Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-128/2022 ~ М-62/2022 от 13.04.2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 мая 2022 года п. Новонукутский

Нукутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего Пихаевой А.А., секретаре судебного заседания Очирове А.Б., с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора Нукутского района Зубаировой Н.В., представителя административного ответчика Гуревского И.В., представителя заинтересованного лица – главы администрации МО «Целинный» Дебенова Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела № 2а-128/2022 по административному исковому заявлению прокурора Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Нукутский район» об обязании ликвидировать место несанкционированного размещения отходов и обязании обеспечить рекультивацию земель в месте несанкционированного размещения отходов,

установил:

В заявлении указывается, что Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проведения анализа исполнения законодательства об отходах производства и потребления, выявлены нарушения земельного законодательства на территории сельского поселения - муниципального образования «Целинный». Установлено, что на земельном участке в сельском поселении «Целинный», в 130 м северо-восточнее д. Ункурлик, располагается несанкционированная свалка отходов производства и потребления в координатах: 536410.626, 3220686.965; 536395.697, 3220712.443; 536440.825, 3220789.493; 536494.594, 3220769.374; 536556.351, 536577.303, 3220738.600; 536588.326, 3220690.573; 536593.930, 536590.304; 3220629.172; 536584.542, 3220607.784; 536493.154, 536493.154,3220562.409; 536434.013, 3220596.023; 536420.170, 3220620.361 (спутниковая геодезическая аппаратура Hiper SR).

Отходы производства и потребления размещены навалами, россыпью и представляют собой твердые коммунальные отходы (в т.ч. полиэтиленовые пакеты, пластмассовые, стеклянные тары, остатки мебели, отходы текстильного происхождения), строительные отходы (доски, брусья), отходы лесопиления, отходы животноводства, биологические отходы (кости, шкуры).

Наличие указанного мусора на вышеназванных участках подтверждается заключением специалистов Управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории (далее - Росприроднадзор), Управления Росреестра Иркутской области (далее - Росреестр).

В соответствии с заключением Росприроднадзора, несанкционированная свалка отходов расположена по земельном участке государственная собственность на который не разграничена. Ориентировочная площадь свалки в 130 м северо-восточнее д. Ункурлик - 32076 кв.м.

Земельные участки находятся в границах муниципального образования «Нукутский район» (Закон Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 30.12.2004 года № 67-оз «О статусе и границах муниципальных образований Аларского, Баяндаевского, Боханского, Нукутского, Осинского, Эхирит-Булагатского районов Иркутской области»). Несанкционированная свалка отходов расположена вне границ населенных пунктов д. Ункурлик и п. Целинный.

В соответствии с заключениями специалистов Росприроднадзора и Росреестра, отходы размещены непосредственно на почву, контейнерные площадки, контейнеры в этих местах отсутствуют.

Таким образом, допущено складирование, размещение отходов на земельном участке в 130 м северо-восточнее д. Ункурлик, который в силу указанных норм закона не предназначен для складирования и размещения отходов.

В силу подпункта 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 13.10.2015 № 2611, вопрос о возложении обязанности по устранению захламления на расположенных на территории муниципальных образований земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен решаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.

Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать порчу, загрязнение земель и иное негативное воздействие на почвы.

В ходе проверки собственники отходов не установлены.

Согласно заключением Росреестра, свалка отходов расположена на земельном участке государственная собственность на который не разграничена.

В силу п.1 ст. 3.3 Федерального закона № 137 от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса РФ», отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Согласно п.2 ст. 3.3 Федерального закона № 137, предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

Таким образом, распоряжаться названным земельным участком может только администрация муниципального образования «Нукутский район».

Следовательно, органы публичной власти, как правообладатели в отношении земельных участков, на которые государственная собственность не разграничена, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий как несанкционированная свалка на вышеуказанном земельном участке.

Помимо этого, на основании пункта 7.8 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (Примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001).

С 1 января 2019 года региональным оператором, обслуживающим территорию Нукутского района, является ООО «РТ-НЭО Иркутск».

Однако, несанкционированная свалка отходов производства и потребления на земельном участке в 130 м северо-восточнее д. Ункурлик образовалась еще до выбора регионального оператора и не ликвидирована по настоящее время. Указанное подтверждается космоснимками, ответом главы администрации муниципального образования «Целинный».

Бездействие, проявленное администрацией при осуществлении полномочий по охране окружающей среды, повлекло собой деградацию земель в 130 м северо-восточнее д. Ункурлик. Распоряжаться названными земельными участками может только администрация муниципального образования «Нукутский район», иные лица, ответственные за указанные территории, отсутствуют.

Ввиду изложенного, администрация муниципального образования «Нукутский район» является лицом, обязанным обеспечить разработку проекта рекультивации и рекультивацию земель.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7 «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Несанкционированные свалки, безусловно, причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан. Нарушение земельного законодательства, законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления приводит к нарушению предусмотренного ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» права граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку ухудшают состояние почвы, в результате чего оказывается негативное воздействие на окружающую среду, что может повлиять на здоровье жителей Нукутского района и близлежащих районов Иркутской области. В связи с тем, что индивидуализировать выше указанных граждан не представляется возможным, прокурор обращается в защиту интересов и прав неопределенного круга лиц.

С учетом изложенного, Западно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор просит:

Обязать администрацию муниципального образования «Нукутский район» ликвидировать место несанкционированного размещения отходов на земельном участке в 130 м северо-восточнее д. Ункурлик площадью 32076 кв.м., в координатах: 536410.626, 3220686.965; 536395.697, 3220712.443; 536440.825, 3220789.493; 536494.594, 3220769.374; 536556.351, 3220763.239; 536577.303, 3220738.600; 536588.326, 3220690.573; 536593.930, 3220664.341; 536590.304; 3220629.172; 536584.542, 3220607.784; 536493.154, 3220556.188; 536493.154, 3220562.409; 536434.013, 3220596.023; 536420.170, 3220620.361.

Обязать администрацию муниципального образования «Нукутский район» обеспечить рекультивацию земель в месте несанкционированного размещения отходов на земельном участке в 130 м северо-восточнее д. Ункурлик площадью 32076 кв.м., в координатах: 536410.626, 3220686.965; 536395.697, 3220712.443; 536440.825, 3220789.493; 536494.594, 3220769.374; 536556.351, 3220763.239; 536577.303, 3220738.600; 536588.326, 3220690.573; 536593.930, 3220664.341; 536590.304; 3220629.172; 536584.542, 3220607.784; 536493.154, 3220556.188; 536493.154, 3220562.409; 536434.013, 3220596.023; 536420.170, 3220620.361.

В судебном заседании представитель административного истца прокурор Зубаирова Н.В. административный иск полностью поддержала по основаниям, указанным в нем, просила суд его удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица - глава администрации МО «Целинный» Дебенов Н.А., исковые требования прокурора поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика - администрации МО «Нукутский район» Гуревский И.В. административный иск не признал, суду дал пояснения аналогичные письменным возражениям, что полномочия по ликвидации несанкционированных свалок на территории, в том числе, на которую государственная собственность не разграничена, находятся в ведении сельского поселения. В связи с чем, обязанность по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на земельном участке в 130 м северо-восточнее д. Ункурлик, площадью 32076 кв.м., относится к компетенции Администрации муниципального образования «Целинный». В обоснование своих доводов ответчик ссылается на п. 12, п. 13 ст. 2 Закона Иркутской области № 96-ОЗ от 03.11.2016 «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения», гл. 3.1 Генеральной схемы очистки территории МО «Целинный», утв. постановлением МО «Целинный» от 29.04.2016 № 86.

В отзыве на возражение заместителя межрайонного природоохранного прокурора указано, что доводы возражения на исковое заявление административного ответчика основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание. Данные выводы полностью не согласуются с нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в данной сфере и определяющими ответственность, а также обязанность администрации МО «Нукутский район» по ликвидации несанкционированных свалок на подведомственной территории.

Суд, выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч 1 ст. 39 КАС РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В силу статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору накоплению транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовое регулирование в области обращения с отходами на момент обращения прокурора с иском и на момент рассмотрения дела судом осуществлялось Федеральным законом от 24.06 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Судом установлено и материалами административного дело подтверждено, что Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проведения проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления выявлены нарушения земельного законодательства на территории сельского поселения – муниципального образования «Целинный».

Установлено, что на земельном участке в сельском поселении «Целинный», в 130 м северо-восточнее д. Ункурлик, располагается несанкционированная свалка отходов производства и потребления в координатах: 536410.626, 3220686.965; 536395.697, 3220712.443; 536440.825, 3220789.493; 536494.594, 3220769.374; 536556.351, 536577.303, 3220738.600; 536588.326, 3220690.573; 536593.930, 536590.304; 3220629.172; 536584.542, 3220607.784; 536493.154, 536493.154,3220562.409; 536434.013, 3220596.023; 536420.170, 3220620.361.

Отходы производства и потребления размещены навалами, россыпью и представляют собой твердые коммунальные отходы (в т.ч. полиэтиленовые пакеты, пластмассовые, стеклянные тары, остатки мебели, отходы текстильного происхождения), строительные отходы (доски, брусья), отходы лесопиления, отходы животноводства, биологические отходы (кости, шкуры).

Наличие указанного мусора на вышеназванных участках подтверждается заключением специалистов Управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории (далее - Росприроднадзор), Управления Росреестра Иркутской области (далее - Росреестр).

В соответствии с заключением Росприроднадзора, несанкционированная свалка отходов расположена по земельном участке государственная собственность на который не разграничена. Ориентировочная площадь свалки в 130 м северо-восточнее д. Ункурлик - 32076 кв.м.

Земельные участки находятся в границах муниципального образования «Нукутский район» (Закон Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 30.12.2004 года № 67-оз «О статусе и границах муниципальных образований Аларского, Баяндаевского, Боханского, Нукутского, Осинского, Эхирит-Булагатского районов Иркутской области»). Несанкционированная свалка отходов расположена вне границ населенных пунктов д. Ункурлик и п. Целинный.

В соответствии с заключениями специалистов Росприроднадзора и Росреестра, отходы размещены непосредственно на почве, контейнерные площадки, контейнеры в этих местах отсутствуют.

Таким образом, допущено складирование, размещение отходов на земельном участке в 130 м северо-восточнее д. Ункурлик, который в силу указанных норм закона не предназначен для складирования и размещения отходов.

В силу подпункта 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 13 10 2015 № 2611, вопрос о возложении обязанности по устранению захламления на расположенных на территории муниципальных образований земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен решаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать порчу, загрязнение земель и иное негативное воздействие на почвы. В ходе проверки собственники отходов не установлены. Согласно заключением Росреестра, свалка отходов расположена на земельном участке государственная собственность на который не разграничена.

В соответствии с п. 1 ст. 3.3 Федерального закона № 137 от 25 10.2001 «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Согласно абзаца 3 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» с 1 января 2017 года предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Таким образом, распоряжаться названными земельными участками может только Администрация муниципального образования «Нукутский район».

Следовательно, органы публичной власти как правообладатели в отношении земельных участков, на которые государственная собственность не разграничена, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий как несанкционированная свалка на вышеуказанном земельном участке.

В силу абзацев третьего, пятого, восьмого и девятого ч. 5 ст. 62 БК РФ, муниципальный район получает все доходы от отчуждения или передачи в пользование земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах сельских поселений и межселенных территорий муниципальных районов.

При этом загрязнение земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, очевидным образом сказывается на их экономической привлекательности, рыночной и кадастровой стоимости земельных участков (применительно к правовой позиции, сформулированной в абзаце седьмом п. 3 мотивировочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2016 г. № 15-П) и, как следствие, на размере зачисляемых в бюджет муниципального района неналоговых доходов.

Помимо этого, на основании пункта 7.8 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт Ресурсосбережение Обращение с отходами Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы в собственности которых они находятся которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (Примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001)

Согласно ст. 24.6, ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», прием транспортирование обработка обезвреживание, захоронение ТКО осуществляется региональным оператором на основании соглашения заключенного с органами исполнительной власти субъекта РФ, а также договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемых с собственником ТКО.

Исходя из требований пункта 16 Правил обращения с отходами, ликвидация мест несанкционированного размещения ТКО осуществляется региональным оператором в соответствии с соглашением, заключенным с органом государственной власти субъекта РФ. При этом собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором (п. 18 Правил). Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (п. 17 Правил).

С 1 января 2019 года региональным оператором, обслуживающим территорию Нукутского района, является ООО «РТ-НЭО Иркутск».

Однако, несанкционированная свалка отходов производства и потребления на земельном участке в 130 м северо-восточнее д. Ункурлик образовалась еще до выбора регионального оператора и не ликвидирована по настоящее время. Указанное подтверждается космоснимками, ответом главы администрации муниципального образования «Целинный».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в числе прочих, принципа ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, возмещение вреда окружающей среде.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (статья 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Согласно п. 1, 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

В силу п. 6 указанной статьи порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

На основании п. 8 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800, рекультивация осуществляется в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

В соответствии с пп. «в» п. 4 Правил проведения рекультивации и консервации земель, разработка проекта рекультивации и рекультивация земель обеспечиваются органами местного самоуправления при отсутствии иных правообладателей земельных участков.

Бездействие, проявленное администрацией при осуществлении полномочий по охране окружающей среды, повлекло собой деградацию земель в 130 м северо-восточнее д. Ункурлик. Распоряжаться названными земельными участками может только администрация муниципального образования «Нукутский район», иные лица, ответственные за указанные территории, отсутствуют.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Статьей 13 пунктом 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Пункт 2, 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относит: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Приведенные правовые нормы Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» относят к вопросам местного значения муниципального района организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Положение статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.

Пунктом 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством, которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Довод представителя административного ответчика, о том, что полномочия по ликвидации свалок на землях, государственная собственность на которую не разграничена, включены в полномочия по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ГКО, согласно ст. 14 Федерального закона №131 и Закону Иркутской области от 03.11.2016 № 96-03 не нашел своего подтверждения в судебном заседании.

Так, подпункт 18 части 1 статьи 14, подпункт 18 части 1 статьи 15, подпункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО на территориях соответствующих муниципальных образований.

Однако, полномочия органа местного самоуправления районного уровня в области обращения с отходами предусмотрены статьей 15 указанного федерального закона, и не могут быть делегированы сельскому поселению, а значит не предусматривают их взаимоисключение. Полномочия органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов в целях решения вопросов местного значения, предусмотренные ч. 1,2 ст. 17 Федерального закона №131 являются общими, и прямо не свидетельствуют о наличии обязанности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Более того, в рамках вопросов местного значения, закрепленных в действующей редакции Федерального закона № 131-ФЗ, на поселения и муниципальные районы возложено именно создание условий для обеспечения эффективности очистки от ТКО (чаек, целостного полномочия), но не вся ответственность в сфере обращения с ТКО, что также согласуется с позициями Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ), выраженными, среди прочего в Постановлениях КС РФ: от 29.03.2011 № 2-П; от 13.10.2015 № 26-П; от 26.04.2016 № 13-П).

По мнению ответчика, полномочия по муниципальному земельному контролю включают ликвидацию несанкционированных свалок на землях, государственная собственность на которую не разграничена.

В соответствии со ст. 72 Земельного кодекса РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Исходя из вышеуказанной нормы, полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля не связаны с осуществлением ликвидации несанкционированных свалок на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

Характер и пределы участия местного самоуправления в решении вопросов ликвидации несанкционированных свалок – притом, что одним из основополагающих принципов охраны окружающей среды является принцип «загрязнитель платит», получивший свое нормативное выражение, в частности, в статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», - обусловливаются как необходимостью обеспечения с помощью эффективных организационно-правовых средств оперативного устранения причин и ограничения последствий негативного воздействия на окружающую среду и природные объекты, так и ответственностью местного сообщества за предотвращение и устранение вреда, причиняемого им в процессе жизнедеятельности населения.

Тем самым предполагается, что законом - с соблюдением требований формальной определенности в разграничении соответствующих полномочий и гарантирования местному самоуправлению необходимых источников доходов - на органы местного самоуправления могут быть возложены как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения (т.е. имеющими, по сути, местное, коммунальное происхождение), если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования (постановление Конституционного суда РФ от 13.10.2015 № 26-П)

Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы

В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ).

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не является препятствием для распоряжения ими.

Из правового анализа пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» следует, что в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.

Земельный участок, на котором расположена свалка в собственность муниципального образования «Целинный» не передавался, вещные права за сельским поселением не закреплялись. Доводы ответчика о разнице понятий «распоряжение» и «предоставление» по отношению к объектам имущественного комплекса не обоснованы и не подтверждены.

Право органов местного самоуправления по распоряжению землями в пределах территории муниципального образования рассматривается как составная часть дееспособности муниципального образования, без которой орган местного самоуправления не имеет возможность реализовывать свои обязанности.

Несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, расположенном на территории муниципального района, которая несет ответственность по его надлежащему содержанию. Соответственно проведение муниципального земельного контроля в целях выявления правообладателя отходов и правообладателя земельного участка, на которых они располагаются, являете, нецелесообразным и противоречит действующему законодательству.

Довод административного ответчика о том, что мусор несанкционированных свалок на территории муниципального образования, в том числе с земельных участков, государственная собственность на которую не разграничена, должна вывозить администрации поселения, ссылаясь на гл. 3.1 Генеральной схемы очистки территории муниципального образования «Целинный», утв. постановлением муниципального образования «Целинный» от 29.04.2016 №86.

Согласно примечанию, к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 13.10.2015 № 2611, вопрос о возложении обязанности по устранению захламления на расположенных на территории муниципальных образований земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен решаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.

Из правовых позиций, сформулированных в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 г. № 26-П и от 26.04.2016 г. № 13-П, вытекает, что на органы местного самоуправления муниципального района не может быть возложена обязанность по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов в населенных пунктах сельских поселений и на межселенной территории, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности конкретного лица (гражданина, организации, публично-правового образования).

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не является препятствием для распоряжения ими.

Принимая во внимание, что выявленная прокуратурой несанкционированная свалка расположена на территории муниципального образования «Нукутский район», фактически является стихийной свалкой, а также учитывая тот факт, что конкретное лицо, виновное в незаконном размещении отходов на данном участке отсутствует, обязанность по ее ликвидации должна быть возложена на орган публичной власти, являющийся правообладателем земли - муниципальное образование «Нукутский район».

С учетом указанных обстоятельств, обоснованно возложение именно на администрацию района обязанность ликвидировать свалки, расположенные на земельном участке и землях, государственная собственность на которые не разграничена, содержащие, в том числе отходы, не относящиеся к твердым коммунальным.

Возложение на орган местного самоуправления муниципального района, как наиболее приближенный к населению территориальный уровень единой системы публичной власти (ч. 3 ст. 132 Конституции Российской Федерации), создающий во взаимодействии с иными уровнями публичной власти благоприятные, в том числе с точки зрения состояния экологии, условия для жизнедеятельности человека, является разумным, справедливым и согласуется с вышеизложенными нормами материального права.

В силу закона, полномочия по распоряжению землями государственная собственность на которые не разграничена на территории муниципального образования «Нукутский район» являются исключительной компетенцией администрации района. Органы местного самоуправления поселений не обладают такими полномочиями, не имеют распорядительных функций в отношении подобных земель, а потому, возложение на них обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на неразграниченных землях будет противоречить закону.

Принимая во внимание, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации, и потому администрация района не лишена возможности для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на территории муниципального района, охраны окружающей среды ставить вопрос о софинансировании мероприятий по очистке его территории от отходов перед органами государственной власти Иркутской области в рамках межведомственного взаимодействия.

Внесение изменений в постановление Правительства Иркутской области от 06.09.2019 № 741-пп предоставило возможность также сельским поселениям получать субсидии из областного бюджета на ликвидацию несанкционированных свалок, в свою очередь никоим образом не ограничив возможности для муниципальных образований районного уровня. Однако предоставление дополнительных средств поддержки сельским поселениям не является основанием для неисполнения обязанности администрацией районного уровня.

Таким образом, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов возложена на органы местного самоуправления, а соответственно на административного ответчика. Непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду

Следовательно, органы публичной власти, пока не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий - несанкционированных свалок на вышеуказанных земельных участках.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», несанкционированные свалки, безусловно, причиняют вред окружающей среде здоровью граждан, поэтому ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления.

Вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления, несанкционированных свалок на расположенных на территории муниципального образования земельных участках должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка. Применительно к землям неразграниченной собственности - лицом, которому предоставлено право распоряжения земельным участком.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик обязан организовывать деятельность по сбору и вывозу бытовых отходов, а также обеспечить рекультивацию земель в месте несанкционированного размещения отходов.

Таким образом, административные исковые требования прокурора Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Нукутский район» об обязании ликвидировать место несанкционированного размещения отходов и обязании обеспечить рекультивацию земель в месте несанкционированного размещения отходов, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 130 ░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 32076 ░░.░., ░ ░░░░░░░░░░░: 536410.626, 3220686.965; 536395.697, 3220712.443; 536440.825, 3220789.493; 536494.594, 3220769.374; 536556.351, 3220763.239; 536577.303, 3220738.600; 536588.326, 3220690.573; 536593.930, 3220664.341; 536590.304; 3220629.172; 536584.542, 3220607.784; 536493.154, 3220556.188; 536493.154, 3220562.409; 536434.013, 3220596.023; 536420.170, 3220620.361.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 130 ░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 32076 ░░.░., ░ ░░░░░░░░░░░: 536410.626, 3220686.965; 536395.697, 3220712.443; 536440.825, 3220789.493; 536494.594, 3220769.374; 536556.351, 3220763.239; 536577.303, 3220738.600; 536588.326, 3220690.573; 536593.930, 3220664.341; 536590.304; 3220629.172; 536584.542, 3220607.784; 536493.154, 3220556.188; 536493.154, 3220562.409; 536434.013, 3220596.023; 536420.170, 3220620.361.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 27 ░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-128/2022 ~ М-62/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Западно-Байкальский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация МО "Нукутский район"
Другие
Администрация МО "Целиный"
Суд
Нукутский районный суд Иркутской области
Судья
Пихаева Алла Апполоновна
Дело на сайте суда
nukutinsky--uso.sudrf.ru
13.04.2022Регистрация административного искового заявления
13.04.2022Передача материалов судье
13.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
13.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2022Судебное заседание
23.05.2022Судебное заседание
25.05.2022Судебное заседание
27.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее