Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3001/2023 ~ М-2366/2023 от 17.08.2023

29RS0018-01-2023-003812-94

Дело № 2а-3001/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 сентября 2023 года город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Кирьяновой И.С. при секретаре судебного заседания Давыдовой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кублицкого А. С. к федеральному казенному учреждению СИЗО-1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области, начальнику федерального казенного учреждения СИЗО-1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области Карлину А. А.овичу, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области о признании действий незаконными, отмене нарушения,

установил:

Кублицкий А.С. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области о признании незаконными действий, выраженных в составлении акта о нарушении им правил внутреннего распорядка, отмене нарушения.

В обоснование административного иска указывает, что содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области без установленных законом оснований ДД.ММ.ГГГГ составлен акт о нарушении им правил изоляции, по итогу рассмотрения которого с ним проведена профилактическая беседа. Вмененное ему нарушение он не допускал. Считает рапорт, зафиксировавший данное нарушение, незаконным. Кроме того, он был ознакомлен с Правилами внутреннего распорядка следственного изолятора.

Определением суда к участию в деле в качестве административных соответчиков были привлечены ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области, начальник ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области Карлин А. А.ович.

Административный истец Кублицкий А.С. в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивал в полном объеме. Пояснил, что данное нарушение было учтено при рассмотрении его ходатайства о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Бесспорные доказательства, подтверждающие факт нарушения, ответчиком не представлены.

Представитель административных ответчиков ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области Васенева Ю.В. В судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Указала, что административным истцом были нарушены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов, утвержденные Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года № 189. При этом дисциплинарное взыскание за допущенное истцом нарушение на Кублицкого А.С. наложено не было.

Административный ответчик начальник ФКУ Следственный изолятор №1 УФСИН России по Архангельской области Карлин А.А., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

На основании положений ч. 1, 7, 8 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропущенный по указанной в ч. 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

К уважительным причинам пропуска срока для обращения в суд являются обстоятельства, препятствовавшие лицу своевременно обратиться с заявлением в суд за разрешением спора (например, болезнь, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимости осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Истец оспаривает действия ответчика, выразившиеся в составлении рапорта от ДД.ММ.ГГГГ.

С настоящим иском в суд истец обратился ДД.ММ.ГГГГ через администрацию места содержания, в связи с чем 3-х месячный срок на обращение в суд им пропущен.

Вместе с тем, суд учитывает, что административный истец находится в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в связи с чем его доступ к квалифицированной юридической помощи ограничен, и полагает причины пропуска срока на обращение в суд уважительными, а срок — подлежащим восстановлению.

Судом установлено, что Кублицкий А.С. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

При поступлении в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области Кублицкий А.С. был ознакомлен с правами и обязанностями подозреваемых и обвиняемых, о чем свидетельствует его подпись в карточке-размещении от ДД.ММ.ГГГГ.

В период нахождения Кублицкого А.С. в камерах в свободном доступе имелась сформированная папка с выписками из основных нормативных документов, определяющих порядок содержания под стражей, в том числе ПВР СИЗО.

Разрешая требования административного истца о признании незаконным наложение на истца дисциплинарного взыскания, суд исходит из следующих обстоятельств и норм материального права.

В силу ст. 17 Конституции РФ, признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, на спорный период и до настоящего времени регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Согласно ст. 1 Федерального закона № 103-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовнопроцессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

В силу положений части 1 статьи 8 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ следственные изоляторы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.

Согласно ч. 1 ст. 15 данного Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (ст. 16 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ).

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 № 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее Правила), в соответствии с пунктом 13 которых информация о правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, предоставляется как в письменном виде, так и устно, а также по радио, во время посещения камер сотрудниками, на личном приеме подозреваемых и обвиняемых начальником СИЗО и уполномоченными им лицами. Подозреваемым и обвиняемым по их просьбе из библиотеки СИЗО выдаются во временное пользование Федеральный закон и указанные Правила. В каждой камере на стене должна вывешиваться информация об основных правах и обязанностях подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в СИЗО.

П. 4 гл. 1 Правил предусмотрено, что лица, содержащиеся в следственном изоляторе, должны выполнять возложенные на них Федеральным законом обязанности и соблюдать Правила поведения подозреваемых и обвиняемых (приложение № 1). Невыполнение ими своих обязанностей и правил поведения влечет ответственность в установленном порядке.

Под законными понимаются те требования, которые прямо предусматриваются нормами Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Правил внутреннего распорядка. Эти требования должны основываться на соответствующих запрещающих и обязывающих нормах, которые обращены к лицам, содержащимся под стражей.

В силу ст. 36 Федерального закона № 103-ФЗ к основным обязанностям подозреваемых и обвиняемых относятся в том числе: соблюдать порядок содержания под стражей, установленный настоящим Федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка СИЗО; соблюдать правила пожарной безопасности.

Согласно ст. 38 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ за невыполнение установленных обязанностей к подозреваемым и обвиняемым могут применяться следующие меры взыскания: выговор; водворение в карцер или в одиночную камеру на гауптвахте на срок до пятнадцати суток, а несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых - на срок до семи суток.

Статьей 39 упомянутого Закона установлено, что взыскания за нарушения установленного порядка содержания под стражей налагаются начальником места содержания под стражей или его заместителем, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 40 настоящего Федерального закона. За одно нарушение на виновного не может быть наложено более одного взыскания.

Взыскание налагается с учетом обстоятельств совершения нарушения и поведения подозреваемого или обвиняемого. Взыскание может быть наложено не позднее десяти суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее двух месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание применяется, как правило, немедленно, а в случае невозможности его немедленного применения - не позднее месяца со дня его наложения.

До наложения взыскания у подозреваемого или обвиняемого берется письменное объяснение. Лицам, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрации. В случае отказа от дачи объяснения об этом составляется соответствующий акт.

Взыскание в виде выговора налагается в устной или письменной форме, другие взыскания - в письменной форме.

Подозреваемые и обвиняемые имеют право обратиться с обжалованием взыскания к вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд. Подача жалобы не приостанавливает исполнение взыскания.

По пункту 2 Правил в следственных изоляторах устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом, Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Обеспечение режима в СИЗО, поддержание в них внутреннего распорядка возлагается на администрацию СИЗО, а также на их сотрудников, которые несут установленную законом и ведомственными нормативными актами ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (пункт 3 Правил).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в период в 19 час. 55 мин. Кублицкий А.С., содержащийся в камере №, неоднократно нарушал правила изоляции, вел переговоры с лицами, содержащимися в других камерах СИЗО-1, через окно камеры №. На законные требования сотрудника учреждения прекратить вести переговоры с лицами, содержащимися в других камерах СИЗО-1, через окно камеры №, заключенный под стражу Кублицкий А.С. не реагировал, чем нарушил пп. 1, 2 ст. 36 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и пп. 1, 3 приложения 1 к ПВР СИЗО, утвержденным приказом Минюста РФ от 14.10.2005 №189. Факт нарушения зафиксирован на видеорегистратор ДД.ММ.ГГГГ., что отражено в рапорте.

В силу пункта 1 Правил поведения подозреваемых и обвиняемых (приложение № 1 к Правилам) подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах, обязаны соблюдать тишину (абзац шестнадцатый пункта 1); выполнять законные требования администрации СИЗО (п. 1. 2).

Из представленных в материалы дела сведений следует, что Кублицкий А.С. ознакомлен с порядком и условиями содержания в следственном изоляторе, правами и обязанностями, установленными законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка, предупрежден об ответственности за нарушение установленного порядка.

Проанализировав представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об установлении факта нарушения Кублицким А.С. вышеуказанных Правил в связи с невыполнением последним законных требований администрации следственного изолятора прекратить вести переговоры с лицами, содержащимися в других камерах СИЗО-1, через окно камеры №.

Ссылка административного истца на непредставление административным ответчиком доказательств нарушения им вышеприведенных Правил судом отклоняется, поскольку опровергается материалами настоящего дела.

Факт нарушения подтверждается рапортом от ДД.ММ.ГГГГ, составленным младшим инспектором дежурной службы Беляковым А.А. ДД.ММ.ГГГГ, подписан им, адресован начальнику ФКУ СИЗО-1 Карлину А.А.

В своих объяснениях от ДД.ММ.ГГГГ Кублицкий А.С. указал, что к межкамерной связи отношения не имеет, режим содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области не нарушал, поскольку после вечерней проверки находился на своем спальном месте и писал письмо домой, которое в последующем передал сотруднику после 21 час. 00 мин.

При этом суд учитывает, что рапорт – это документ, фиксирующий допущенное нарушение. Дисциплинарное взыскание налагается на лиц, допустивших нарушение, постановлением начальника или заместителем начальника исправительного учреждения. При этом с учетом всех обстоятельств начальник или заместитель начальника исправительного учреждения вправе не принимать решение о наложении дисциплинарного взыскания.

По итогу рассмотрения рапорта ДД.ММ.ГГГГ с Кублицким А.С. проведена профилактическая беседа. Дисциплинарное взыскание на него не налагалось.

Установив факт нарушения Кублицким А.С. правил внутреннего распорядка, младший инспектор дежурной службы Беляков А.А. был вправе и обязан составить рапорт о выявленном нарушении.

Проанализировав представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об установлении факта нарушения Кублицким А.С. вышеуказанных Правил в связи с невыполнением последним законных требований администрации следственного изолятора.

Таким образом, незаконности в действиях сотрудника судом не установлено. Требование сотрудника исполнено истцом не было.

С учетом изложенного выше суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.

В силу указания ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.

Учитывая, что рапорт от ДД.ММ.ГГГГ составлен законно, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для его отмены.

Письменные пояснения Якунина Г.С. об отсутствии факта совершения Кублицким А.С. вмененного ему нарушения судом не принимаются, поскольку опровергаются иными доказательствами по делу.

Все остальные доводы сторон правового значения для разрешения данного дела не имеют и судом не принимаются.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 КАС Российской Федерации, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░-1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░-1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░.░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-3001/2023 ~ М-2366/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кублицкий Александр Сергеевич
Ответчики
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области
УФСИН России по Архангельской области
Начальник ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области Карлин Алексей Александрович
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельска
Судья
Кирьянова И.С.
Дело на сайте суда
oktsud--arh.sudrf.ru
17.08.2023Регистрация административного искового заявления
17.08.2023Передача материалов судье
22.08.2023Решение вопроса о принятии к производству
22.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.08.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.09.2023Предварительное судебное заседание
22.09.2023Судебное заседание
28.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.11.2023Дело оформлено
13.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее