АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
07 сентября 2009 года город Вологда Дело № А13-6814/2009
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Борисовой Ю.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соколовой И.Е., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Великий Устюг Вологодской области к предпринимателю Волкову Алексею Дмитриевичу о взыскании 772 руб. 80 коп.,
у с т а н о в и л:
государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Великий Устюг Вологодской области (далее – УПФ РФ, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к предпринимателю Волкову Алексею Дмитриевичу (далее – предприниматель) о взыскании финансовой санкции в сумме 772 руб. 80 коп. за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2008 год.
Ответчик отзыва на заявление, возражений по взыскиваемой сумме, доказательств уплаты не представил.
УПФ РФ извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в соответствии с частью первой статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Почтовое уведомление о направлении предпринимателю определения об отложении рассмотрения дела по известному суду адресу вернулось с отметкой почтового отделения «отсутствие адресата по указанному адресу». При таких обстоятельствах в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 АПК РФ предприниматель считается извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Дело рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя УПФ РФ, предпринимателя.
Исследовав доказательства по делу, суд считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Волков Алексей Дмитриевич (1974 г.р.) зарегистрирован межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 10 по Вологодской области в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 06.08.2004 за основным государственным регистрационным номером 304353821900105.
Предприниматель не представил в установленный срок индивидуальные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2008 год, о чем УПФ РФ 17.03.2009 составлен акт № 42.
Решением от 08.04.2009 № 70 УПФ РФ привлекло предпринимателя к ответственности, предусмотренной частью третьей статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2008 год в виде штрафа в размере 386 руб. 40 коп.
Требование УПФ РФ от 08.04.2009 № 1229 предпринимателем в добровольном порядке не исполнено, в связи с чем, УПФ РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовой санкции.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона РФ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика (Пенсионного фонда Российской Федерации) документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Также статьей 15 Закона № 27-ФЗ предусмотрена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о каждом застрахованном лице.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице один раз в год, но не позднее 1 марта. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют сведения в том же порядке.
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Пунктом 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 № 318 (с изменениями и дополнениями) определено, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа. Сведения представляются ежегодно, до 01 марта.
Следовательно, предприниматель был обязан представить индивидуальные сведения за 2008 год не позднее 02.03.2009 (01.03.2009 – выходной день).
Предприниматель в установленный срок указанные сведения в учреждение не представил.
В соответствии с частью третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе к физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 28 Закона № 167-ФЗ страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 указанного закона (индивидуальные предприниматели), уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 №246 «О стоимости страхового года на 2008 год» утверждена стоимость страхового года на 2008 год в размере 3864 руб.
Сумма страховых взносов в виде фиксированного платежа, подлежащих уплате предпринимателем за 2008 год, составляет 3864 руб.
Таким образом, привлечение предпринимателя к ответственности, предусмотренной частью третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде взыскания финансовых санкций в размере 386 руб. 40 коп. (3864 руб. х 10%), является обоснованным.
УПФ РФ просит суд взыскать с ответчика финансовые санкции в сумме 772 руб. 80 коп. В качестве обоснования взыскания штрафа в указанной сумме заявитель ссылается на то, что предприниматель ранее нарушал положения статьи 11 Закона № 27-ФЗ и был привлечен к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ, в связи с чем, просит суд применить обстоятельства, отягчающие ответственность и взыскать финансовые санкции, увеличенные на 100 процентов.
В подтверждение наличия указанных обстоятельств заявителем представлена копия решения Арбитражного суда Вологодской области от 05 декабря 2008 года по делу № А13-9469/2008, согласно которому с предпринимателя взысканы финансовые санкции за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2007 год.
Суд считает требование управления о применении судом отягчающего обстоятельства и взыскания финансовых санкций в двойном размере не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В статье 3 Закона № 27-ФЗ установлено, что целью индивидуального (персонифицированного) учета является, в частности, создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами.
Согласно статье 2 Закона № 167-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Из анализа названных норм следует, что на правоотношения, связанные с контролем за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено законодательством об обязательном пенсионном страховании. К указанным правоотношениям применимы, в частности, положения главы 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) «Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений», определяющие обстоятельства, отягчающие ответственность (пункт 1 статьи 112), и порядок определения размера подлежащего взысканию штрафа при установлении названных обстоятельств (пункт 3 статьи 114).
В пункте 2 статьи 112 НК РФ содержится перечень отягчающих ответственность обстоятельств.
Пунктом 2 статьи 112 НК РФ установлено, что обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
В пункте 4 статьи 112 НК РФ предусмотрено, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 101 НК РФ в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
Подпунктом 1 пункта 7 статьи 101 НК РФ установлено, что по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, в том числе о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Статьей 104 НК РФ предусмотрено, что после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной указанным Кодексом.
В нарушение указанных норм права, вопрос о наличии отягчающих ответственность обстоятельств в ходе рассмотрения акта и материалов проверки заявителем не исследован, отягчающие ответственность обстоятельства не были приняты во внимание при внесении решения от 08.04.2009 № 70.
На основании изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению в части взыскания штрафа в сумме 386 руб. 40 коп. В остальной части в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ управление освобождено от уплаты государственной пошлины. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Руководствуясь статьями 110, 167 – 171, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
р е ш и л:
взыскать с предпринимателя Волкова Алексея Дмитриевича, зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 06.08.2004 за основным государственным регистрационным номером 304353821900105, проживающего по адресу: Вологодская область, Великоустюгский район, д. Благовещенье, дом 4, квартира 9, в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации финансовую санкцию в размере 386 руб. 40 коп.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с предпринимателя Волкова Алексея Дмитриевича, зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 06.08.2004 за основным государственным регистрационным номером 304353821900105, проживающего по адресу: Вологодская область, Великоустюгский район, д. Благовещенье, дом 4, квартира 9, в федеральный бюджет (код 18210801000011000110) государственную пошлину в сумме 250 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.