Решение по делу № 2-98/2016 (2-1174/2015;) ~ М-1156/2015 от 22.12.2015

Дело №2-98/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Воркутинский городской суд Республики Коми

    в составе председательствующего судьи Бочаровой С.В.

    при секретаре Лобановой О.Н.

    с участием прокурора Рассказова Ю.Н.,

представителя истца Пикиной Н.Г.,

    представителя ответчика ОАО «Шахта Воргашорская» Георгиевой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте пос.Воргашор,

01 февраля 2016 года дело по иску Артюха А. Ф. к Открытому акционерному обществу «Шахта Воргашорская» о взыскании доплаты единовременного пособия в счет компенсации морального вреда, причиненного повреждением здоровья вследствие профессионального заболевания,

установил:

Артюх А.Ф. обратился с иском о взыскании суммы, причитающейся ему в связи с причинением вреда здоровью вследствие профессионального заболевания. В обоснование иска указывает, что, работая длительное время на предприятиях угольной отрасли г.Воркуты: на шахте «Промышленная», в ОАО «Шахта Воргашорская», ЗАО «Шахта Воргашорская 2», СП «Шахта Воргашорская» ОАО «Воркутауголь», он получил профессиональное заболевание - ******. По последствиям этого профзаболевания ему в сентябре 2015г. учреждением медико-социальной экспертизы было установлено 30% утраты профтрудоспособности. Отраслевым тарифным соглашением по угольной отрасли на 2013-2016 годы предусмотрено, что в случае установления работнику утраты профтрудоспособности вследствие профзаболевания ему в счет компенсации морального вреда выплачивается единовременное пособие из расчета 20% среднемесячного заработка за каждый процент утраты профтрудоспособности. При этом в случае, когда ответственность за причинение вреда здоровью актом возложена на несколько предприятий, организация несет ответственность только за вред, причиненный здоровью в период работы в организации; стаж определяется пропорционально времени, отработанному во вредных условиях у каждого причинителя вреда согласно акту расследования профзаболевания. По его расчетам размер причитающегося единовременного пособия должен составить 264450,16руб. Учитывая, что приказом АО «Воркутауголь» ему была назначена компенсация морального вреда в размере 53524,71руб. из расчета 20% среднемесячного заработка за 30% утраты профтрудоспособности за 20,24% от общего стажа работы во вредных условиях за вычетом единовременного пособия, назначенного и выплаченного ФСС РФ, то компенсация морального вреда за стаж работы в ОАО «Шахта Воргашорская» должна составить 210925,45руб. Однако фактически пособие выплачено в меньшем размере – 116992,75руб. Следовательно, сумма недоплаты составит 93922,70руб. Указанную сумму пособия он и просит взыскать с ответчика.

Истец, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, участия в судебном заседании не принимал, о причинах неявки суд не известил.

С учетом требований ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Пикина Н.Г. заявленные требования поддержала, приведя в обоснование доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика – ОАО «Шахта Воргашорская» по доверенности Георгиева Ю.В. с иском не согласилась и указала, что Артюху А.Ф. в связи с установлением процентов утраты трудоспособности вследствие профзаболевания была назначена и выплачена компенсация морального вреда. Стаж работы истца в условиях воздействия вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов составляет 35 лет 05 мес. Из них в ОАО «Шахта Воргашорская» 15 лет 08 мес., что составляет 44,24% от общего стажа во вредных условиях труда. При этом период работы истца на шахте «Воргашорская» с 1977г. по 03.08.1992г. был исключен при расчете компенсации морального вреда. Вопрос возмещения компенсации морального вреда впервые был урегулирован ст.7, 131 Основ гражданского законодательства Союза ССР и Республик, принятых 31.05.1991, распространивших свое действие на территории РФ с 03.08.1993. По общему правилу акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к правоотношениям, возникшим после введения их в действие. Полагает, что поскольку спорные правоотношения возникли до 03.08.1993, то период работы истца до этой даты - 03.08.1992 не может учитываться при определении размера компенсации морального вреда. На основании изложенного просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований.

Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Артюх А.Ф., работая ****** «Промышленная», в ОАО «Шахта Воргашорская» и в подразделениях АО «Воркутауголь», получил профессиональное заболевание – ******, что подтверждается актом о случае профессионального заболевания от ДД.ММ.ГГ..

В соответствии с указанным актом причиной профессионального заболевания является несовершенство технологических процессов, оборудования, механизмов, конструктивные недостатки машин, механизмов. Лицами, допустившими нарушения государственных санитарно – эпидемиологических правил и иных нормативных актов, указаны шахта «Промышленная», ОАО «Шахта Воргашорская» и ОАО «Воркутауголь» (структурные подразделения: ЗАО «Шахта Воргашорская 2», «Шахта Воргашорская»).

При освидетельствовании истца в Филиале №23 ФКУ «ГБ МСЭ по РК» 26 сентября 2015 года ему в связи с установленным профессиональным заболеванием было определено 30% утраты трудоспособности.    

В силу п.5.4 Отраслевого соглашения по угольной промышленности РФ на период с 01.04.2013 по 31.03.2016, в случае установления впервые работнику, уполномочившему профсоюз представлять его интересы в установленном порядке, занятому в организациях, осуществляющих добычу (переработку) угля, утраты профтрудоспособности вследствие производственной травмы или профессионального заболевания работодатель в счет компенсации морального вреда работнику осуществляет единовременную выплату из расчета не менее 20% среднемесячного заработка за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности (с учетом суммы единовременной страховой выплаты, выплачиваемой из Фонда социального страхования РФ) в порядке, оговоренном в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте, принятом по согласованию с соответствующим органом профсоюза. В случае, когда ответственность за причинение вреда здоровью работника в виде профессионального заболевания возложена на несколько организаций, работодатель несет долевую ответственность, которая определяется пропорционально степени вины работодателей.

Учитывая, что Артюх А.Ф. является бывшим работником ОАО «Шахта Воргашорская», которому в период действия указанного соглашения впервые установлена утрата профтрудоспособности вследствие профессионального заболевания, он, по мнению суда, имеет право на получение единовременной выплаты.

Право истца на получение единовременной выплаты ответчиком не оспаривается.

Как уже отмечалось, согласно акту о случае профессионального заболевания вина за возникновение у истца профессионального заболевания возложена на шахту «Промышленная», АО «Воркутауголь» и ОАО «Шахта Воргашорская». Следовательно, обязанность по выплате единовременной выплаты должна возлагаться на эти предприятия пропорционально стажу работы истца на каждом из них.

На момент возникновения профессионального заболевания стаж работы истца во вредных условиях составил 35 лет 05 мес. (425 мес.).

Из них период работы в ОАО «Шахта Воргашорская» составляет 27 лет 04 мес. 25 дней (328мес.):

- с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ.****** – 08 мес. 16 дней;

- с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ.******» - 01год 04 мес. 21 день;

- ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. - ******» - 25 лет 03 мес. 18 дней.Что составляет от общего стажа работы во вредных условиях, повлекших получение работником профессионального заболевания, ОАО «Шахта Воргашорская» - 328/425 * 100 = 77,18%.

Учитывая процент вины ОАО «Шахта Воргашорская» в возникновении профессионального заболевания у истца, размер единовременной выплаты в счет компенсации морального вреда, должен составить 204102,63руб. из расчета: (54270,73 * 0,2 * 30) – 61174,22руб. = 264450,16руб. * 77,18% = 204102,63руб.

где 54270,73руб. - среднемесячная заработная плата истца за период с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ., исчисленная ответчиком, которая истцом не оспаривается;

0,2 – размер среднего заработка, учитываемого при расчете;

30 - процент утраты трудоспособности;

61174,22руб. - сумма пособия, выплаченная ГУ РО ФСС РФ по РК;

77,17% - вина ответчика.

Так как ответчиком истцу добровольно выплачена сумма единовременной выплаты при установлении утраты профессиональной трудоспособности в счет компенсации морального вреда в размере 116992,75руб., что подтверждается приказом от ДД.ММ.ГГ., справкой о выплате от ДД.ММ.ГГ. , платежным поручением от ДД.ММ.ГГ., то в пользу Артюха А.Ф. подлежит взысканию сумма единовременной выплаты в размере 87109,88руб.

При этом суд не принимает во внимание доводы ответчика о необходимости исключения из стажа истца для определения размера компенсации морального вреда периода работы на шахте «Воргашорская» с 13.09.1977 по 03.08.1992, т.е. периода до принятия законодательства о возмещении морального вреда.

В соответствии с п.п. 2, 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная ****** и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной ******, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

При этом следует учитывать, что статьей 131 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик установлена ответственность за моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями, и в том случае, когда в законе отсутствует специальное указание о возможности его компенсации.

Статьей 151 первой части Гражданского кодекса РФ, которая введена в действие с 01.01.1995, указанное положение сохранено лишь для случаев причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе.

Если моральный вред причинен до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию, требования истца не подлежат удовлетворению, в том числе и в случае, когда истец после вступления этого акта в законную силу испытывает нравственные или физические страдания, поскольку на время причинения вреда такой вид ответственности не был установлен и по общему правилу действия закона во времени закон, усиливающий ответственность по сравнению с действовавшим на время совершения противоправных действий, не может иметь обратной силы (п.1 ст.54 Конституции РФ).

Однако, если противоправные действия (бездействие) ответчика, причиняющие истцу нравственные или физические страдания, начались до вступления в силу закона, устанавливающего ответственность за причинение морального вреда, и продолжаются после введения этого закона в действие, то моральный вред в указанном случае подлежит компенсации.

Согласно ст.131 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, введенных в действие с 03.08.1992 года, моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный гражданину неправомерными действиями, возмещается причинителем при наличии его вины. Моральный вред возмещается в денежной или иной материальной форме и в размере, определяемом судом, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

Судом установлено, что правоотношения между сторонами носят длящийся характер, нарушения прав истца на безопасные и здоровые условия труда продолжались и после вступления в силу закона, предусматривающего компенсацию морального вреда, в связи с чем при возмещении морального вреда учитываться должен весь период работы Артюха А.Ф. во вредных условиях на шахте «Воргашорская».

На основании ст.103 ГПК РФ и ст.333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, размер который составит 2813,30руб.

В соответствии с положениями ст.ст.61.1, 61.2 БК РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляется в бюджеты муниципальных районов.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Артюха А. Ф. к Открытому акционерному обществу «Шахта Воргашорская» о взыскании доплаты единовременного пособия в счет компенсации морального вреда, причиненного повреждением здоровья вследствие профессионального заболевания, удовлетворить частично.

    Взыскать с Открытого акционерного общества «Шахта Воргашорская» в пользу Артюха А. Ф. доплату единовременной выплаты в счет компенсации морального вреда в связи с утратой профессиональной трудоспособности вследствие профзаболевания в сумме 87109 (восемьдесят семь тысяч сто девять) руб. 88 коп.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Шахта Воргашорская» государственную пошлину в сумме 2813 (две тысячи восемьсот тринадцать) руб. 30 коп. в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута».

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, т.е. с 06.02.2016.

Судья С.В. Бочарова

2-98/2016 (2-1174/2015;) ~ М-1156/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Артюх А.Ф.
Ответчики
ОАО "Шахта Воргашорская"
Суд
Воркутинский городской суд
Судья
Бочарова Светлана Васильевна
22.12.2015[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.12.2015[И] Передача материалов судье
25.12.2015[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2015[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.12.2015[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2016[И] Судебное заседание
06.02.2016[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.02.2016[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее