Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2754/2023 ~ М-1059/2023 от 20.02.2023

УИД: 56RS0018-01-2023-001256-06

Дело: №2а-2754/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 марта 2023 года                                                                                 г. Оренбург

Ленинский районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Пименовой О.А.,

при секретаре Захаровой И.Ю.,

с участием:

административного истца ФИО2,

представителя административных ответчиков ФИО,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2 к администрации г.Оренбурга, департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга, начальнику департамента градостроительства и земельных отношений администрации ... ФИО1 об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что 2 февраля 2023 года она обратилась в департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга через ГАУ МФЦ г. Оренбурга с целью изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства (гаража) с кадастровым номером N, расположенного по адресу: ..., ... .... Решением начальника департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга ФИО1 от ... N в связи с не предоставлением заявителем правоустанавливающих документов на земельный участок, административному истцу отказано в предоставлении муниципальной услуги. С указанным решением ФИО2 не согласна, считает его необоснованным, нарушающим ее права, свободы и законные интересы, поскольку оспариваемое решение противоречит статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Полагает, что являясь собственником объекта капитального строительства, имеет право самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласования, выбрать для себя как основной, так и в дополнение к основному - вспомогательный вид его разрешенного использования, которые предусмотрены правилами землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны.

Просила суд признать решение начальника департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга ФИО1 от ... N незаконным и обязать административного ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение.

Определением суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга, начальник департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга ФИО1

В судебном заседании административный истец ФИО2 поддержала исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга ФИО, действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме, ссылаясь на законность принятого решения.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В силу части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируются законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 30 названного Кодекса правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Составной частью правил землепользования и застройки являются градостроительные регламенты (пункт 3 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации), в которых указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 1 части 6 статьи 30).

Частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

В соответствии с частью 2.1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.

Положениями части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Согласно части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

В соответствии с ч.1 ст.55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).

Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Виды разрешенного использования земельных участков в муниципальном образовании «город Оренбург» регламентированы «Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Оренбург» (далее – ПЗЗ), утвержденными приказом Министерства архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области от 10 августа 2021 года №26/70-од.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основывается на принципе единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно п.п.2 п.1 ст.40, п.1 ст.41, ст.42 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, обладателей публичных сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В силу пунктов 1.1, 2.2, 2.25 Положения о департаменте градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга, утвержденного Решением Оренбургского городского Совета от 18 февраля 2011 года №114 департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга (далее - департамент) является отраслевым (функциональным) органом администрации города Оренбурга, обладает правами юридического лица и находится в непосредственном подчинении заместителя Главы города Оренбурга по градостроительству, земельным вопросам и дорожному хозяйству.

Департамент осуществляет полномочия (функции) по формированию от имени Администрации города Оренбурга единой политики в сфере земельных отношений, регулирования градостроительной деятельности, строительства, осуществления дорожной деятельности, обеспечения безопасности дорожного движения, организации дорожного движения в муниципальном образовании "город Оренбург", благоприятной среды жизнедеятельности с учетом государственных, общественных и частных интересов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, законами Оренбургской области и муниципальными правовыми актами.

В соответствии с п.2.1.2 Положения Департамент подготавливает проекты правовых актов о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Постановлением администрации г.Оренбурга от 23 мая 2014 г. № 1062-п утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства».

Согласно п.п.18, 18.1 Регламента для получения муниципальной услуги заявитель (представитель заявителя) должен самостоятельно представить заявление по форме согласно приложению к Административному регламенту. К заявлению прилагаются копии документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации; копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя (для представителя заявителя); правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Пунктом 20.1 Регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, в том числе, если заявитель не является правообладателем земельного участка.

Следовательно, изменение вида разрешенного использования объектов капитального строительства лицами, не имеющими статуса правообладателей земельного участка, не допустимо.

Судом установлено, что ФИО2 является собственником объекта капитального строительства (здание магазина) с кадастровым номером N, расположенного по адресу: ..., ..., ..., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером N, на котором расположен объект недвижимости – здание магазина, находится в государственной собственности.

2 февраля 2023 года ФИО2 обратилась в департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга через ГАУ МФЦ г. Оренбурга с целью изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства со здания магазина на гараж.

Решением начальника департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга ФИО1 от ... N в связи с не предоставлением заявителем правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, в соответствии с подпунктом 1 пункта 20.1 Административного регламента, административному истцу отказано в предоставлении муниципальной услуги.

Отказывая в предоставлении муниципальной услуги, административный ответчик указал, что права ФИО2 на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, не зарегистрированы, отсутствуют у ФИО2 и права аренды, бессрочного пользования и иные основания приобретения статуса правообладателя земельного участка, в связи с чем пришел к выводу об отказе в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования объекта недвижимости.

Как указано в ст.5 Земельного кодекса РФ правообладатели земельных участков - это собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

С учетом этого, заинтересованными лицами в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования объекта недвижимости являются собственники земельных участков, а также лица, не являющиеся собственниками земельных участков (землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), к которым ФИО2 не относится.

Кроме того, земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий ФИО2, имеет вид разрешенного использования: «размещение одноэтажного здания магазина, литер Е» и находится в государственной собственности.

Поскольку ПЗЗ предусматривает согласованность вида использования объекта капитального строительства с целевым назначением земельного участка и его категорией, на котором он расположен, то при указанных обстоятельствах, изменение вида использования объекта капитального строительства на иной, будет свидетельствовать о нарушении прав собственника земельного участка, так как при этом правовой режим земельного участка не будет соответствовать целям его использования.

При таких обстоятельствах, оспариваемое решение соответствует требованиям действующего законодательства, принято уполномоченным лицом и не нарушает права административного истца, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Доводы административного истца основаны на неправильном толковании действующего законодательства и не являются основанием для признания решения об отказе в изменении вида разрешенного использования объекта недвижимости незаконным.

Срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением не пропущен.

Руководствуясь статьями 175-180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░░1 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░: ░░░░░░░                                     ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░ 2023 ░░░░

░░░░░: ░░░░░░░                                    ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░. ░░░░░:

░░░░░░░░░:

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №2░-2754/2023 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-2754/2023 ~ М-1059/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ахмадеева Светлана Петровна
Ответчики
Администрация города Оренбурга
Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга
Начальник Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга Бочкарева Е.С.
Суд
Ленинский районный суд г. Оренбурга
Судья
Пименова Оксана Александровна
Дело на сайте суда
leninsky--orb.sudrf.ru
20.02.2023Регистрация административного искового заявления
21.02.2023Передача материалов судье
22.02.2023Решение вопроса о принятии к производству
22.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.03.2023Судебное заседание
20.03.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
30.03.2023Судебное заседание
12.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее