Дело № 2а-1976/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
9 сентября 2022 г. г. Вязьма Смоленской области
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Воронкова Р.Е.,
при секретаре Петровой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области к ведущему судебному приставу-исполнителю ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Шишковой Н. Н., ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области, УФССП России по Смоленской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области (далее по тексту - администрация) обратилась в суд с настоящим административным иском, указав, что решением Вяземского районного суда Смоленской области по гражданскому делу № 2-1363/2019 суд обязал администрацию принять комплекс мер, направленных на приведение пожарных гидрантов, расположенных по адресу: <адрес>, в исправное состояние, пригодное для забора воды.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Шишковой Н.Н. возбуждено исполнительное производство № 22085/21/67020-ИП.
Неисполнение решения суда возникло по независящим от администрации причинам, так как бюджет Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области пополняется за счет собственных доходов.
Администрацией предпринимаются все возможные меры по исполнению судебного акта.
В связи с большим количеством аналогичных дел, администрация проводит поэтапно работу по приведению пожарных гидрантов в исправное состояние, пригодное для забора воды.
Между администрацией и ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» дд.мм.гггг. заключен муниципальный контракт № ХХХ на оказание услуг по замене пожарных гидрантов на водопроводных сетях на территории Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области.
Также между администрацией и ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» были заключены муниципальные контракты № ХХХ и № ХХХ от дд.мм.гггг. на оказание услуг по замене пожарных гидрантов на водопроводных сетях на территории г. Вязьма.
Согласно актам о выполненных работах от 13.10.2021 произведена замена 6 пожарных гидрантов по адресам: <адрес>.
Согласно акту выполненных работ № 2 от 11.12.2021 отремонтированы гидранты по адресам: <адрес>
В соответствии с актом выполненных работ № 1 от 22 декабря 2021 г. отремонтированы пожарные гидранты по адресам: <адрес>.
В соответствии с актом выполненных работ № 2 от 22 декабря 2021 г. отремонтированы пожарные гидранты по адресам: <адрес>.
В адрес администрации поступило письмо от ООО «Вода Смоленска» № 906 от 22.12.2021 о приостановке выполнения муниципальных контрактов № ХХХ и № ХХХ от дд.мм.гггг. на срок до 1 июля 2022 г.
Согласно протоколу № 83/03-14 от 27 декабря 2021 г. было проведено совещание у и.п. главы муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области с директором ООО «Вода Смоленск» по вопросу проведения работ по ремонту и замене пожарных гидрантов на территории Вяземского городского поселения в текущем году в рамках исполнения муниципальных контрактов № ХХХ от дд.мм.гггг. и № ХХХ от дд.мм.гггг.. В рамках заключенных муниципальных контрактов отремонтированы и заменены пожарные гидранты, для ремонта которых не требовалось отключение подачи водоснабжения на всей территории Вяземского городского поселения. В зимний отопительный период выполнить данные работы без отключения котельных не представляется возможным, что недопустимо. По результатам совещания принято решение об отсрочке выполнения работ по замене гидрантов в рамках исполнения указанных муниципальных контрактов до 01.07.2022.
В настоящее время муниципальные контракты № ХХХ от дд.мм.гггг. и № ХХХ от дд.мм.гггг. находятся в стадии исполнения.
Решение Вяземского районного суда Смоленской области по гражданскому делу № 2-1363/2019 исполнено частично, произведена замена пожарного гидранта, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено актом № 1 от 15.03.2021.
Судебным приставом-исполнителем ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области 3 августа 2022 г. вынесено постановление о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, поступившее в адрес административного истца 4 августа 2022 г.
С учетом изложенных обстоятельств полагает, что со стороны администрации отсутствует вина (умысел или неосторожность) по исполнению возложенных судом обязательств. Сумма 50 000 рублей является существенной и могла бы частично покрыть расходы по исполнению решения суда. Кроме того, исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет, тогда как уплата администрацией исполнительского сбора - это переход денежных средств из одного бюджета в другой бюджет одной бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует решению вопросов местного значения.
Просит суд освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области от 3 августа 2022 г. в рамках исполнительного производства № 22081/21/67020-ИП.
В судебное заседание представитель административного истца - администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом.
Административный ответчик – ведущий судебный пристав-исполнитель ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Шишкова Н.Н., представитель административного ответчика ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области и представитель заинтересованного лица Вяземской межрайонной прокуратуры, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, просили рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Представитель административного ответчика УФССП России по Смоленской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав – исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать, в том числе, следующие исполнительные действия: взыскивать исполнительский сбор (пункт 13); совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (пункт 17).
Исходя из частей 1, 2 и 3 ст. 112 вышеуказанного Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства; исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств; в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Частью 6 статьи 112 Закона предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Закона).
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» содержатся разъяснения, согласно которым при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Судом установлено, что решением Вяземского районного суда Смоленской области от 23 октября 2019 г., вступившим в законную силу 2 декабря 2019 г., на администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области возложена обязанность в срок до 31 декабря 2020 г. принять комплекс мер, направленных на приведение пожарных гидрантов, расположенных по адресу: <адрес>, в исправное состояние, пригодное для забора воды, в соответствии с требованиями Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390; принять комплекс мер, направленных на оснащение пожарных гидрантов, расположенных по адресам: <адрес> знаками с указанием расстояния до гидранта, в соответствии с ГОСТ 12.4.026-2015.
На основании вступившего в законную силу решения суда 2 декабря 2019 г. выписан исполнительный лист серии ФС № 022208842 и направлен взыскателю.
16 марта 2021 г. ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Шишковой Н.Н. возбуждено исполнительное производство № 22085/21/67020-ИП.
Определениями Вяземского районного суда Смоленской области должнику неоднократно предоставлялась отсрочка исполнения решения суда общим сроком до 1 августа 2022 г.
Между тем, в связи с большим объемом аналогичных дел, администрацией поэтапно проводится работа по приведению пожарных гидрантов в исправное состояние, пригодное для забора воды.
Так, дд.мм.гггг. между администрацией и ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» заключен муниципальный контракт № ХХХ на оказание услуг по замене пожарных гидрантов на водопроводных сетях на территории Вяземского городского поселения. В результате произведена замена 9 пожарных гидрантов по адресам: <адрес>, перекресток <адрес> и <адрес>, что подтверждается актом выполненных работ № 1 от 15.03.2021 (л.д. 8-13, 14-15).
Кроме того, в соответствии с заключенными дд.мм.гггг. муниципальными контрактами № ХХХ и № ХХХ произведены установка 10 и 7 пожарных гидрантов, ремонтные работы в отношении 2 и 4 пожарных гидрантов соответственно, расположенных в г. Вязьма Смоленской области, что подтверждено актами о приемке выполненных работ от 13 октября 2021 г. (л.д. 16-19, 20-23, 24, 25).
Согласно акту о приемке выполненных работ № 1 от 22 декабря 2021 г. отремонтированы пожарные гидранты по адресам: <адрес> (л.д. 27).
В соответствии с актом выполненных работ № 2 от 22 декабря 2021 г. отремонтированы пожарные гидранты по адресам: <адрес> (л.д. 26).
22 декабря 2021 г. в адрес первого заместителя Главы муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области поступило заявление генерального директора ООО «Вода Смоленска» с просьбой приостановить выполнение муниципальных контрактов № ХХХ и № ХХХ от дд.мм.гггг. на срок до 1 июля 2022 г. в связи с невозможностью выполнения данного вида работ по ряду адресов нахождения пожарных гидрантов в зимний отопительный период, так как их выполнение требует отключения подачи водоснабжения потребителям на всей территории Вяземского городского поселения (л.д. 28).
Согласно протоколу совещания № 83/03-14 у и.п. Главы муниципального образования «<адрес>» Смоленской области В.П., состоявшегося 27 декабря 2021 г., принято решение об отсрочке выполнения работ по замене гидрантов до 1 июля 2022 г. (л.д. 29).
В настоящее время муниципальные контракты № ХХХ от дд.мм.гггг. и № ХХХ от дд.мм.гггг. находятся в стадии исполнения, в том числе произведена замена пожарного гидранта, расположенного по адресу: <адрес>.
Из постановления ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области от 3 августа 2022 г. следует, что поскольку исполнительный документ должником – администрацией муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен, и доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, не представлено, с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей (л.д. 7).
Исследовав также представленные по запросу суда материалы исполнительного производства № 22085/21/67020-ИП, суд приходит к выводу о том, что у ведущего судебного пристава-исполнителя имелись основания для взыскания с администрации исполнительского сбора, поскольку она, являясь должником по исполнительному производству, в установленный для добровольного исполнения срок не исполнила требования исполнительного документа.
Постановление ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области от 3 августа 2022 г. в установленный законом десятидневный срок должником не обжаловалось, незаконным не признано и не отменено.
При этом суд учитывает, что администрацией в ходе исполнительного производства предпринимались необходимые меры для исполнения требований исполнительного документа, проводилась поэтапная работа, были заключены муниципальные контракты на оказание услуг по замене пожарных гидрантов на водопроводных сетях на территории Вяземского городского поселения, однако ввиду невозможности проведения данных работ в зимний период срок исполнения муниципальных контрактов приостановлен до 1 июля 2022 г., после чего работы были возобновлены, произведена, в том числе, замена пожарного гидранта, расположенного по адресу: <адрес>.
Таким образом, в данном случае исполнение содержащихся в исполнительном документе требований напрямую связано с проведением (выполнением) работ исполнителем - ООО «Вода Смоленска» по заключенным муниципальным контрактам.
Суд полагает необходимым отметить, что не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок требования исполнительного документа дает основание для взыскания с него исполнительского сбора.
Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
В рассматриваемом случае в действиях администрации отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона об исполнительном производстве, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Суд приходит к выводу, что административным истцом в материалы дела представлены доказательства, свидетельствующие о наличии уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа.
С учетом установленных по делу обстоятельств, а также принципов справедливости, соразмерности и адекватности, суд удовлетворяет заявленные администрацией требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Также суд полагает необходимым отметить, что освобождение должника от исполнительского сбора не предусматривает собой неисполнение в дальнейшем вступившего в законную силу судебного акта.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 6722006531, ░░░░ 1026700854950) ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 (░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 3 ░░░░░░░ 2022 ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 22085/21/67020-░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 16 ░░░░░░░░ 2022 ░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 18 ░░░░░░░ 2022 ░.