> (далее МКД) находящимся под непосредственным управлением собственников помещений, признать договор управления указанным многоквартирным домом с ООО «УК «Уют-сервис» незаключенным.
Требования мотивированы тем, что истцы являются собственниками квартир <адрес>. Истцами в 2017 году было принято решение о непосредственном управлении указанным домом. Решение было оформлено протоколом и никем не оспаривалось. Впоследствии такие же решения были приняты в 2019 г. и в 2021 года Письмом управления ЖКХ от 13 сентября 2021 года истцы были уведомлены об определении управляющей компании для оказания услуг по управлению и ремонту МКД на основании распоряжения начальника управления ЖКХ № от 10 сентября 2021 г. После издания вышеназванного распоряжения в коммунальных квитанциях за октябрь 2021 года появилась строка «Содержание», по которой были начисления за октябрь и сентябрь 2021 года исходя из тарифа 16 рублей за квадратный метр жилого помещения. 22 ноября 2021 г. в адрес вышеназванной управляющей компании истцами были переданы уведомления об отказе от услуг (претензия о полном их отсутствии), однако письменного ответа на них не последовало. Письмом Управления ЖКХ от 10 ноября 2021 г. истцам было сообщено, что отмена распоряжений об определении управляющей компании законодательством не предусмотрена. С распоряжением начальника управления ЖКХ № от 10 сентября 2021 г. истцы не согласны. Полагают, что в соответствии с п. 12 постановления Правительства Российской Федерации № 491 они вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества МКД. Все условия непосредственного управления истцы соблюдают: оплачивают ТКО, водоснабжение, водоотведение, электроснабжение. В услугах по ремонту мест общего пользования они не нуждаются. Незаключенность договора управления с ООО «УК «Уют-сервис» подтверждается, в том числе его неисполнением с обеих сторон, поскольку управляющая компания не оказывала услуг, а истцы не вносили плату за них.
В ходе рассмотрения дела истцы требования уточнили, в окончательном варианте просят:
- признать незаконным (недействующим с момента вынесения) распоряжение № от 10 сентября 2021 года, вынесенное управлением ЖКХ администрации города Костромы, в части определения управляющей организации для многоквартирного <адрес>
- признать многоквартирный <адрес>у <адрес> находящимся под непосредственным управлением собственников помещений;
- признать договор управления указанным многоквартирным домом с ООО УК «Уют-Сервис» незаключенным.
В качестве третьего лица в деле участвовали администрация города Костромы, Государственная жилищная инспекция Костромской области (далее – ГЖИ), ИП Румянцева С.В., ПАО «Костромская сбытовая компания», МУП г.Костромы «Костромагорводоканал», ООО «ЭТМ».
Судом постановлено вышеуказанное решение от 19 мая 2022 года об отказе в иске.
В апелляционных жалобах Махортова Е.А. и Корепова В.П. выражают несогласие с решением суда, полагают его принятым с нарушением норм материального права. Указывают, что суд сослался на отсутствие договора на аварийное обслуживание как на обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии непосредственного управления МКД, а, следовательно, законности назначения управляющей организации и заключенности договора с ней. Действительно, договор на аварийно-диспетчерское обслуживание не был заключен собственниками МКД, однако законодательство не указывает на отсутствие подобного договора как на причину для принудительного придания жильцам управляющей организации. Считают, что само по себе наличие решения собственников помещений о выборе непосредственного управления МКД препятствует принудительному назначению управляющей организации. Такое решение истцами было принято и доведено до административных органов. Следовательно, администрация не вправе была назначать управляющую организацию, и договор с ней следует признавать незаключенным. Полагают, что после выявления недостатка непосредственного управления в виде отсутствия договора на аварийно-диспетчерское обслуживание, который носит второстепенный и устранимый характер, государственные и муниципальные инстанции, участвующие в споре, могли вынести предписание об его устранении. Однако ими этого сделано не было. Суд фактически оценил оспариваемое распоряжение так, как если бы истцы после предупреждений о необходимости заключения договора на аварийно-диспетчерское обслуживание отказались от такого обслуживания.
Кроме того, в своей апелляционной жалобе Махортова Е.А. дополнительно ссылается на то, что суд, указывая на отсутствие договора на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и договора на аварийно-диспетчерское обслуживание, не установил фактическое наличие общего имущества МКД. Между тем при отсутствии такого имущества истцы не могли и заключить договоры на его обслуживание. Также ссылается на положения абз. 2 п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 416. Отмечает, что судом установлено, что истцами заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями на предоставление коммунальных услуг по отоплению, горячему водоснабжению, использованию площадки и мусорных контейнеров, на электроснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение, вывоз ТБО. На случай аварий у жильцов имеются телефонные номера указанных организаций для обращения. При этом к системам газоснабжения дом не подключен, лифтами и мусоропроводами не оборудован.
В судебном заседании Махортова Е.А., Корепова В.П., их представитель по устному ходатайству Косарев А.В. поддержали апелляционные жалобы по изложенным в ним доводам.
Представитель управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы по доверенности Торопова Е.В. полагала решение суда законным и обоснованным, апелляционные жалобы – не подлежащими удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле и их представители, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представлено, ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступало. В связи с этим на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы гражданского дела, изучив надзорное производство прокуратуры Костромской области №, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истцы являются собственниками помещений (квартир) многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений вышеуказанного дома от 2017 года (даты не содержит) собственниками выбран способ управления МКД – непосредственное управление.
Аналогичные решения приняты собственниками помещений МКД на общих собраниях 16 сентября 2018 года и 16 сентября 2021 года, о чем представлены соответствующие протоколы.
Собственниками помещений заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями (МУП г. Костромы «Костромагорводоканал», ПАО «Костромская сбытовая компания», ООО «ЭТМ», ИП Румянцевой С.В.) на горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, вывоз твердых бытовых отходов, отопление.
Также заключено соглашение с ИП Румянцевой С.В. о компенсации последней затрат по организации и содержанию места накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание контейнерной площадки по адресу: <адрес> сроком действия с 01 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года.
Имеется аналогичное соглашение о компенсации затрат с ИП Румянцевой С.В. от 30 апреля 2021 года. Из представленных платежных документов следует, что ИП Румянцева С.В. выставляет собственникам квартир счета за контейнерную площадку; в квитанциях на оплату ЖКУ 2021 и 2022 г.г. числится как исполнитель коммунальных услуг.
Ранее, 01 августа 2017 года, между Главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО11 (исполнителем) и собственниками помещений вышеуказанного МКД был заключен договор на оказание услуг (обслуживание или комплекс мероприятий, включающий уборку дорожно-уличной сети, уборку, вывоз и утилизацию ТБО и КГМ); указанный договор был расторгнут в 2019 году; в связи с возникшими разногласиями по оплате 15 февраля 2021 года между ФИО11 и собственниками квартир были подписаны соглашения об отсутствии взаимных претензий и урегулировании спора.
26 июля 2021 года из ГЖИ Костромской области в адрес управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы поступила информация с рекомендацией провести открытый конкурс по отбору управляющей организации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2006 года № 75; определить временную управляющую компанию в порядке и на условиях, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 года № 1616 на многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>
13 августа 2021 года прокуратурой города Костромы по результатам проведенной по обращению Кореповой В.П. проверки исполнения жилищного законодательства установлено, что администрацией города Костромы не исполнена обязанность по определению управляющей организации в отношении многоквартирного <адрес>. Установлено, что протоколом общего собрания собственников жилых помещений дома № <адрес> от 16 сентября 2018 года выбран непосредственный способ управления домом. В настоящее время договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества вышеуказанных домов в соответствии с ч. 1 ст. 164 Жилищного кодекса Российской Федерации не заключены, то есть выбранный собственниками жилых помещений способ управления не реализован. В нарушение ч. 17 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации полномочия по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации или определению управляющей организации по управлению многоквартирными домами в порядке и на условиях, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 года № 1616, в МКД по адресу: <адрес> не реализованы, управляющие компании решением органа местного самоуправления не назначены. Вместе с тем отсутствие лица, ответственного за управление и содержание общего имущества в многоквартирном доме, ставит под угрозу его эксплуатацию в отопительный период, (влечет) нарушения качества и режима предоставления коммунальных услуг, непринятие мер по сохранности и надлежащему содержанию общедомового имущества.
