Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-716/2023 ~ М-395/2023 от 13.02.2023

дело № 2а - 716/2023 ***

***

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июля 2023 года город Кола, Мурманской области

Кольский районный суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Н.Д. Кочешевой,

при секретаре Муравьеве А.М.,

с участием административного истца Гнездилова В.Ю.,

представителя административных соответчиков – УФСИН России по Мурманской области и ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области, заинтересованного лица - ФСИН России по доверенностям Клочковой К.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Гнездилова В.Ю. к ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области, УФСИН России по Мурманской области, начальнику ОВРсО ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области Анохину В.В., ВрИО начальника ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области Дудкевичу В.В., начальнику ОВРсО ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области Тарасенко И.А. о признании незаконными действий (бездействия), решений исправительного учреждения о наложении дисциплинарного взыскания и обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Гнездилов В.Ю. обратился в суд с указанным административным иском, в обоснование заявленных требований указал, что отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области с *** года. Он является инвалидом 2 группы, имеет 14 хронических заболеваний, весит 160 кг и носит одежду 68 размер, в связи с чем испытывает трудности при подборе одежды. По прибытию в указанное исправительное учреждение, в связи с отсутствием обмундирования его размера, на промзоне ему была пошита куртка с отстегивающим подкладом, которую он использовал и в летний, и в зимний период до *** года. Кроме того, в связи с заболеванием спины и переломом ног, ему рекомендовано ношение ортопедической обуви, кроссовок. В *** году перед его переводом в отряд со строгими условиями отбывания наказания ему были выданы зимние штаны и зимняя куртка. Кроме того, ему был выдан летний костюм, пошитый из полушерстяной ткани, который не был похож на форму установленного образца. После у него изъяли всю одежду не установленного образца. *** он был переведен из строгих условий в обычные условия содержания в отряд №. Начальник отряда Анохин В.В. с *** по *** восемь раз объявил ему взыскание в виде выговора устно за ношение формы неустановленного образца. При этом, о наложении указанных взысканий он осведомлён не был, объяснений не давал.

Кроме того, он не согласен с взысканием, наложенным на него *** за нарушением ПВР ИУ, выразившееся в выносе продуктов из столовой исправительного учреждения, поскольку он страдает сахарным диабетом 2 типа, в связи с чем, нуждается в дополнительном питании и может выносить продукты питания.

Также, в связи с имеющимися травмами спины, у него имелось освобождение от проверок, в связи с чем, факт наложения на него взысканий *** и *** за то, что он находился в неустановленное время на спальном месте и не заправил спальное место, он считает незаконными и необоснованными.

*** и *** на него были наложены взыскания за то, что он занавесил спальное место, однако, он делал это с разрешения начальника ФКУ ИК-18. При этом, с рапортами о наложении взысканий он не был ознакомлен.

Кроме того, не согласен с тем, что у него имеется только два поощрения – от *** и от ***, отображенные в листе учёта. За период отбывания наказания им было получено 7 поощрений, пять из которых получены в СУОН, не указанные в соответствующем листе учёта.

Также не согласен с тем, что в листах учетов поощрений и взысканий от *** и от *** содержатся разные данные о количестве примененных к нему взысканий и проведенных профилактических беседах, при этом имеются сведения о лишних взысканиях.

Кроме того, согласно сведениям, полученным им от начальника отряда Анохина В.В., он состоит на двух профилактических учётах как злостным нарушитель установленного порядка отбывания наказания и как лицо, склонное к суициду, однако, считает что это незаконно, поскольку с момента постановки на учёт прошло более трёх лет и имеющиеся у него взысканий погашены.

Он лишен возможности ознакомиться со своим личным делом, в связи с чем, просит суд изучить его личное дело, признать наложенные на него взыскания незаконными и необоснованными, обязать администрацию ФКУ ИК-18 аннулировать примененные в отношении него взыскания исключив их из листа учёта поощрений и взысканий.

