Дело № 2-1222/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Шатура Московской области ДД.ММ.ГГГГ
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Грошевой Н.А.,
с участием адвоката Бариновой Е.П., Передельской Я.В.,
при секретаре Родиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Башмакова ФИО16 ФИО4 к администрации Шатурского муниципального района Московской области, Ибрагимову ФИО17, Тримасовой ФИО18, Гордеевой ФИО19 о признании незаконными действий по предоставлению земельного участка, постановлений о предоставлении земельного участка в аренду и собственность, признании недействительными договора аренды земельного участка и его купли-продажи, применении последствий недействительности сделок, снятии земельного участка с кадастрового учета,
установил:
Башмаков Л.П. обратился в суд с иском к администрации Шатурского муниципального района Московской области, Ибрагимову Д.А., Тримасовой О.А., Гордеевой М.М., указав, что администрация Шатурского муниципального района Московской области в нарушение действующего законодательства без информирования жителей д. Великодворье о предстоящей застройке новых территорий, при отсутствии документов по планировке застраиваемой территории, предоставила под индивидуальное жилищное строительство 38 земельных участков в лесном массиве, водоохраной зоне р. Ялмы и на пастбище, расположенных за пределами жилой застройки в границах д. Великодворье.
Указанные земельные участки все годы существования деревни использовались жителями в целях традиционного природопользования - для отдыха, сбора грибов и ягод, заготовки кормов и выпаса скота.
Ввиду названных обстоятельств жители деревни обращались к главе Шатурского муниципального района Московской области по вопросу отмены постановлений о предоставлении земельных участков под строительство жилых домов на территории лесного массива, мотивируя тем, что это территория общего традиционного природопользования жителей д. Великодворье и решение о застройке наносит ущерб природным ресурсам и законным интересам жителей.
ДД.ММ.ГГГГ был дан письменный ответ о том, что решение принято исключительно в рамках действующего законодательства и не подлежит отмене.
Поскольку территория, на которой предоставлены земельные участки под строительство, никакими нормативными и градостроительными документами не предназначалась для застройки, в отношении указанной территории градостроительная подготовка не проводилась, отсутствует генеральный план, правила землепользования и застройки, документация по планировке территории и проект межевания - развитие этой территории не определено, правовой режим территории в отношении разрешенного использования не установлен. Предусмотренная законодательством подготовка проекта планировки и проекта межевания территории, на которой в числе других предоставлен для строительства земельный участок с кадастровым номером № не осуществлялась, не проводились публичные слушания по указанным проектам, планировочные документы не публиковались. Жители деревни не были проинформированы о предстоящей застройке этой территории и предоставлении земельных участков для строительства, в связи с чем, не могли своевременно заявить о нарушении своих законных интересов и прав на землю.
Таким образом, действиями администрации Шатурского муниципального района нарушены права жителей д. Великодворье на участие в публичных слушаниях по проекту планировки и проекту межевания, проведение которых является обязательной процедурой при решении вопросов застройки новых незастроенных территорий, а также нарушены права на информацию о такой застройке.
Просит с учетом уточнений заявленных требований признать незаконными действия администрации Шатурского муниципального района Московской области, связанных с нарушением действующего законодательства при предоставлении Ибрагимову Д.А. земельного участка с кадастровым номером № для ИЖС; признать незаконным постановление администрации Шатурского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду Ибрагимову Д.А. земельного участка с кадастровым номером №; признать незаконным постановление администрации Шатурского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность Ибрагимову Д.А. земельного участка с кадастровым номером № признать недействительным договор аренды земельного участка с кадастровым номером № № «А» от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения к нему, заключенных между администрацией Шатурского муниципального района и Ибрагимовым Д.А.; признать недействительным договор купли - продажи земельного участка с кадастровым номером № № «К-П» от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администраций Шатурского муниципального района и Ибрагимовым Д.А., применить последствия недействительности сделки; признать недействительным договор купли- продажи земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между Ибрагимовым Д.А. и Тримасовой О.А., применить последствия недействительности сделки; признать недействительным договор купли - продажи земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между Тримасовой О.А. и Гордеевой М.М., применить последствия недействительности сделки; снять земельный участок с кадастровым номером № с кадастрового учета.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, отраженным в протоколе судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>.
В судебном заседании истец Башмаков Л.П., его представитель ФИО8, действующий на основании доверенности, исковые требования с учетом уточнения поддержали, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, а также в письменных объяснениях, приобщенных к материалам дела.
Представитель ответчика - администрации Шатурского муниципального района Московской области ФИО9, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении требований Башмакову Л.П. отказать, поскольку при предоставлении Ибрагимову Д.А. земельного участка администрацией права его не нарушены, на спорный земельный участок он не претендовал. Процедура по предоставлению земельного участка в аренду, а затем в собственность Ибрагимову Д.А. была соблюдена.
Ответчик Ибрагимов Д.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного слушания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Тримасова О.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного слушания извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием представителя.
Представитель ответчика Тримасовой О.А. - адвокат Баринова Е.П. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, мотивируя тем, что истец не имел намерений приобретать спорный земельный участок в собственность. Земельный участок не находится в водоохранной зоне или в лесном массиве. Препятствия в пользовании земельным участком истцу не чинятся.
Ответчик Гордеева М.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного слушания извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием представителя.
Представитель ответчика Гордеевой М.М. - адвокат Передельская Я.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, пояснив, что истец не доказал нарушение своих прав. В материалах дела имеются документы относительно межевания спорного земельного участка, информирования о предоставлении земельного участка. Истец обжалует действия администрации Шатурского муниципального района в порядке главы 25 ГПК РФ через три года после совершения таких действий, хотя срок на обращение с подобным иском составляет 3 месяца. Истец не вправе обжаловать сделки по аренде и купле-продаже спорного земельного участка, поскольку стороной по сделке он не являлся. Действиями администрации права истца не нарушаются, а действовать от других жителей деревни истец не может, поскольку у него нет полномочий.
Представитель третьего лица ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного слушания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 11 ст. 30 ЗК РФ в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства предварительное согласование места размещения объекта не проводится.
Также ст. 30.1. ЗК РФ установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, без предварительного согласования места размещения объекта (п. 1).
В соответствии с п. 4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
проведение работ по формированию земельного участка; выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
определение разрешенного использования земельного участка; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В соответствии с п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Ибрагимов Д.А. обратился в администрацию Шатурского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду под индивидуальное жилищное строительство земельного участка площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д. 124).
Комиссией по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию дано заключение об отсутствии возражений в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка (протокол от ДД.ММ.ГГГГ № л.д. 137).
В газете «Ленинская Шатура» от ДД.ММ.ГГГГ № администрацией Шатурского муниципального района опубликовано информационное сообщение о намерении предоставить в аренду двух земельных участков, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных по адресу: д. Великодворье, для индивидуального жилищного строительства, с указанием срока для предоставления заявок по факту предоставления указанных участков - по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 136).
Постановлением администрации Шатурского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема расположения земельного участка (л.д. 138-140).
На основании заявки заказчика кадастровых работ Ибрагимова Д.А. в отношении указанного земельного участка проведены работы по подготовке документов для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер №л.д. 145).
В виду отсутствия иных претендентов на спорный земельный участок на основании постановления администрации Шатурского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Ибрагимову Д.А. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, д. <адрес> из земель категории «земли населенных пунктов», разрешенное использование «индивидуальное жилищное строительство» (л.д. 140).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Шатурского муниципального района и Ибрагимовым Д.А. был заключен договор аренды указанного земельного участка № «А» сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который был зарегистрирован в установленном законом порядке (л.д. 141-144).
Постановлением администрации Шатурского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № бы изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с «для индивидуального жилищного строительства» на «ведение личного подсобного хозяйства» (л.д. 172-173).
ДД.ММ.ГГГГ между сторонами к договору аренды № «А» от ДД.ММ.ГГГГ было заключено дополнительное соглашение, которым п. 1.1 изложен в другой редакции (л.д. 153-154).
На основании постановления администрации Шатурского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Ибрагимову Д.А. был предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером № (л.д. 178-179).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Шатурского муниципального района и Ибрагимовым Д.А. был заключен договор купли - продажи земельного участка № «К-П» с кадастровым номером № Государственная регистрация сделки произведена ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 180-182).
ДД.ММ.ГГГГ между Ибрагимовым Д.А. и Тримасовой О.А. заключен договор купли - продажи земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, д. Великодворье (л.д. 56).
ДД.ММ.ГГГГ между Тримасовой О.А. и Гордеевой М.М. заключен договор купли - продажи земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д. 48).
В обосновании заявленных требований истец ссылается на то, что администрация Шатурского муниципального района предоставила под индивидуальное жилищное строительство 38 земельных участков в лесном массиве, водоохраной зоне р. Ялмы и на пастбище, расположенных за пределами жилой застройки в границах д. Великодворье, чем было нарушено его право на природопользование.
Между тем, из информации главы сельского поселения Пышлицкое от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что незастроенные земли д. Великодворье в пределах границ этого населенного пункта в период с 2005 г. по 2013 г. использовались жителями как земли общего пользования для отдыха в лесу, у реки, сбора дикорастущих растений, ягод и грибов, заготовки кормов для домашних животных. Территория использовалась жителями по своей инициативе. В сельском поселении Пышлицкое Правила землепользования и застройки, проект планировки территории, проект межевания территории не принимались (л.д. 218, 219).
Согласно ответу Шатурской городской прокуратуры на обращения ФИО11 и других жителей д. Великодворье, земли восточнее д. Великодворье вниз к реке Ялма, где гражданам предоставлены земельные участки, являются землями населенных пунктов и не относятся к землям лесного фонда (л.д. 212-213, 216-217).
Шатурским филиалом ФГУ «Мособллес» по требованию городской прокуратуры в порядке ст. 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» проведена выездная проверка данных земельных участков, по результатам которой при натурном обследовании границ участков установлено, что в состав лесного фонда Шатурского лесничества данные участки не входят и общих границ не имеют.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии со статьей 61 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.
Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения. Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с законодательством.
В силу положений статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации зеленые зоны можно определить как леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, где запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. В составе зеленых зон, в свою очередь, выделяются лесопарковые зоны, выполняющие те же функции, но признаваемые таковыми в установленном порядке.
По смыслу данных норм, создание и охрана зеленых зон, лесопарковых зон и других озелененных территорий городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с генеральным планом поселения и правилами землепользования и застройки. Ограничения на осуществление деятельности в границах территории, занятой деревьями и кустарниками, могут применяться только в том случае, если данная территория отнесена правилами землепользования и застройки к соответствующей территориальной зоне.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района. Границы территориальных зон могут устанавливаться по естественным границам природных объектов (статья 34 ГрК РФ).
Статьей 35 ГрК РФ установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом (пункт 11); а также зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение (пункт 12).
Органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 15).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1007 утверждено Положение об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон.
Данным Положением установлен порядок определения функциональных зон в лесопарковых зонах защитных лесов, площади и границ лесопарковых зон и зеленых зон защитных лесов. В соответствии с утвержденным Положением функциональные зоны в лесопарковой зоне представляют собой части лесопарковой зоны, которые выделяются в целях дифференциации режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в различных частях лесопарковой зоны. Функциональные зоны, площадь и границы лесопарковой зоны, зеленой зоны устанавливаются решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании утвержденной проектной документации. Сведения об установлении границ лесопарковых зон и зеленых зон вносятся в государственный кадастр недвижимости в качестве сведений о зонах с особыми условиями использования территории.
Согласно пункту 1 главы 24 Правил данные предписания распространяются на зеленые насаждения, находящиеся на земельных участках, расположенных на территории городского округа: зеленые насаждения на территории общего пользования - территория, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, парки, бульвары, детские, спортивные и спортивно-игровые площадки и площадки для выгула собак; зеленые насаждения на территории ограниченного пользования; зеленые насаждения специального назначения.
В материалах гражданского дела отсутствуют данные о том, что зеленые насаждения, находящиеся на испрашиваемом земельном участке, относятся к зеленому фонду сельского поселения Пышлицкое. Также материалы дела не содержат сведений, что зеленые насаждения, находящиеся на испрашиваемом земельном участке, относятся к рекреационной зоне либо к зоне особо охраняемых территорий.
Данных, свидетельствующих о том, что находящиеся на спорном земельном участке зеленые насаждения относятся к перечисленным в пункте 1 главы 24 Правил зеленым насаждениям, материалы дела также не содержат.
Таким образом, доказательств того, что спорный земельный участок расположен в лесном массиве, водоохраной зоне р. Ялмы или на пастбище, а также что он ограничен либо изъят из оборота, истцом не предоставлено, в связи с чем оснований для признания незаконными действий администрации Шатурского муниципального района по формированию земельного участка с целью его предоставления на праве аренды гражданину для индивидуального жилищного строительства не имеется.
Судом отклоняются доводы истца о нарушении ч. 2 ст. 31 ЗК РФ при формировании земельного участка относительно его выбора в отсутствии утвержденной градостроительной документации по использованию территории, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
Спорный земельный участок сформирован для предоставления гражданину под ИЖС без предварительного согласования мест размещения объектов, тогда как ст. 31 ЗК РФ регламентирован выбор земельного участка при его формировании одновременно с согласованием мест размещения объектов, что прямо указано в ч. 1 ст. 31 ЗК РФ.
Таким образом, суд полагает установленным отсутствие нарушений процедуры формирования спорного земельного участка.
Также не обоснованы доводы истца о нарушениях при постановке земельного участка на кадастровый учет и установлении при этом вида разрешенного использования, поскольку решение органа кадастрового учета истцом не оспаривается, соответствующих требований не заявлено.
В силу п. 3 ст. 31 ЗК РФ (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подп. 4, 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных ст. 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Содержание указанного выше сообщения администрации Шатурского муниципального района о намерении предоставить в аренду четырех земельных участков не позволяет определить местонахождение спорного земельного участка и установить, что сообщение относится именно к нему, также не указана информация о сроках возможной аренды участка и о том, где именно можно получить дополнительную информацию.
Передача земельных участков без информирования населения через средства массовой информации, и как следствие, не выявление иных претендентов и рассмотрения их заявок противоречит земельному законодательству.
Согласно п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, обратившемуся с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка, в случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка иные заявления не поступили. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
Материалами дела подтверждается предоставление в аренду спорного земельного участка ответчику Ибрагимову Д.А. в связи с отсутствием иных претендентов на него.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд находит несостоятельной ссылку истца как на доказательство в обоснование своих требований на представления прокурора об устранении нарушений земельного и градостроительного законодательства, исходя из следующего.
Прокурор, как должностное лицо, наделенное государственно-властными полномочиями, вправе требовать устранения нарушений действующего законодательства не в своих личных интересах, а в интересах государства, муниципальных образований, неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 3 ГПК Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Из объяснений истца Башмакова Л.П. в судебном заседании установлено, что он не имел и не имеет намерений приобретать спорный земельный участок, а заинтересован исключительно в сохранении земельного массива, включающего спорный земельный участок и еще 37 земельных участков, в виде свободной незастроенной территории деревни для общего пользования жителями деревни.
В силу ч. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Согласно ст. 168 ГК РФ (в редакции, действующей в момент возникновения спорных отношений) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо, имеющее, по смыслу указанной нормы, охраняемый законом интерес (п. 3 ст. 166 ГК РФ).
Поскольку Башмаков Л.П. стороной по договору аренды и договору купли-продажи не являлся, на земельный участок не претендовал и не претендует, оснований для признания сделок недействительными в целях восстановления нарушенных прав истца суд не усматривает.
Суд не может согласиться с доводами истца о том, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым отменено решение Шатурского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО11, ФИО12, Башмакова Л.П. к администрации Шатурского муниципального района Московской области, ФИО13 об оспаривании действий (бездействия) администрации Шатурского муниципального района Московской области, признании недействительными договора аренды и купли-продажи земельного участка и применении последствий недействительности сделок, снятии земельного участка с кадастрового учета, которым исковые требования истцов удовлетворены, имеет преюдициальное значение для рассмотрения данного иска.
В силу положений п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Ответчики Ибрагимов Д.А., Тримасова О.А. и Гордеева М.М. не принимали участие при рассмотрении спора, спор заявлен об ином земельном участке, следовательно, указанное решение не имеет преюдициального значения для данного дела.
На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Башмаковым Л.П. требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Башмакова Льва ФИО4 к администрации Шатурского муниципального района <адрес>, Ибрагимову ФИО20 Тримасовой ФИО21, Гордеевой ФИО22 о признании незаконными действий администрации Шатурского муниципального района по предоставлению Ибрагимову Д.А. земельного участка для ИЖС с кадастровым номером №; признании незаконным постановления администрации Шатурского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду Ибрагимову Д.А. земельного участка с кадастровым номером № признании незаконным постановления администрации Шатурского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность Ибрагимову Д.А. земельного участка с кадастровым номером №; признании недействительным договора аренды земельного участка с кадастровым номером № № «А» от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения к нему, заключенных между администрацией Шатурского муниципального района и Ибрагимовым Д.А.; признании недействительным договора купли- продажи земельного участка с кадастровым номером № № «К-П» от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администраций Шатурского муниципального района и Ибрагимовым Д.А., применении последствий недействительности сделки; признании недействительным договора купли - продажи земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Ибрагимовым Д.А. и Тримасовой О.А., применении последствий недействительности сделки; признании недействительным договора купли - продажи земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Тримасовой О.А. и Гордеевой М.М., применении последствий недействительности сделки; снятии земельного участка с кадастровым номером № с кадастрового учета оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.А. Грошева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Н.А. Грошева