10RS0011-01-2023-014243-08
№ 2а-1374/2024 (2а-9163/2023)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 января 2024 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Нуриевой А.В.,
при секретаре Ординой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с применением системы видеоконференцсвязи административное дело по административному иску Егорова И. Ю. к Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия» об оспаривании действий, присуждении компенсации за нарушение условий содержания,
установил:
Егоров И.Ю. обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с административным исковым заявлением к Федеральной службе исполнения наказаний (далее – ФСИН России) об оспаривании действий, присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания. Иск мотивирован тем, что истец, являясь осужденным приговором Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ, содержался в ПФРСИ Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия» (далее – ФКУ ИК-9 УФСИН России по РК) в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, где нарушались условия его содержания, а именно: в камере №, в которой содержали истца, отсутствовала горячая вода, в связи с чем, он испытывал трудности с удовлетворением своих гигиенических потребностей; камера не соответствовала установленному метражу на одного человека, поскольку в камере содержалось 4 человека, было недостаточно свободного места, было невозможно перемещаться между предметами мебели, в связи с чем, нарушалась норма жилой площади; в камере отсутствовали скамейки возле стола по числу содержащихся в ней лиц, в связи с чем, прием пищи приходилось производить с кроватей; прогулочные дворы были маленькие, не хватало места для прогулки четырех человек, крыша была полностью закрыта, лишь в конце дворика под потолком было отверстие. Истец просит признать указанные действия Федеральной службы исполнения наказаний незаконными, присудить компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 25000 рублей.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФКУ ИК-9 УФСИН России по РК, в качестве заинтересованного лица - УФСИН по Республике Карелия.
Административный истец, участие которого в судебном заседании было обеспечено путем проведения видеоконференцсвязи, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-9 УФСИН по РК К., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против иска по основаниям, изложенным в отзыве, указала на пропуск срока обращения в суд.
Представитель административного ответчика ФСИН России, заинтересованного лица УФСИН по Республике Карелия Д., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании полагала требования иска не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в возражениях, полагала, что срок обращения административного истца в суд значительно пропущен.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в п. 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статьей 227.1 КАС РФ предусмотрено, что лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В соответствии с частью 5 этой же статьи при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 указанной статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» указанный Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В соответствии со ст. 4 данного Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Как следует из материалов дела, Егоров И.Ю. был осужден приговором Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ за совершение преступления, предусмотренного ч.2 ст.162 УК РФ, с назначением наказания в виде лишения свободы на срок 01 год 06 месяцев без штрафа и ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, Егоров И.Ю. взят под стражу в зале суда. Приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Егоров И.Ю. содержался в ПФРСИ ФКУ ИК-9 УФСИН России по РК в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой ФКУ ИК-9 УФСИН России по РК. ДД.ММ.ГГГГ Егоров И.Ю. убыл в распоряжение ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия.
Площадь камеры №, в которой содержался Егоров И.Ю., составляет 13,6 кв. метров, камера оборудована двумя двухъярусными кроватями, совместно с Егоровым И.Ю. в камере содержалось 4 человека.
Во всех камерах ПФРСИ ФКУ ИК-9 УФСИН России имеется холодное водоснабжение, у содержащихся в камерах лиц имеются личные электрокипятильники бытового изготовления, при отсутствии нагревательных приборов - горячим кипятком они обеспечиваются администрацией учреждения. По просьбе содержащихся под стражей лиц для бытовых и личных нужд выдается горячая вода.
В ПФРСИ ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия имеется три прогулочных двора, их площадь составляет 8,7 – 8,8 кв. метра, над прогулочными дворами оборудован навес от атмосферных осадков.
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов. Таким образом, государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
В соответствии с действовавшей ранее Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Минюста России от 02.06.2003 № 130-дсп, здания ИУ и СУ должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий» (пункт 20.1). Согласно пункту 20.5 указанной Инструкции подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях.
Согласно п. 43 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.2005 №189, действовавших на момент содержания истца в ПФРСИ, при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.
В соответствии с пунктом 91 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.2005 №189, представители администрации ежедневно обходят камеры и принимают от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и жалобы, как в письменном, так и в устном виде. Все поступившие предложения, заявления и жалобы регистрируются в журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Согласно пункту 93 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.2005 №189, предложения, заявления и жалобы, изложенные письменно и адресованные администрации СИЗО, регистрируются в Журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных и докладываются начальнику СИЗО.
Административными ответчиками не оспаривается, что в камерах ПФРСИ имелось только холодное водоснабжение. Вместе тем, с просьбами о предоставлении дополнительно горячей воды к сотрудникам ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия административный истец не обращался.
Судом отклоняются доводы административного ответчика о том, что здание было построено до введения в действие нормативно-правового регулирования, обязывающего обеспечивать наличие горячего водоснабжения, поскольку такой подход фактически ставит в неравное положение осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, построенных до принятия указанных положений, с теми, кто находится в зданиях пенитенциарной системы, введенных в эксплуатацию после 2003 г.
Вместе с тем судом принимаются во внимание фактические обстоятельства дела, а именно: наличие в распорядке дня изолятора времени, в течение которого содержащимся под стражей лицам по их запросу предоставляется горячая вода, а также предоставленная возможность готовить горячую воду для своих нужд с помощью бытового кипятильника.
При отсутствии в период содержания жалоб со стороны истца на необеспечение горячей водой суд приходит к выводу о том, что ее нехватки для истца не имелось, следовательно, оснований для выводов о существенном нарушении прав истца отсутствием горячей воды в указанный непродолжительный период времени, которое может быть компенсировано присуждением денежной компенсации, не имеется.
По доводам иска о нарушении нормы санитарной площади при содержании истца в ПФРСИ ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия необходимо отметить следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.
Факт нарушения норм санитарной площади камеры, в которой содержался административный истец, административными ответчиками не оспаривается, по пояснениям административного ответчика ФКУ ИК-9 УФСИН России по РК указанное нарушение допускалось по причине большого количества содержащихся в ПФРСИ лиц.
Между тем, сам по себе факт нарушения нормы санитарной площади при содержании истца в ПФРСИ ИК-9 УФСИН России по РК не свидетельствует о существенном отклонении от требований, предусмотренных законодательством, поскольку с учетом незначительного времени нахождения истца в данном учреждении, данное нарушение не повлияло на его здоровье, не повлекло для него каких-то неблагоприятных последствий, не превысило тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы. Доказательств обратного суду не представлено.
Согласно пункту 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста от 14.10.2005 № 189, и действовавших в момент нахождения истца в учреждении, камеры СИЗО оборудуются, в том числе, столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере.
Отсутствие предусмотренной Правилами внутреннего распорядка мебели, безусловно, создает бытовой дискомфорт, ограничивает возможность использования стола, поскольку сесть за стол можно было только, разместившись на спальных местах находящихся в камере кроватей.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, помещения ПФРСИ ФКУ «ИК-9» не были обеспечены скамейками с посадочными местами, соответствующими числу лиц, содержащихся в камере, в связи с чем, допускалось нарушение права административного истца.
Согласно пунктам 134, 136, 137 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста от 14.10.2005 № 189, подозреваемые и обвиняемые, в том числе водворенные в карцер, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя. На прогулку выводятся одновременно все подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в камере.
В силу положений Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.2005 № 204-дсп "Об утверждении Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными, содержащимися в СИЗО и тюрьмах" прогулочные дворы следует располагать, как правило, на верхних этажах режимных корпусов, на каждого обвиняемого, осужденного должно приходиться 2,5-3 кв. м, минимальный размер прогулочного двора - 12 кв. м, над прогулочными дворами устраиваются облегченные навесы.
С учетом представленных административным ответчиком сведений, площадь прогулочных дворов в ПФРСИ не соответствовала установленным требованиям.
В соответствии с пунктами 2, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
В частности, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Разрешая заявленные требования, суд оценив доводы административного истца, приведенные в административном исковом заявлении о ненадлежащих условиях содержания, не находит оснований для вывода о наличии существенных нарушений требований, предъявляемых действующим законодательством к условиям содержания заключенных под стражу лиц, учитывая при этом характер нарушенных прав истца, длительность содержания истца в учреждении с нарушением санитарных норм (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), данные о его личности.
Предусмотренный ст. 219 КАС РФ срок на обращение формально истцом пропущен, вместе с тем, имея в виду особый процессуальный статус истца, его нахождение с момента нарушения его прав и до дня подачи иска в местах лишения свободы, пояснения о его неосведомленности о принадлежащих ему правах, суд полагает возможным восстановить пропущенный истцом срок на обращение в суд.
Согласно статье 227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными принимается, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Необходимая совокупность обстоятельств, подлежащих установлению для решения об удовлетворении иска, судом не установлена. Установленные нарушения со стороны административных ответчиков не является существенным отклонением от требований, предусмотренных действующим законодательством
Таким образом, поскольку административными ответчиками не были допущены существенные нарушения неимущественных прав и законных интересов Егорова И.Ю., правовые основания для взыскания компенсации за нарушение условий содержания отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░;
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29.01.2024