Дело № 2а-7694/2023
копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 07 августа 2023 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Ерохиной А.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Отченашенко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 27 по Красноярскому краю к А1 о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,
установил:
Межрайонная ИФНС № 27 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным иском к Гершевичу Д.И. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 год в размере 1 526,47 руб. и пени в размере 3,47 руб. Требования мотивированы тем, что в соответствии с данными МРЭО ГИБДД УВД г. Красноярска за налогоплательщиком в период с 29.03.2012 по 20.12.2014 был зарегистрирован автомобиль Z У. Административному ответчику направлено налоговое уведомление № 1081934 от 27 марта 2015 года об уплате задолженности по транспортному налогу за 2014 год в размере 1 523 руб. в срок до 01 октября 2015 года, требование об уплате транспортного налога и пени № 82953 по состоянию на 18 октября 2015 года на сумму налога в размере 1 523 руб. и пени в размере 103,59 руб., со сроком уплаты до 26 января 2016 года.
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 27 по Красноярскому краю в судебное заседание представителя не направили, извещены надлежащим образом.
Административный ответчик Гершевич Д.О. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не ходатайствовал.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и ответчика.
Суд, исследовав материалы дела, приходит следующим выводам.
В силу п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела, о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 356.1 настоящего Кодекса.
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса (статья 357 Налогового кодекса РФ).
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ).
Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (п. 1 ст. 359 Налогового кодекса РФ).
В силу статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате задолженности по налогу и предусмотренной статьей 75 НК Российской Федерации пени, начисляемой за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Однако, при этом, следует учитывать предусмотренные законом сроки предъявления соответствующих требований и уведомлений об уплате недоимки.
В соответствии с п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции ФЗ № 47 от 03.12.2012, действовавшей с 04 января 2013 года по 31 августа 2016 года) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).Из материалов дела следует, что за административным ответчиком в период с 29.03.2012 по 20.12.2014 был зарегистрирован автомобиль Honda Civic г/н М 926 МН 124. Административному ответчику направлено налоговое уведомление № 1081934 от 27 марта 2015 года об уплате задолженности по транспортному налогу за 2014 год в размере 1 523 руб. в срок до 01 октября 2015 года, требование об уплате транспортного налога и пени № 82953 по состоянию на 18 октября 2015 года на сумму налога в размере 1 523 руб. и пени в размере 103,59 руб., со сроком уплаты до 26 января 2016 года.
Определением мирового судьи судебного участка № 70 в Октябрьском районе г. Красноярска от 16 сентября 2022 года ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска отказано в выдаче судебного приказа о взыскании с Гершевича Д.И. задолженности по транспортному налогу и пени в размере 1 526,47 руб. в связи с истечение трехлетнего срока на обращение в суд.
С указанным административным исковым заявлением истец обратился 06 июля 2023 года, то есть с нарушением установленного законодательством шестимесячный срока после истечения трехлетнего срока со дня исполнения требования об уплате задолженности (срок исполнения требования по налогу 26 января 2016 года, трехлетний срок истек 27 января 2019 года, шестимесячный срок для обращения в суд истек 27 июля 2019 года.
Разрешая заявление административного истца о восстановлении пропущенного срока для обращения с административным иском о взыскании задолженности по транспортному налогу с Гершевича Д.И., суд приходит к следующим выводам.
Доказательств того, что Межрайонная ИФНС России № 27 по Красноярскому краю была лишена возможности своевременно обратиться к мировому судье, в суд не представлено. Административный истец является органом контроля, обладающим властными полномочиями, имеет штат сотрудников для своевременного и надлежащего выполнения своих обязанностей по взысканию налогов. Большие объемы работы и нехватка сотрудников не могут быть достаточным и объективным препятствием для своевременного обращения налогового органа в суд.
Суд приходит к выводу о нарушении налоговым органом срока для обращения в суд с административным иском о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени и отсутствии оснований для его восстановления.
Частью 5 ст. 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Таким образом, несоблюдение Межрайонной ИФНС России № 27 по Красноярскому краю установленных налоговым законодательством сроков взыскания налогов, является основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 27 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.