В этой связи прокурором внесено представление о принятии мер по устранению выявленных нарушений закона, в том числе провести конкурс по отбору управляющей компании или определить временную управляющую организацию по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>
В ответ на представление прокурора глава администрации города Костромы 13 сентября 2021 года сообщил, что по информации, имеющейся в управлении ЖКХ администрации города Костромы, собственниками помещений дома по адресу: <адрес> выбран непосредственный способ управления домом. ОДнако 26 июля 2021 года от ГЖИ Костромской области в адрес управления ЖКХ администрации города Костромы поступило письмо о необходимости проведения мероприятий по определению временной управляющей организации и проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления указанным многоквартирным домом. С учетом этого управлением ЖКХ администрации города Костромы в соответствии с ч. 17 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации формируется пакет документов для определения управляющей компании в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 года № 1616, а также будет инициировано проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления домами в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2006 года № 75.
Распоряжением начальника управления ЖКХ администрации города Костромы от 10 сентября 2021 года № «Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация» определена в качестве управляющей организации для управления многоквартирными домами, согласно адресному перечню многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес> (Приложение 1) общество с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Уют-Сервис» (ИНН №) с 10 сентября 2021 года до выбора собственниками помещений в многоквартирных домах способа управления многоквартирными домами или до заключения договора управления многоквартирными домами с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирных домах или по результатам открытого конкурса, но не более одного года. Одновременно утвержден перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирными домами, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества; размер платы за содержание жилого помещения.
В Приложении 1 к названному распоряжению «Адресный перечень многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>» под номером 13 числится <адрес>у.
13 сентября 2021 года управление ЖКХ администрации города Костромы направило собственникам помещений многоквартирных домов города Костромы (согласно названному выше Перечню) уведомление об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами, в котором сообщило об издании вышеуказанного распоряжения от 10 сентября 2021 года № и о том, что договоры управления действуют до даты заключения договоров управления многоквартирными домами с иной управляющей организацией, выбора собственниками помещений домов иных способов управления домами, либо до даты заключения договоров с управляющей организацией по результатам проведения открытых конкурсов.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Ч. 1.1 той же статьи предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1.2 ст. 161).
Согласно ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.1 ст. 161).
На основании ч. 4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Ч. 17 ст. 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года. Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации, предусмотренного настоящей частью, письменно уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о принятии указанного решения, об условиях договора управления этим домом и об условиях прекращения договора управления с данной управляющей организацией. Договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации.
Ст. 164 ЖК РФ установлено, что при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров (ч. 1).
Договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращения с твердыми коммунальными отходами заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени (ч. 2).
Договоры об оказании услуг и (или) о выполнении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования, и (или) о выполнении работ по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту, лифтов, подъемных платформ для инвалидов, и (или) о выполнении работ по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, заключенные, в том числе в электронной форме с использованием системы, собственниками помещений в многоквартирном доме, осуществляющими непосредственное управление таким домом, в случаях, предусмотренных настоящей статьей, должны быть размещены лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, в системе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч. 3).
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, которые устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, в том числе собственниками помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме.
В п. 4 вышеназванных Правил установлено, что управление МКД обеспечивается выполнением определенных стандартов. В их числе: прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491; подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе: разработка с учетом минимального перечня перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - перечень услуг и работ); организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе: определение способа оказания услуг и выполнения работ; подготовка заданий для исполнителей услуг и работ; выбор, в том числе на конкурсной основе, исполнителей услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на условиях, наиболее выгодных для собственников помещений в многоквартирном доме; заключение договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; осуществление контроля за оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме исполнителями этих услуг и работ, в том числе документальное оформление приемки таких услуг и работ, а также фактов выполнения услуг и работ ненадлежащего качества и пр.
На основании ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ Правительством Российской Федерации постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения.
Согласно п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 290 (далее - перечень услуг и работ), периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом, в частности, в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме - в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 6 тех же Правил в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны обеспечить, в частности, работу аварийно-диспетчерской службы. Согласно п. 8 Правил выполнение работ в целях содержания в надлежащем техническом состоянии систем внутридомового газового оборудования, лифтового хозяйства и противопожарных систем многоквартирного дома, предусмотренных перечнем услуг и работ, осуществляется привлекаемыми специализированными организациями. Согласно п. 9 Правил ведения об оказании услуг и выполнении работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, отражаются в актах, составляемых по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, и являются составной частью технической документации многоквартирного дома.
Работы по обеспечению требований пожарной безопасности - осмотры и обеспечение работоспособного состояния пожарных лестниц, лазов, проходов, выходов, систем аварийного освещения, пожаротушения, сигнализации, противопожарного водоснабжения, средств противопожарной защиты, противодымной защиты входят в раздел III «Работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме» Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290.
П. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается:
а) собственниками помещений:
путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В подп. 2 п. 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2006 года № 75, указано, что конкурс проводится, если принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в случае, если большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Совокупность приведенных норм в их системном единстве позволяет прийти к выводу о том, что при выборе такого способа управления многоквартирным домом как непосредственное управление у собственников помещений МКД возникает обязанность по заключению нескольких групп договоров.
Во-первых, это договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества, заключаемые с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими соответствубющие работы (в том числе со специализированными организациями в отношении ряда работ, таких, к примеру, как работы по содержанию в надлежащем техническом состоянии противопожарных систем многоквартирного дома). В названных договорах собственники помещений МКД или их большинство выступают в качестве одной стороны.
Во-вторых, это т.н. «ресурснабжающие» договоры (договоры горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, обращения с ТКО), которые носят персональный характер, т.е. заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление МКД, от своего имени.
Между тем по настоящему делу судом установлено и не оспаривается никем из участников процесса, что договор на оказание услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества многоквартирного <адрес>у <адрес> истцами не заключен.
В этой связи судом сделан правильный вывод, что отсутствие указанного договора свидетельствует о том, что выбранный собственниками многоквартирного дома способ управления - непосредственное управление – фактически не был реализован, что являлось основанием для определения органом местного самоуправления управляющей организации для управления МКД № по <адрес>у <адрес>.
При таких обстоятельствах суд обоснованно посчитал, что не имеется оснований для удовлетворения требований истцов о признании незаконным распоряжения начальника управления ЖКХ администрации города Костромы от 10 сентября 2021 года № в части определения управляющей организации для вышеуказанного многоквартирного дома, а также признания дома находящимся под непосредственным управлением собственников.
Поскольку в силу ч. 17 ст. 161 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией (в данном случае – ООО «УК «Уют-Сервис») и собственниками помещений МКД считается заключенным со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации, суд правомерно отказал в удовлетворении требования о признании договора управления незаключенным.
Выводы суда первой инстанции соответствуют требованиям действующего законодательства и установленным фактическим обстоятельствам дела, а потому поводов не согласиться с ними, исходя из доводов апелляционных жалоб, у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы Махортовой Е.А. о том, что суд не установил фактическое наличие общего имущества, в отсутствие которого истцы не могли заключить договор на его обслуживание, судебной коллегией отклоняются. Перечень общего имущества МКД содержится в ст. 36 ЖК РФ. К общему имуществу относятся, в частности, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, а также земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом. Наличие указанного имущества в доме, в котором проживают истцы, однозначно следует из материалов дела.
Иные доводы апелляционных жалобы сводятся к несогласию с решением суда об отказе в иске, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, в связи с чем не могут послужить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
При этом коллегия отмечает, что собственники в любое время могут принять решение о выборе такого способа управления как непосредственное управление МКД и, заключив договор, предусмотренный ч. 1 ст. 164 ЖК РФ, реализовать выбранный способ управления. Тем самым договор управления с определенной органом местного самоуправления управляющей организацией закончит свое действие.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 19 ░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.