№
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 декабря 2023 года г.Пудож
Пудожский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Точинова С.В.,
при секретаре Ханаевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Роменского А.В., в чьих интересах действует Пронин А.В., к Министерству имущественных и земельных отношении Республики Карелия об оспаривании бездействия, обязании совершения определенных действий,
у с т а н о в и л :
Роменский А.В., в чьих интересах действует Пронин А.В., обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, в котором указал, что 25.10.2023 административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельных участков в собственность в соответствии с п.п.10 п.2 ст.39.3 ЗК РФ по адресу: <адрес>., с кадастровыми номерами № и № для индивидуального жилищного строительства. В нарушение положений ст.39.18 ЗК РФ до настоящего момента в адрес административного истца ответ не поступил. Бездействие административного ответчика нарушает законные права и интересы административного истца и не соответствует законодательству. Просил признать незаконным длительное бездействие Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выраженное в нарушении установленных законом сроков рассмотрения заявлений, а также обязать административного ответчика с момента вступления решения суда в срок не более 5 календарных дней рассмотреть заявление о предоставлении земельных участков.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГКУ РК «Управление земельными ресурсами».
В отзыве на административное исковое заявление административный ответчик указал, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с 01.01.2016 осуществляет полномочия по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Пропуск срока предоставления государственных услуг вызван несоответствием численности специалистов, уполномоченных на подготовку аналитических заключений, проектов решений, количеству поступающих заявлений и, как следствие, передачу их в работу исполнителям за пределами сроков предоставления государственных услуг. Согласно п.4 ст.39.15 ЗК РФ поступающие заявления рассматриваются в порядке очередности их поступления. В связи с этим рассмотрение заявлений истца с нарушением очередности повлечет нарушение прав иных заявителей. В настоящее время обращение истца, поступившие 31.10.2023, переданы в работу исполнителю, после подписания ответ на обращения будет направлен в адрес истца в кратчайшие сроки.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались судом о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (п.1); соблюдены ли сроки обращения в суд (п.2); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (п.3); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (п.4).
В ч.11 ст.226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено ст.39.2 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее уполномоченный орган).
В силу положений ст.10.1 ЗК РФ, п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Закона Республики Карелия от 29.12.2015 №1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного постановление Правительства Республики Карелия №390-П от 02.11.2017, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия осуществляет полномочия по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с распоряжением Правительства РК от 11.10.2006 №309р-П «Об утверждении Перечня государственных учреждений Республики Карелия, подведомственных органам исполнительной власти Республики Карелия» ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» подведомственно Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Роменский А.В. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлениями от 25.10.2023 о предоставлении в собственность без проведения торгов земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>., с кадастровыми номерами № и № для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с п.п.10 п.2 ст.39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Согласно п.1 ст.39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В силу п.п.«в» п.1 постановления Правительства РФ от 09.04.2022 №629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы» процедуры, предусмотренные п.1 ст.39.18 ЗК РФ, осуществляются в срок не более 14 календарных дней;
Из материалов дела следует и не оспаривается административным ответчиком, что соответствующие заявления административного истца до настоящего времени не рассмотрены, какие-либо решения в порядке п.1 ст.39.18 ЗК РФ по ним не приняты. Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется.
Доводы административного ответчика о необходимости соблюдения положений п.4 ст.39.15 ЗК РФ о рассмотрении заявлений о предоставлении участков в порядке их поступления и недостаточном количестве специалистов не могут являться основанием, освобождающим его от соблюдения установленных сроков. Кроме того, правило, установленное указанной нормой, в первую очередь, определяет очередность рассмотрения поступающих обращений в отношении одного земельного участка.
Также не может являться основанием к фактическому оставлению без рассмотрения ответчиком обращений административного истца содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения об установлении запрета на совершение регистрационных действий в отношении испрашиваемых земельных участков.
При указанных обстоятельствах суд находит обоснованными доводы административного истца о наличии факта незаконного бездействия со стороны административного ответчика, допустившего существенное нарушение сроков рассмотрения соответствующего обращения, чем были нарушены законные права и интересы административного истца.
В связи с этим требования о возложении обязанности на административного ответчика к рассмотрению обращений административного истца также являются законными и обоснованными.
Суд находит возможным не устанавливать срок, в течение которого административный ответчик обязан совершить определенные действия, полагая, что с учетом времени, прошедшего с дня обращения административного истца, срок, в течение которого решение суда вступит в законную силу, будет достаточным для рассмотрения заявлений административного истца по существу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 219, 227 КАС РФ,
р е ш и л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>., ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░ №.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28.12.2023.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.