Решение от 20.10.2020 по делу № 8а-23320/2020 от 01.09.2020

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 2а-1403/2019

8а-23320/2020

г. Краснодар                             20 октября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи     Монмаря Д.В.,

судей                      Мальмановой Э.К. и Капункина Ю.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Павлюченковой Т.Н. на решение Тихорецкого городского суда Краснодарского края от 19 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 9 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Павлюченкова А.А. к судебному приставу-исполнителю Ладний Д.Б., Тихорецкому РОСП УФССП России по Краснодарскому краю, Управлению ФССП России по Краснодарскому краю о признании незаконным постановления о расчете задолженности по алиментам,

заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмаря Д.В.,

установила:

Павлюченков А.А. обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Ладний Д.Б., Тихорецкому РОСП УФССП России по Краснодарскому краю, Управлению ФССП России по Краснодарскому краю о признании незаконным постановления о расчете задолженности по алиментам от 21.10.2019 года.

В обосновании заявленных требований указал, что на исполнении в Тихорецком РОСП находится исполнительное производство о взыскании с Павлюченкова А.А. в пользу Павлюченковой Т.Н. алиментов. Судебным приставом-исполнителем 21.10.2019 года осуществлен расчет задолженности по алиментам за период с 16.11.2017 года по 31.12.2018 года в размере 2 113 436,20 рублей, вынесено соответствующее постановление. С указанным постановлением должник не согласен, считает его противоречащим требованиям законодательства.

Решением Тихорецкого городского суда Краснодарского края от 19 декабря 2019 года административное исковое заявление удовлетворено.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 9 июня 2020 года решение Тихорецкого городского суда Краснодарского края от 19 декабря 2019 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 05.08.2020, Павлюченкова Т.Н. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По ее мнению, выводы, изложенные в судебных актах несоответствию обстоятельствам административного дела.

В письменных возражениях на кассационную жалобу Павлюченков А.А., просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать, решения судов первой и апелляционной инстанции оставить без изменения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.

На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в производстве Тихорецкого РОСП УФССП России по Краснодарскому краю находится исполнительное производство № 580/19/066-ИП о взыскании алиментов с Павлюченкова А.А. в пользу Павлюченковой Т.Н. на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка №107 г. Тихорецка от 16.11.2017 года в размере 1/2 части заработка и (или) иного дохода на содержание несовершеннолетних детей: Павлюченковой С. 29.06.2004 года рождения, Павлюченкова М. 31.07.2007 года рождения, Павлюченкова С. 07.12.2010 года рождения.

Исполнительное производство возбуждено 25.11.2017 года.

Судебным приставом-исполнителем Тихорецкого РОСП УФССП по Краснодарскому краю Ладний Д.Б. 21.10.2019 вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам в период с 16.11.2017 года по 31.12.2018 года, согласно которому задолженность определена в размере
2 113436,20 рублей.

В постановлении указано, что задолженность рассчитана на основании налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также книги учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя.

Частями 2 и 3 статьи 102 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов; размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось.

Согласно п. 62 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 года №56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов» размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя, исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов (п. 3 ст. 113 СК РФ, ч. 2 ст. 102 №229-ФЗ).

Статьей 82 Семейного кодекса РФ регламентировано, что виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в соответствии со ст. 81 Кодекса, определяются Правительством РФ.Правительство РФ в постановлении от 18.107.1996 года №841 утвердило Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей. Согласно пп. «з» п. 2 Перечня, удержание алиментов производится с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, определяемых за вычетом сумм понесенных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 20.07.2010 года №17-П, в Определении от 23.06.2015 года №1460-0, алименты могут быть взысканы только с тех сумм заработной платы и иного дохода, которыми алиментно-обязанное лицо вправе распорядиться. Следовательно, суммы, подлежащие уплате в бюджет в виде налогов, не входят в состав средств, образующих экономическую выгоду алиментно-обязанного лица. Не могут быть отнесены к ним и суммы расходов, которые алиментно-обязанное лицо - индивидуальный предприниматель несет непосредственно в ходе предпринимательской деятельности и которые действительно необходимы для ее осуществления, поскольку бременем несения таких расходов определяется, по сути, сама возможность реализации этим лицом конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и, соответственно, исполнения своих алиментных обязательств.