Определением суда от *** (протокольным) принято уточнений исковых требований - административный истец просит признать незаконными взыскания от *** (из листа ФИО1), ***, а также признать незаконными действия должностных лиц ФКУ ИК-18 в части не включения поощрений в лист учета поощрений и взысканий, а также внесении в лист учета факта проведения бесед с подследственным с *** по *** в СИЗО и исключении их из листа учета поощрений и взысканий, а также признание незаконным постановку на профилактический учёт как злостного нарушителя установленного порядка и склонного к суициду и членовредительству.

Определением суда от *** (протокольным) к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен начальник ОВРсО ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области Анохин В.В.

Определением суда от *** (протокольным) к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен ВрИО начальника ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области Дудкевич В.В.

Определением суда от *** (протокольным) к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен начальник ОВРсО ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области Тарасенко И.А.

Определением суда от *** (протокольным) к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ФСИН России.

В судебном заседании административный истец поддержал уточненные исковые требования по изложенным им основаниям.

Административный соответчик - начальник ОВРсО ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области Анохин В.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, полагал, что требования административного истца не подлежат удовлетворению в полном объёме. Все наложенные взысканий законны и обоснованы. В листе учёта поощрений и взысканий указываются все меры профилактического воздействия на осужденного, принятые за весь период отбывания наказания, в том числе в СИЗО. Отметил, что административный истец обеспечен одеждой в полном объёме. У Гнездилова В.Ю. имеется куртка х/б, однако, он её не носит.

Представитель административных соответчиков – УФСИН России по Мурманской области и ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области, заинтересованного лица - ФСИН России по доверенностям Клочкова К.М. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, полагала, что требования административного истца не подлежат удовлетворению в полном объёме, о чем представила письменные возражений. Полагала, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд с рассматриваемыми требованиями, предусмотренный ст. 219 КАС РФ.

Административные соответчики – ВрИО начальника ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области Дудкевич В.В., начальник ОВРсО ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области Тарасенко И.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений относительно заявленных требований не представили.

Свидетель ФИО2, работающий в должности заместителя начальника ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области пояснил, что за весь период отбывания наказания Гнездилов В.Ю. был обеспечен вещевым довольствием, в том числе курткой. При этом, указанный осужденный с жалобами на отсутствие одежды к нему не обращался.

Заслушав участвовавших в деле лиц, свидетеля, исследовав материалы дела личное дело осужденного, суд приходит к следующему.

Требования об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматриваются в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) и подлежат удовлетворению при наличии в совокупности двух необходимых условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов.

Из положений статьи 226 КАС РФ следует, что на административного истца возлагается обязанность доказывания обстоятельств нарушения его прав, свобод и законных интересов, а также соблюдения сроков обращения в суд, а на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), возлагается обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица, порядок принятия оспариваемого решения и основания для принятия оспариваемого решения.

Согласно статье 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Правовое положение осужденных регламентировано специальным законом – Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (далее - УИК РФ), а также принятыми на основании и во исполнение его положений Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295 (действовавшими до 16.07.2022), а также приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110.

Частью 2 ст. 9 УИК РФ предусмотрено, что основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие.

В соответствии с частями 1, 2, 4 статьи 10 УИК РФ, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

В силу статьи 11 УИК РФ, осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

Осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.

В силу ст. 16 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее - Правила внутреннего распорядка).

Исходя из части 1 ст. 82 УИК РФ, режим в исправительных учреждениях – это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Порядок применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы за нарушение установленного порядка отбывания наказания регламентирован статьями 115 - 119 УИК РФ и Правилами внутреннего распорядка ИУ (далее по тексту ПВР ИУ).

Правила внутреннего распорядка ИУ устанавливают правила внутреннего распорядка в исправительных колониях в отношении находящихся в них осужденных.

ПВР обязательны для администрации ИУ, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих ИУ. Нарушение Правил влечёт ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 ст. 115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры взыскания: выговор; дисциплинарный штраф в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток; перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима и тюрьмах - в одиночные камеры на срок до шести месяцев; перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года; перевод осужденных женщин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в помещения камерного типа на срок до трех месяцев.

В соответствии с ч. 2 ст. 116 УИК РФ, злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы может быть признано также совершение в течение одного года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор.

В силу ч. 3 и ч. 4 ст. 116 УИК РФ, осужденный, совершивший указанные в частях 1 и 2 статьи 116 УИК РФ нарушения, признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания при условии назначения ему взыскания, предусмотренного пунктами «в», «г», «д» и «е» части первой статьи 115 и пунктом «б» статьи 136 настоящего Кодекса. Осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания постановлением начальника исправительного учреждения по представлению администрации исправительного учреждения одновременно с наложением взыскания.

Порядок применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы определен ст. 117 УИК РФ.

В соответствии с ч. 1, ч. 2, ч. 4 ст. 117 УИК РФ при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий. Выговор объявляется в устной или письменной форме, остальные взыскания только в письменной форме. Взыскание налагается постановлением начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего.

Перевод осужденных в помещения камерного типа, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указанием срока содержания после проведения медицинского осмотра и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в них по состоянию здоровья.

Согласно ст. 119 УИК РФ правом применения перечисленных в ст. 115 Кодекса мер взыскания в полном объёме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.

В силу ч. 3 ст. 122 и ч. 3 ст. 87 УИК РФ осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия отбывания наказания. Перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие по указанному основанию производится по решению комиссии исправительного учреждения, в работе которой могут принимать участие представители органов местного самоуправления и общественных наблюдательных комиссий.

Судом установлено, что ФКУ ИК-18, являющееся юридическим лицом, осуществляющим деятельность по исполнению наказания в виде лишения свободы, по организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением.

ФКУ ИК-18 расположено по адрес***, является исправительной колонией строгого режима.

Гнездилов В.Ю., *** года рождения, осужден приговором *** суда *** от ***, наказание по которому назначено в виде лишения свободы на срок 17 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

В ФКУ ИК-18 Гнездилов В.Ю. прибыл *** для отбывания наказания.

Из характеристики, данной административному истцу ФКУ ИК-18 следует, что Гнездилов В.Ю. по характеру вспыльчивый, на замечания реагирует не всегда правильно, допускает нарушения правил внутреннего распорядка. В общении с представителями администрации не всегда вежлив. К мероприятиям воспитательного характера относится как к необходимости, старается уклониться от их посещения,

Осужденный Гнездилов В.Ю. за весь период отбывания наказания характеризуется отрицательно.

Разрешая заявленные административным истцом требования суд, исходит из следующего.

В силу абз. 13 п. 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 № 295 (далее также ПВР ИУ) осужденные к лишению свободы обязаны носить одежду установленного образца с нагрудными отличительными знаками (приложение № 5). Образец формы одежды, исходя из сезона, климатических условий, проводимых мероприятий с осужденными, распорядка дня и других особенностей исполнения наказания определяется приказом начальника ИУ Осужденные, отбывающие наказание в колониях-поселениях, могут носить гражданскую одежду. Аналогичные требования содержались и содержатся в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.2005 № 205, и утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.07.2022 № 110

Из материалов дела следует, что Гнездилов В.Ю. в период с *** по ***, в период с *** по *** и *** тринадцать раз подвергнут взысканиям в виде выговоров устно и один раз – в виде выговора за нарушение формы одежды, выразившееся в нахождении *** за пределами изолированного участка жилой зоны в спортивном костюме и спортивной шапке, *** на приёме у врача в МСЧ в спортивных штанах и шапке, *** возле поста жилой зоны в кепке неустановленного образца, *** в столовой в чёрной шапке гражданского образца, *** в своем изолированном участке без головного убора, *** – у входа в хирургического отделении без зимней куртки установленного образца, *** - в хирургическом отделении без костюма х/б, *** - в хирургическом отделении без костюма х/б, *** - в хирургическом отделении без костюма х/б, *** - в хирургическом отделении без костюма х/б, *** -в своем локальном участке без костюма х/б,головного убора и обуви, *** – в своем отряде без костюма х/б, *** – в столовой без куртки х/б.

При этом, согласно копии лицевого счета, осужденному Гнездилову В.Ю. вещевое довольствие (в том числе костюм х/б, обувь, головной убор) неоднократно выдавалось, о чем свидетельствуют его личные подписи.

Указанные обстоятельства зафиксированы в соответствующих рапортах должностных лиц ФКУ ИК-18.

Вопреки доводам административного истца, до применения дисциплинарных взысканий осужденному Гнездилову В.Ю. предлагалось дать объяснения по факту допущенных им нарушений, которые им были даны ***, ***, ***, ***, ***, ***, а ***, ***, ***, ***, *** и *** - от дачи которых он отказался в присутствии трёх сотрудников исправительного учреждения, о чем свидетельствует соответствующие акты.

По результатам проведенной проверки, начальником отряда по воспитательной работе с осужденными ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области к осужденному Гнездилову В.Ю. за нарушение п. 16 гл. 2 Правил внутреннего распорядка была применена мера дисциплинарного воздействия, предусмотренная ст. 115 УИК РФ.

В силу абз. 18 п. 17 гл. 3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от *** № (далее также ПВР ИУ) осужденные к лишению свободы запрещается выносить продукты питания из столовой исправительного учреждения без разрешения администрации исправительного учреждения.

Вместе с тем, Гнездилов В.Ю. *** в *** выносил продукты питания из столовой ИУ без разрешения, а именно, выходил из столовой ИУ с пакетом, в котором был хлеб.

Указанное обстоятельство зафиксировано рапортами № от *** с фототаблицей должностных лиц ФКУ ИК-18.

До применения дисциплинарного взыскания осужденному Гнездилову В.Ю. было предложено дать объяснения по факту допущенного им нарушения, от дачи которых он отказался в присутствии трёх сотрудников исправительного учреждения, о чем свидетельствует акт от ***.

По результатам проведенной проверки, начальником отряда по воспитательной работе с осужденными ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области Анохиным В.В. составлен рапорт от ***, согласно которому к осужденному Гнездилову В.Ю. за нарушение п. 17 гл. 3 Правил внутреннего распорядка целесообразно применить меру дисциплинарного воздействия, предусмотренную ст. 115 УИК РФ.

По результатам проведенной проверки, с учётом тяжести, характера нарушения, обстоятельств его совершения, начальником отряда ОВРсО ФКУ ИК-18 Анохиным В.В. составлена справка от *** и принято решение об объявлении осужденному выговора устно, с которой осужденный ознакомлен, от подписи отказался, о чем составлен соответствующий акт.

При этом, вопреки доводам административного истца, указание заведующего здравпункта от *** ФИО3 о нуждаемости в дополнительном приёме пищи, не даёт разрешения и не предполагает возможности выноса Гнездиловым В.Ю. продуктов питания из столовой ИУ, а лишь определяет объем получаемой им пищи.

В силу абз. 9 п. 14 гл. 3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от *** № (далее также ПВР ИУ) осужденные к лишению свободы обязаны содержать в чистоте и опрятности жилые помещения, рабочие места, одежду, по установленному образцу заправлять постель, следить за состоянием спальных мест, тумбочек и вещевых мешков в помещениях отрядов, где хранятся их личные вещи, наличием прикроватных табличек (приложение N 2), соблюдать правила личной гигиены, иметь короткую стрижку волос на голове, бороды и усов (для мужчин), хранить продукты питания и предметы индивидуального пользования в специально оборудованных местах и помещениях.

Вместе с тем, Гнездилов В.Ю. *** в ***. не заправил своё спальное место, что было установлено во время обхода жилых помещений отряда.

Указанное обстоятельство зафиксировано рапортом № от *** начальника отряда ФКУ ИК-18.

До применения дисциплинарного взыскания осужденному Гнездилову В.Ю. было предложено дать объяснения по факту допущенного им нарушения. Согласно объяснительной от ***, Гнездилов В.Ю. не отрицал факта нарушения, однако, указал, что оно допущено, поскольку белье находится в стирке.

По результатам проведенной проверки, начальником отряда по воспитательной работе с осужденными ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области составлен рапорт от ***, согласно которому к осужденному Гнездилову В.Ю. за нарушение п. 14 гл. 3 Правил внутреннего распорядка целесообразно применить меру дисциплинарного воздействия, предусмотренную ст. 115 УИК РФ.

По результатам проведенной проверки, с учётом тяжести, характера нарушения, обстоятельств его совершения, ВрИО начальника ФКУ ИК-18 Дудкевичем В.В. принято решение об объявлении осужденному выговора, с которой осужденный ознакомлен ***, о чем свидетельствует его подпись.

В силу п. 16 гл. 3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 № 295 (далее также ПВР ИУ) осужденные к лишению свободы обязаны содержать в чистоте и опрятности жилые помещения, спальные и рабочие места, прикроватные тумбочки, одежду, по установленному образцу заправлять постель (приложение N 3), следить за состоянием спальных мест, тумбочек и вещевых сумок в помещениях отрядов, где хранятся их личные вещи, наличием прикроватных табличек (приложение N 4), индивидуальных табличек на вещевых сумках, тумбочках и индивидуальных местах (ячейках) для хранения продуктов питания, соответствием описей личных вещей осужденных в вещевых сумках их содержимому, хранить продукты питания и посуду в комнатах для приема пищи, предметы индивидуального пользования - в помещениях для хранения личных вещей повседневного пользования (умывальные и письменные принадлежности, литературу в количестве до 5 книг, за исключением учебников осужденных, проходящих обучение в образовательных организациях, журналов, газет, табачные изделия, предназначенные для курения, не более 2 пачек сигарет, спички - 1 коробки, средства гигиены могут храниться в прикроватных тумбочках).

Вместе с тем, Гнездилов В.Ю. *** в ***. не заправил своё спальное место, что было установлено во время обхода жилых помещений отряда.

Указанное обстоятельство зафиксировано рапортом № от *** сотрудника отдела безопасности ФКУ ИК-18.

До применения дисциплинарного взыскания осужденному Гнездилову В.Ю. было предложено дать объяснения по факту допущенного им нарушения. Согласно объяснению от ***, Гнездилов В.Ю. не отрицал факта нарушения, указав, что с ним согласен.

По результатам проведенной проверки, начальником отряда по воспитательной работе с осужденными ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области составлена справка от ***, согласно которой к осужденному Гнездилову В.Ю. за нарушение п. 16 гл. 3 Правил внутреннего распорядка применена мера дисциплинарного воздействия в виде объявления выговора устно.

При этом, вопреки доводам административного истца, сведений о том, что у него имелось освобождение от проверок и он мог находиться на своём спальном месте в материалах дела не имеется, в своих объяснениях Гнездилов В.Ю. на указанное обстоятельство не ссылается.

В силу п. 17 гл. 3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 № 295 (далее также ПВР ИУ) осужденным к лишению свободы запрещено занавешивать и менять спальные места, а также оборудовать спальные места на производственных объектах, в коммунально-бытовых и других служебных и подсобных помещениях, без разрешения администрации ИУ находиться на спальных местах в не отведенное для сна время;

Вместе с тем, Гнездилов В.Ю. *** в ***. занавесил своё спальное место, что было установлено во время обхода отряда.

Указанное обстоятельство зафиксировано рапортом № от *** должностных лиц ФКУ ИК-18.

До применения дисциплинарного взыскания осужденному Гнездилову В.Ю. было предложено дать объяснения по факту допущенного им нарушения. Согласно объяснению от ***, Гнездилов В.Ю. не отрицал факта нарушения, указав, что повесил полотенце над спальным местом во избежание сквозняков.

По результатам проведенной проверки, начальником отряда по воспитательной работе с осужденными ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области составлена справка от ***, согласно которой к осужденному Гнездилову В.Ю. за нарушение п. 17 гл. 3 Правил внутреннего распорядка применена мера дисциплинарного воздействия в виде объявления выговора устно.

При этом, вопреки доводам административного истца, сведений о том, что у него имелось разрешение на занавешивание спального места в материалах дела не имеется, в своих объяснениях Гнездилов В.Ю. на указанное обстоятельство не ссылается.

Сведений о наложении на административного истца взыскания *** в материалах личного дела и листах учёта поощрений и взысканий не имеется, в связи с чем, отсутствуют и основания для признания его незаконным.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что действия Гнездилова В.Ю., ставшие причиной применения к нему меры взыскания в виде выговора и выговоров устно, являются нарушением Правил внутреннего распорядка ИУ, в связи с чем административный истец был обоснованно в вышеуказанных случаях привлечен к ответственности.

При этом, доводы административного истца о наличии у него инвалидности и заболеваний спины основаны на неверном толковании норм УИК РФ и правового значения не имеют.

Вопреки доводам административного истца, в материалах его личного дела, отсутствует указания и сведения о получении им в период отбывания наказания в строгих условиях отбывания наказания пяти поощрений, в связи с чем, они не указываются в листе учёта поощрений и взысканий по объективным причинам.

Различие в количестве взысканий, примененных к Гнездилову В.Ю. в листах учета поощрений и взысканий от *** и от ***, правового значения для характеристики административного истца не имеют, поскольку все взыскания, наложенные на административного истца до ***, в настоящее время погашены.

Оснований для признаний незаконными действий должностных лиц ФКУ ИК-18 по внесению в лист учёта поощрений и взысканий сведений о проведении с подследственным Гнездиловым В.Ю. профилактических бесед в период с *** по *** и исключения их из листа учета поощрений и взысканий не имеется. Указанные действия должностных лиц ФКУ ИК-18 не противоречат нормам УПК РФ, а также Положению об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных приказом Минюста России от 30.12.2005 № 259.

Также, *** Гнездилов В.Ю. в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области поставлен на профилактический учёт как склонный к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка, *** - поставлен на профилактический учёт как склонный к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка.

В силу части 1 статьи 110 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению.

В соответствии с законодательством Российской Федерации в исправительных учреждениях осуществляется оперативно-разыскная деятельность, задачами которой являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение (часть 1 статьи 84 УИК РФ).

Согласно пункту 8 Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утверждённой Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.05.2013 № 72, основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учёт являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учёт возлагается на сотрудников подразделения учреждения УИС, являющегося инициатором постановки на профилактический учет.

Согласно пункту 24 вышеуказанной Инструкции, на профилактический учёт берутся осужденные, в том числе, склонные к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка; склонные к совершению суицида и членовредительству.

Пунктами 26-34 Инструкции предусмотрено, что инициатором постановки на профилактический учёт может быть любой сотрудник учреждения УИС, контактирующий с осужденными. Сотрудник учреждения УИС, владеющий информацией о замыслах осужденного на подготовку к совершению противоправных действий, готовит мотивированный рапорт на имя начальника учреждения УИС. Начальник учреждения УИС после ознакомления со сведениями, изложенными в рапорте, даёт поручение оперативным службам учреждения УИС на их полную и всестороннюю проверку. На заседании комиссии в присутствии осужденного заслушиваются: сотрудник, возбудивший ходатайство о постановке (снятии) его на профилактический учет (кроме сотрудников психологической службы), и другие должностные лица, имеющие возможность охарактеризовать это лицо. Кроме того, заслушиваются по желанию осужденного его объяснения. Материалы психологической диагностики на заседании комиссии не озвучиваются. По результатам рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение: о постановке на профилактический учёт, снятии с профилактического учёта, отказе в постановке на профилактический учет, отказе в снятии с профилактического учета. Решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии, оформляется протоколом, который утверждается начальником учреждения УИС и подписывается членами комиссии. Администрация учреждения УИС после вынесения решения комиссии относительно постановки осужденного на профилактический учёт, снятия с профилактического учёта либо продления срока нахождения на профилактическом учёте ознакамливает с ним по роспись.

Из представленных материалов дела следует, что *** Гнездилов В.Ю. причинил умышленный вред своему здоровью – зашил себе ротовое отверстие, о чем составлен соответствующий рапорт №.

*** ВрИО начальника оперативного отдела ИК-18 ФИО4 и начальником психологической службы лаборатории ФКУ ИК-18 ФИО5 составлены рапорта, согласно которым указанные должностные лица полагали целесообразным поставить Гнездилова В.Ю. на профилактический учёт как склонного к совершению суицида и членовредительству.

На вышеуказанных рапортах имеется резолюция начальника ИК-18 о необходимости отделу безопасности и оперативному отделу провести проверку информации.

*** инспектором отдела безопасности ИК-18 лейтенантом внутренней службы ФИО6 в отношении Гнездилова В.Ю. был составлен мотивированный рапорт, в котором указано о наличии оснований и целесообразности поставить указанного осужденного на профилактический учёт как склонного к совершению суицида и членовредительству.

Данный рапорт согласован с оперуполномоченным оперативного отдела ФКУ ИК-18. На указанном рапорте имеется виза начальника ФКУ ИК-18 о том, что Гнездилова В.Ю. необходимо поставить на профилактический учёт.

На основании указанных рапортов проведена проверка и в последующем на заседании комиссии администрации *** заявлено ходатайство о постановке Гнездилова В.Ю. на профилактический учёт в ФКУ ИК-18 как склонного к совершению суицида и членовредительству.

По результатам голосования, комиссия решила поставить Гнездилова В.Ю. на профилактический учёт ФКУ ИК-18 как склонного к совершению суицида и членовредительству.

Кроме того, из представленных материалов дела следует, что *** старшим оперуполномоченным оперативного отдела ИК-18 ФИО7 и старшим инспектором отдела безопасности ИК-18 Гнетневым Д.И. составлен мотивированный рапорт, согласно которому указанные должностные лица полагали целесообразным поставить Гнездилова В.Ю. на профилактический учёт как склонного к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка.

На вышеуказанном рапорте имеется резолюция ВрИО начальника ИК-18 о передаче на рассмотрение административной комиссии.

На основании рапорта от *** проведена проверка и в последующем на заседании комиссии администрации *** заявлено ходатайство о постановке Гнездилова В.Ю. на профилактический учёт в ФКУ ИК-18 как склонного к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка.

По результатам голосования, комиссия решила поставить Гнездилова В.Ю. на профилактический учёт ФКУ ИК-18 каксклонного к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка.

Исходя из положений инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утверждённой приказом Министерства юстиции Российской Федерации от *** №, порядок постановки на профилактические учёт нарушен не был.

Учитывая изложенное, Гнездилов В.Ю. на профилактические учёты ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области поставлен законно и обоснованно. С решениями комиссии Гнездилов В.Ю. был ознакомлен.

Довод административного истца о том, что он поставлен на учёт неправомерно, что его необходимо снять с учетов, основан на неверном толковании норм права, поскольку постановка на учёт производится на основании достоверных и проверенных сведений о личности осужденного. Оснований для снятия Гнездилова В.Ю. с профилактических учётов не установлено.

Решения было принято правомочной комиссией администрации учреждения по рассмотрению вопросов по постановке (снятию) на профилактический учёт осужденных в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области, созданной по приказам начальника ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области от *** №, от *** №, действующей в составе в соответствии с приложением к приказу.

Все представленные в материалы личного дела осужденного документы, имеющие отношение к применению в отношении Гнездилова В.Ю. оспариваемых взысканий, постановки на профилактический учёт составлены должностными лицами, обладающими полномочиями на их составление и выявление фактов нарушения правил внутреннего распорядка в исправительном учреждении.

Оспариваемые постановления вынесены в соответствии с требованиями ст. ст. 115-117, 119 УИК РФ, меры взыскания соразмерны тяжести и характеру нарушений и применены с учётом обстоятельств совершения нарушения, личности осужденного и его предыдущего поведения.Оснований полагать, что взыскания применены к Гнездилову В.Ю. без учёта тяжести и характера допущенных нарушений не имеется.

Ссылки административного истца на то, что его привлечение к ответственности является наказанием за конфликт с должностными лицами ИК-18, не свидетельствует о незаконности и чрезмерной строгости примененного взыскания. Какой-либо личной заинтересованности и некомпетентности должностных лиц исправительного учреждения в применении в отношении Гнездилова В.Ю. мер взыскания не установлено, а доводы административного истца носят предположительный характер и объективными данными не подтверждены.

Кроме того, суд учитывает, что в соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.04.2009 № 8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания» взыскания, наложенные на осужденного за весь период отбывания наказания, с учётом характера допущенных нарушений подлежат оценке судом в совокупности с другими характеризующими его данными. При этом наличие или отсутствие у осужденного взыскания не может служить как препятствием, так и основанием к его условно-досрочному освобождению или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

Таким образом, факты проведения с административным истцом бесед профилактического характера, а также наложение на него взысканий за допущенные нарушение ПВР, не являются препятствием для удовлетворения ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания либо о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, поскольку оцениваются в совокупности с другими характеризующими осужденного данными.

При этом, суд учитывает, что взыскания, наложенные на административного истца в период до *** в настоящее время погашены.

Пунктом 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Системное толкование приведенного положения позволяет суду сделать вывод, что основанием для признания решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными является совокупность двух обстоятельств: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и во взаимосвязи с приведенными выше нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что необходимая совокупность условий, предусмотренная п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, судом при разрешении настоящего административного иска не установлена.

Таким образом, суд приходит к выводу, что нарушений прав Гнездилова В.Ю. административными соответчиками не допущено, оспариваемые действия соответствовали закону, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения заявленных Гнездиловым В.Ю. требований.

При таких обстоятельствах требования административного истца о признании незаконными оспариваемых действий должностных лиц и постановлений удовлетворению не подлежат.

Кроме того, материалами дела подтверждается, что административное исковое заявление о признании незаконными действий и решений исправительного учреждения о наложении дисциплинарных взысканий в период по *** подано Гнездиловым В.Ю. в суд *** (согласно исходящему номеру), причин уважительности пропуска срока последним не представлено.

Таким образом, Гнездиловым В.Ю. без уважительных причин пропущен установленный законом срок для обращения в суд с настоящим административным иском, оснований для его восстановления судом не установлено, что в силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Таким образом, суд отказывает в удовлетворении заявленных административным истцом требований в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ ░░-18 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░-18 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░-18 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░-18 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, – ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

***

***

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-716/2023 ~ М-395/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гнездилов Виталий Юрьевич
Ответчики
ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области
ВрИО начальника ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области
УФСИН России по Мурманской области
Начальник отряда ОВРсО ФКУ ИК-18 УФСИН России по МО Тарасенко И.А.
Начальник отряда ОВРсО ФКУ ИК-18 УФСИН России по МО Анохин В.В.
Другие
ФСИН России
Суд
Кольский районный суд Мурманской области
Судья
Кочешева Нина Дмитриевна
Дело на сайте суда
kola--mrm.sudrf.ru
13.02.2023Регистрация административного искового заявления
13.02.2023Передача материалов судье
16.02.2023Решение вопроса о принятии к производству
16.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.02.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.03.2023Предварительное судебное заседание
13.04.2023Судебное заседание
12.05.2023Судебное заседание
13.06.2023Судебное заседание
10.07.2023Судебное заседание
27.07.2023Судебное заседание
10.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.02.2024Дело оформлено
29.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее