составлено дата
2-428/2022
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Владивосток 6 июля 2022 года
Фрунзенский районный суд г.Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего Саковского Е.В.,
при секретаре судебного заседания Савельеве А.Н.,
с участием представителей истца Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае Демьянчук Е.В., Стецкив Р.В., представителя ответчика Леоновой М.И. – Авенович А.С.,
рассмотрев в судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае к Леоновой Марии Игоревне о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае обратилось в суд с названным иском, в обоснование указав, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее - Территориальное управление) в соответствии с приказом Росимущества от 27 февраля 2009 года №49 является органом, наделённым полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Приморского края. Земельный участок с кадастровым номером №:7, общей площадью датам., имеющий местоположение: <адрес>. Ориентир нежилое здание (лит.А). Почтовый адрес ориентира: <адрес>А, является собственностью Российской Федерации, о чём в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) сделана запись о государственной регистрации права № от дата. В границах Земельного участка расположены следующие объекты недвижимости: 1) резервуар подземный с кадастровым номером №, адрес: <адрес>А, являющийся собственностью гражданки Леоновой М.И., о чём в ЕГРН сделана запись о государственной регистрации права № от дата; 2) насосная станция второго подъёма с кадастровым номером №, площадью 60,2 кв.м., адрес: <адрес>, являющаяся собственностью гражданки Леоновой М.И. о чём в ЕГРН сделана запись о государственной регистрации права № от дата. Территориальное управление имеет законное основание для взыскания с Леоновой М.И. платы за необоснованное обогащение при использовании ею Земельного участка, на котором размещены принадлежащие ей объекты. Согласно выписке из ЕГРН площадь Земельного участка, на котором расположены объекты, имеет площадь № кв.м., в связи с чем Территориальное управление рассчитало сумму за фактическое пользование Леоновой М.И. частью Земельного участка, площадью № кв.м., за период с дата по дата в размере 406929,60 рублей. Данный расчёт платы за фактическое пользование частью Земельного участка был определён в соответствии с п.6 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года №582, на основании отчёта об оценке от дата №, проведённого ООО «<...>» в рамках договора об оказании услуг по оценке находящегося в федеральной собственности имущества <...>. В рамках досудебного урегулирования возникшего спора Территориальное управление направляло Леоновой М.И. письмо (исх. № от дата), в котором предлагало в срок до дата оплатить сумму неосновательного обогащения. Леонова М.И. оплату за фактическое пользование частью Земельного участка не произвела. По этим основаниям просит суд взыскать с Леоновой С.И. в свою пользу неосновательное обогащение за фактическое пользование с дата по дата Земельным участком с кадастровым номером №, являющимся собственностью РФ, в размере 406929,60 рублей.
В судебном заседании представители истца Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае Демьянчук Е.В., Стецкив Р.В. исковые требования поддержали в полном объёме.
Представитель ответчика Леоновой М.И. – Авенович А.С. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, представила письменные возражения, в которых указала, что в момент приобретения права собственности на здания, расположенные на земельном участке с кадастровым номером №7, общей площадью № кв.м., расположенном по адресу: <адрес>А, арендатором указанного земельного участка являлось <...>». Из договора аренды № от дата между ТУ Росимущества и ОАО <...>» следует, что земельный участок находится в фактическом владении ОАО «<...> с 2003 года (с даты государственной регистрации права). Леонова М.И. приобрела объекты у ОАО «<...>», которое в свою очередь приобрело объекты у ОАО <...>». При отчуждении объекта недвижимого имущества его покупатель в силу прямого указания закона приобретает право пользования земельным участком, занятым объектом недвижимости, на тех же условиях и в том же объёме, что и прежний его собственник, и тем самым принимает права и обязанности арендатора земельного участка, а прежний собственник объекта недвижимости выбывает из обязательства по аренде данного земельного участка. Поскольку договор аренды с АО <...>» просуществовал до 15 августа 2019 года (то есть расторгался уже после приобретения Леоновой М.И. права собственности на здания, расположенные на земельном участке, предоставленном ранее ОАО <...>» в аренду, то Леонова М.И., приобретая объекты недвижимости, приобрела право пользования земельным участком на тех же правах, что и ранее ОАО <...>». Соответственно, следуя указанным положениям, для Леоновой М.И. должна применяться та же ставка аренды, что и для ОАО «<...>» - 3,51 рублей в год, что за период с дата по дата составит 5,82 рублей. Представила дополнительный расчёт, согласно которому указала, что от ОАО «<...>» получено письмо от дата, согласно которому договор аренды земельного участка, с кадастровым номером 25:28:020030:7, от дата между ОАО «<...>» и ТУ Росимущества расторгнут дата (дата регистрации соглашения дата). Так как Леонова М.И. могла узнать о прекращении прав ОАО <...>» на земельный участок не ранее внесения записи в ЕГРП об этом, то ранее дата не возникло право использовать земельный участок. Таким образом, по ставке 1,5% расчёта общая сумма составила 52976,69 рублей.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности имеющиеся доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Статьёй 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте ч.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ст.67 ГПК РФ).
Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 05 июня 2008 года №432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством РФ осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
В соответствии с п.5.37 Постановления Правительства РФ «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет от имени РФ юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов РФ при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории РФ и за рубежом.
Согласно приказу Росимущества от 27 февраля 2009 года №49 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом» Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае является органом, наделённым полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Приморского края.
Из материалов гражданского дела следует, что земельный участок с кадастровым номером №7, общей площадью № кв.м, имеющий местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое здание (лит.А). Почтовый адрес ориентира: <адрес>А, является собственностью РФ, о чём в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) сделана запись о государственной регистрации права № от дата.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что в границах Земельного участка расположены объекты недвижимости: 1) резервуар подземный с кадастровым номером №, адрес: <адрес>, являющийся собственностью Леоновой М.И., о чём в ЕГРН сделана запись о государственной регистрации права № от дата; 2) насосная станция второго подъёма с кадастровым номером №, площадью 60,2 кв.м., адрес: <адрес>, являющаяся собственностью Леоновой М.И., о чём в ЕГРН сделана запись о государственной регистрации права № от дата.
Документами, послужившими основанием для государственной регистрации права собственности Леоновой М.И., явились: предварительный договор купли-продажи от дата, договор купли-продажи недвижимости имущества с использованием кредитных средств от дата.
Право собственности Леоновой М.И. на указанные объекты недвижимости подтверждается также выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекта недвижимости.
Таким образом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае имеет законное основание для взыскания с Леоновой М.И. платы при использовании ею части земельного участка, на котором размещены принадлежащие ответчику резервуар подземный, насосная станция второго подъёма.
В силу пп.7 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах: платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
В соответствии с п.1 ст.65 ЗК РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу п.1 ст.1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 настоящего Кодекса.
Согласно п.2 ст.1102 ГК РФ правила о неосновательном обогащении применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Следовательно, для применения названной нормы права необходимым условием является отсутствие правовых оснований или договорных отношений, а именно приобретение или сбережение имущества одним лицом за счёт другого не основано ни на законе (иных правовых актах), ни на сделке, прежде всего договоре, то есть происходит неосновательно.
Таким образом, неосновательное обогащение имеет место при отсутствии у приобретателя правовых оснований на чужое имущество.
Для применения ст.1102 ГК РФ необходимо наличие объективного результата: факт неосновательного приобретения (сбережения) имущества без должного правового основания. Под правовыми основаниями следует понимать разного рода юридические факты, дающие субъекту основание на получение имущественного права. Перечень таких оснований предусмотрен ст.8 ГК РФ.
В соответствии со ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Для взыскания неосновательного обогащения необходимо доказать факт получения ответчиком имущества либо денежных средств без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований и его размер. Недоказанность хотя бы одного из указанных элементов является основанием для отказа в удовлетворении иска.
В силу ст.1103 ГК РФ, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям; 1) о возврате исполненного по недействительной сделке, 2) об истребовании имущества собственником из чужого незаконного владения, 3) одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством; 4) о возмещении вреда, в том числе причинённого недобросовестным поведением обогатившегося лица.
На основании п.1 ст.1104 ГК РФ имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре.
Как следует из материалов гражданского дела, дата между ОАО <...>» и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае заключён договор № аренды земельного участка с кадастровым номером №
дата между ОАО «<...>» и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае расторгнут указанный договор аренды земельного участка.
Право пользования на земельный участок с кадастровым номером <...> возникло у Леоновой М.И. дата.
Согласно выписке из ЕГРН площадь Земельного участка, на котором расположены вышеназванные объекты, имеет площадь № кв.м., в связи с чем Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае рассчитало сумму за фактическое пользование Леоновой М.И. частью Земельного участка, площадью № кв.м., за период с дата по дата в размере 406929,60 рублей.
Данный расчёт платы за фактическое пользование частью Земельногоучастка был определён в соответствии с п.6 Правил определенияразмера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года №582, на основании отчёта об оценке от дата №, проведённого ООО «<...>» в рамках договора об оказании услуг по оценке находящегося в федеральной собственности имущества №
Вместе с тем, суд не может признать данный расчёт верным в силу следующего.
Сумма неосновательного обогащения за пользование публичным земельным участком без правовых оснований равна арендной плате, рассчитываемой по правилам, установленным уполномоченным органом.
Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее – Правила). В соответствии с п.2 указанных Правил размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности РФ и расположенных на территории РФ, в расчёте на год определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника, если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов: а) на основании кадастровой стоимости земельных участков; б) по результатам торгов, проводимых в форме аукциона; в) в соответствии со ставками арендной платы, утверждёнными Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии; г) на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
Как указано в п.1.2 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утверждённых приказом Минэкономразвития России от 07 июня 2016 года №358, кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством РФ, в том числе для налогообложения, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками его использования, без учёта иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект. Кадастровая стоимость представляет собой наиболее вероятную цену объекта недвижимости, по которой он может быть приобретён исходя из возможности продолжения фактического вида его использования независимо от ограничений на распоряжение этим объектом.
Перечень случаев применения кадастровой стоимости при определении арендной платы является исчерпывающим и установлен п.3 Правил, согласно которому, в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 0,6% (пп.«в»).
Ежегодный размер арендной платы за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершённого строительства, в случаях, не указанных в п.п.3-5 Правил, определяется как частное, полученное в результате деления рыночной стоимости права аренды, рассчитанной за весь срок аренды земельного участка и определяемой в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности, на общий срок договора аренды земельного участка (п.6 Правил).
Таким образом, расчёт арендной платы за пользование занимаемым ответчиком земельным участком следует производить в соответствии с пп.«в» п.3 Правил с учётом кадастровой стоимости земельного участка. Применение в данном случае расчёта исходя из рыночной стоимости земельного участка является незаконным и необоснованным.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №:7, общей площадью № кв.м., установлена в размере 2310471,55 рублей.
Соответственно, арендная плата за № кв.м. составляет: 2310471,55 рублей х 0,6% = 13862,83 рублей в год.
Таким образом, сумма за пользование принадлежащим ответчику земельным участком, площадью № кв.м., за период с дата по дата должна составить: 30036,24 рублей (26 месяцев).
Арендная плата за 1 день будет составлять 37,98 рублей (13862,83 : 365).
Заявленный истцом период с дата по дата составляет 808 дней.
Таким образом, сумма за пользование принадлежащим ответчику земельным участком, площадью № кв.м., за период с дата по дата составляет: 30687,84 рублей (37,98 рублей в день х 808 дней).
При таких обстоятельствах с Леоновой М.И. в пользу РФ в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае подлежит взысканию сумма неосновательного обогащения в размере 30687,84 рублей, исходя из расчёта кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае на основании пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ при подаче искового заявления в суд было освобождено от уплаты государственной пошлины.
На основании ч.1 ст.103 ГПК РФ, пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета Владивостокского городского округа государственная пошлина в размере 890 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░: <...>) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> (░░░: <...>) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 30687 ░░░░░░ 84 ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1121 ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░