Правоприменительные органы, осуществляющие расчет и взыскание алиментов (задолженности по уплате алиментов), при определении размера доходов индивидуального предпринимателя, перешедшего на упрощенную систему налогообложения и избравшего объектом налогообложения доходы, обязаны учитывать понесенные им в связи с осуществлением предпринимательской деятельности расходы в случае их подтверждения. В силу ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, плательщик или получатель алиментов при несогласии с расчетом размера алиментов (задолженности по уплате алиментов) вправе обжаловать его в суд, который, в свою очередь, разрешая дело по существу, должен исходить из совокупности всех обстоятельств, имеющих значение для определения размера подлежащих удержанию алиментов.

Приказом Минтруда России № 703н, Минфина России № 112н, Минобрнауки России №1294 от 29.11.2013 года даны разъяснения о порядке применения подпункта «з» пункта 2 Перечня. Так, согласно пп. 1 п. 2 Разъяснений, к документам, подтверждающим доходы индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в том числе с объектом налогообложения в виде доходов, относится копия налоговой декларации, представленной в налоговый орган в установленном порядке.

К документам, подтверждающим понесенные расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, относятся: для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, - книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, обязательное ведение которой предусмотрено ст. 346.24 главы 26.2 НК РФ.

Подпунктом 3 пункта 4 Разъяснений предусмотрено, что расходы индивидуальных предпринимателей при расчете размера алиментов определяются для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в соответствии со статьей 346.16 главы 26.2 НК РФ.

Расходы индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, определяются на основании документов, подтверждающих в соответствии с требованиями налогового законодательства Российской Федерации понесенные расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности (пункт 5).

Судебным приставом-исполнителем Тихорецкого РОСП УФССП России по Краснодарскому краю Ладний Д.Б. доказательств, свидетельствующих о соблюдении требований действующего законодательства при расчете задолженности по алиментам в постановлении от 21.10.2019, в подтверждение вышеуказанных обстоятельств не представлено.

Судебный пристав-исполнитель при расчете задолженности за прошедший период должен проверить в совокупности все материалы исполнительного производства, достоверно установить происхождение денежных средств и всех полученных должником доходов, с предоставлением подтверждающих документов.

В материалах исполнительного производства № 580/19/066-ИП не представлено допустимых, достоверных и достаточных доказательств происхождения денежных средств, а также порядка определения суммы дохода и размера, из которых была рассчитана и определена задолженность по алиментам.

Из материалов исполнительного производства № 580/19/066-ИП и пояснений сторон усматривается, что судебному приставу была представлена уточненная налоговая декларация за 2018 год, которая при расчете задолженности по алиментам в постановлении от 21.10.2019 года судебным приставом-исполнителем учтена не была.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя 21.10.2019 о расчете задолженности по алиментам, вынесенного в рамках исполнительного производства № 580/19/23066-ИП.

С данным выводом обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судам не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене решения суда первой и определение апелляционной инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.

С учетом изложенного, решение суда первой и апелляционное определение второй инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 19 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 9 ░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ 318 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                          ░.░. ░░░░░░░

░░░░░                                     ░.░. ░░░░░░░░░░

    

     ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

8а-23320/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Павлюченков Александр Александрович
Ответчики
Тихорецкий РОСП УФССП России по Краснодарскому краю
судебный пристав-исполнитель Ладний Дарья Борисовна
Управление ФССП России по Краснодарскому краю
Другие
Павлюченкова Татьяна Николаевна
Шевелева Ирина Николаевна
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Монмарь Д. В.
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
20.10.2020Судебное заседание
20.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее