Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-337/2023 ~ М-260/2023 от 28.03.2023

Дело № 2а-337/2023    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Володарск 21 апреля 2023 года

Володарский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Моисеева С.Ю.,

при секретаре Бабаевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Володарского района Нижегородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Администрации Володарского муниципального округа Нижегородской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по сносу расселенного аварийного дома,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Прокурор Володарского района Нижегородской области обратился в суд с административным иском к Администрации Володарского муниципального округа Нижегородской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по сносу расселенного аварийного дома, мотивировав тем, что в рамках исполнения указания прокуратуры Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при переселении граждан из аварийного жилищного фонда» прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Володарского муниципального округа закона при обеспечении сноса расселенных аварийных домов.

Административный истец указал, что на территории Володарского муниципального округа, по адресу: <адрес>, расположен многоквартирный дом, признанный в установленном порядке аварийным и расселенный в рамках реализации Программы.

По результатам проведенной проверки установлено, что муниципальные контракты на снос расселенного жилого дома органом местного самоуправления не заключены, иных мер, направленных на снос объекта, не принято.

В целях защиты неопределенного круга лиц, прокуратурой района главе администрации г. Володарска вносилось представление о сносе расселенных многоквартирных домов, однако, действенных мер не принято.

Административный истец также указал, что в расселенный многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> беспрепятственный доступ не ограничен, дверные и оконные проемы открыты, нарушена целостность конструкции. Наличие свободного доступа в заброшенные здания способствует совершению правонарушений и преступлений, в том числе лицами, имеющие террористические и экстремистские намерения, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Также наличие свободного доступа создает возможность проживание в нем лиц без определенного места жительства, незаконных мигрантов. Должные и эффективные меры, направленные на обеспечение безопасного состояния заброшенных зданий администрацией не приняты.

Непригодные для проживания дома ухудшают облик Володарского муниципального округа, сдерживают развитие инфраструктур, что снижает инвестиционную привлекательность территории. Наличие свободного доступа в неснесенный аварийный дом, расположенный по адресу: <адрес> не исключает возможность совершения правонарушений в данных помещениях, в том числе поджога, создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, опасность для сохранности имущества третьих лиц.

Администрация Володарского муниципального округа Нижегородской области, обладая властными полномочиями в реализации вопросов местного значения, обязана создать условия для безопасного проживания граждан и надлежащего содержания муниципального жилищного фонда. Поэтому в случае признания дома аварийным и непригодным для проживания в полномочиях органов местного самоуправления организовать и проконтролировать снос дома. Такая обязанность не может быть поставлена в зависимость от наличия плана, срока или размера финансирования, поскольку это нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.

Административный истец просит суд признать бездействие администрации Володарского муниципального округа Нижегородской области незаконным. Обязать администрацию Володарского муниципального округа Нижегородской области организовать снос расселенного аварийного дома, расположенного по адресу: <адрес>. Установить срок для исполнения решения суда.

В судебном заседании заместитель прокурора Володарского района Нижегородской области Селезнев М.А. заявленные требования поддержал, просил установить срок для исполнения решения суда до конца текущего календарного года.

Административный ответчик Администрация Володарского муниципального округа Нижегородской области в лице представителя по доверенности Колос А.К. в судебном заседании пояснила, что в текущем году возможность выполнить работы по сносу многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, у администрации отсутствует ввиду недостаточности денежных средств в бюджете Володарского муниципального округа на снос многоквартирного дома. Также указала, что между администрацией Володарского муниципального округа и Министерством строительства <адрес> заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Володарского муниципального округа Нижегородской области, в рамках которого предусмотрено софинансирование в 2024 году мероприятий по сносу расселенных многоквартирных жилых домов. Так в соответствии с приложением №1 к настоящему соглашению, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в перечень адресов по которым планируется предоставление субсидии для организации мероприятий по сносу. Просила установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 1 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возраста, недееспособности и других уважительных причин не может сам обратиться в суд.

Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам утвержден Паспорт национального проекта «Жилье и городская среда». В рамках исполнения указанного национального проекта Володарский муниципальный район Нижегородской области являлся участником региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № и предусматривающей помимо переселения граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, ликвидацию существующего аварийного жилищного фонда.

Согласно ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; стимулируют жилищное строительство; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства.

В соответствии с п.6 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе, вопросы обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

К вопросам местного значения относятся также участие в профилактике терроризма и экстремизма (п.7.1 ч.1 ст. 14 Федерального закона №131-Ф3).

В силу ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму» к основным принципам противодействия терроризму отнесены обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма, соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» объектом технического регулирования в указанном законе являются здания и сооружения любого назначения, а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса). Федеральный закон № 384-Ф3 распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружений. При прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение (ч.1 ст.37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ).

Судом установлено, что прокуратурой Володарского района Нижегородской области проведена проверка исполнения администрацией Володарского муниципального округа законодательства при сносе расселенных аварийных домов, которой установлено, что на территории Володарского муниципального округа, по адресу: <адрес> расположен многоквартирный дом, признанный в установленном порядке аварийным и расселенный в рамках реализации Программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ №.

Прокуратурой Володарского района главе администрации г. Володарска внесено представление о сносе расселенных многоквартирных домов, однако действенных мер не принято, до настоящего времени расселенный многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> не снесен. В расселенный многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> беспрепятственный доступ не ограничен, дверные и оконные проемы открыты, нарушена целостность конструкции. Наличие свободного доступа в заброшенные здания способствует совершению правонарушений и преступлений, в том числе лицами, имеющие террористические и экстремистские намерения, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Также наличие свободного доступа создает возможность проживание в нем лиц без определенного места жительства, незаконных мигрантов. Должные и эффективные меры, направленные на обеспечение безопасного состояния заброшенных зданий администрацией не приняты.

Непригодные для проживания дома ухудшают облик Володарского муниципального округа, сдерживают развитие инфраструктуры, что снижает инвестиционную привлекательность территории. Наличие свободного доступа в неснесенный аварийный дом, расположенный по адресу: <адрес> не исключает возможность совершения правонарушений в данных помещениях, в том числе поджога, создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, опасность для сохранности имущества третьих лиц.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора Володарского района Нижегородской области.

Согласно ч.2 ст.178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Рассматривая вопрос об установлении срока исполнения решения суда суд учитывает какие мероприятия необходимо выполнить и полагает необходимым установить срок для исполнения настоящего решения до ДД.ММ.ГГГГ. Указанный срок по мнению суда, будет являться разумным и достаточным для исполнения решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.

░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░ 2023 ░░░░

░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 05 ░░░ 2023 ░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-337/2023 ~ М-260/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Володарского района
Ответчики
Администрация Володарского муниципального округа
Суд
Володарский районный суд Нижегородской области
Судья
Моисеев Сергей Юрьевич
Дело на сайте суда
volodarsky--nnov.sudrf.ru
28.03.2023Регистрация административного искового заявления
28.03.2023Передача материалов судье
30.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
30.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.04.2023Судебное заседание
05.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.06.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее