Дело № 2а-124/2022
УИД 44RS0003-01-2022-000017-49
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 февраля 2022 года город Шарья
Шарьинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Карповой С.В., при секретаре Лелиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Шарьинского муниципального района Костромской области к заместителю начальника отделения - заместителю старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП по Костромской области - Карповой О.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Администрация Шарьинского муниципального районаКостромской области действуя через своего представителя, обратилась в суд с административным исковым заявлением к заместителю начальника отделения - заместителю старшего судебного приставаМежрайонного ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП по Костромской области - Карповой О.А., УФССП России по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей установленного постановлением заместителя начальника отделения -заместителя старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Карповой О.А. от 16.12.2021 года по исполнительному производству №000-ИП.
В обоснование административного искового заявления указала, что решением Шарьинского районного суда Костромской области от 10.09.2021 года по делу №2-643/2021 удовлетворен иск Шарьинского межрайонного прокурора о возложении на администрацию Шарьинского муниципального района Костромской области обязанности предоставить С.В.В. на территории _________ по договору найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области от 11.10.2021г. на основании исполнительного листа №2-643/2021 было возбуждено исполнительное производство №000-ИП. Указанным постановлением администрации установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Постановлением заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Карповой О.А. от 16.12.2021 года с Администрации взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Постановление о взыскании исполнительского сбора получено администрацией 24 декабря 2021 года.
Ссылаясь на ч.7 ст.112 Закона об исполнительном производстве, которым установлено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, указывают, что лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Администрация считает, что ею предпринимались все зависящие от неё меры для надлежащего исполнения обязательства.
В связи с тем, что бюджет Шарьинского муниципального района на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, в соответствии со ст.138 БК РФ, является дефицитным, исполнение решения суда в интересах указанной категории лиц могло осуществляться в 2021 году только за счет направленных областью субвенций.
Частью 1 решения Собрания депутатов Шарьинского муниципального района Костромской области от 26.11.2020 года №68 «О бюджете Шарьинского муниципального района на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов утверждены основные характеристики бюджета Шарьинского муниципального района на 2021 год, одной из которых является дефицит бюджета Шарьинского муниципального района в сумме 2 200 000 рублей. (на 2022 год дефицит бюджета 2 200 000 рублей и на 2023 год так же 2 200 000 рублей).
Администрацией принимаются меры по организации приобретения жилых помещений для исполнения решений судов.
ДД.ММ. в департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области и департамент по труду и социальной защите населения Костромской области направлены уведомления о предоставлении субвенций на приобретение жилого помещения для С.В.В.
ДД.ММ. в департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области и департамент по труду и социальной защите населения Костромской области направлено ходатайство о рассмотрении вопроса о предоставлении субвенций из областного бюджета администрации Шарьинского муниципального района на приобретение жилого помещения для дальнейшего предоставления по договорам социального найма специализированного жилищного фонда лицам из числа детей-сирот.
Проведен мониторинг жилья на территории Зебляковского сельского поселения, выставленного на продажу. Несколько жилых помещений подходят по техническим характеристикам для приобретения и включения в специализированный жилищный фонд Шарьинского муниципального района.
Постановлением администрации Шарьинского муниципального района от 05.12.2016 №205 «об утверждении Порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда Шарьинского муниципального района», ч.2 ст.3 установлено, что жилые помещения для детей-сирот приобретаются за счет субвенций из областного бюджета, предоставляемых бюджету Шарьинского муниципального района, в собственность Шарьинского муниципального района с последующем включением таких жилых помещений в муниципальный специализированный жилищный фонд на территории Шарьинского муниципального района с отнесением их к жилым помещениям для детей-сирот.
Жилые помещения предоставляются из жилищного фонда указанной категории лиц лишь при наличии свободных изолированных жилых помещений в муниципальном специализированном жилищном фонде, однако таковые в настоящее время имеются лишь на территории с.Рождественское и д.Плосково Шарьинского района. Данные жилые помещения были предложены С.В.В. однако от нее получен письменный отказ. На территории п.Зебляки жилых помещений в специализированном жилищном фонде не имеется.
В связи с обстоятельствами, не зависящими от администрации, решение суда о предоставлении С.В.В. на основании договора найма специализированного жилого помещения, не могло быть использовано в пятидневный срок, поскольку при отсутствии свободных жилых помещений и отсутствии в бюджете Шарьинского муниципального района денежных средств, предназначенных на эти цели, администрация не могла произвольно приобрести жилое помещение по исполнительному производству, затратив средства из других статей бюджета.
Так же просит обратить внимание на тот факт, что для приобретения жилого помещения, которое подлежит передаче С.В.В. по договору найма специализированного жилого помещения, необходимо было соблюдение процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которым установлен единый порядок определения поставщиков, в том числе путем проведения аукциона в электронной форме, за нарушение которого законодательством РФ установлены различные виды ответственности.
В течение нового срока, установленного постановлением начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Карповой О.А. для исполнения требований исполнительного документа реальное исполнение решения суда так же не предоставляется возможным по указанным выше обстоятельствам.
Помимо вышеперечисленного, администрация считает, что уплата органом местного самоуправления исполнительского сбора является нецелесообразной, в связи с тем, что денежные средства при уплате исполнительского сбора в указанном случае переходят из одного бюджета в другой внутри одной бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует решению вопросов местного значения, так как средства, которые могли бы быть направлены на фактическое исполнение судебных решений, будут взысканы в виде исполнительского сбора.
Администрация считает, что приняла все меры для надлежащего исполнения обязательств при той степени заботливости и осмотрительности, какая от неё требовалась исходя из существа правоотношения.
Определением суда от ДД.ММ. в качестве административного соответчика по делу привлечено УФССП России по Костромской области, в качестве заинтересованного лица - С.В.В. (л.д. 1).
Административный истец в судебное заседание своего представителя не направил, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрении дела (л.д.24).
В судебном заседании административный ответчик заместитель начальника отделения - заместитель старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Карповой О.А. МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Карпова О.А. надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения дела (л.д.26), в судебное заседание не явилась. В ходатайстве направленном в суд просила в удовлетворении требований отказать и рассмотреть исковое заявление в отсутствие заместителя начальника отделения (л.д.38).
Управление Федеральной службы судебных приставов по Костромской области в судебное заседание своего представителя не направило, надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела (л.д.25).
Заинтересованное лицо С.В.В. в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежащим образом о рассмотрении дела, просила рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д.23, 48).
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу частей 1 и 2 ст. 5 вышеуказанного Федерального закона, принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 6 данного Федерального закона, законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 30 этого же Федерального закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (ч. 11).
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12).
Судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства при последующих предъявлениях исполнительного документа (подпункт 2 части 14).
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 ФЗ "Об исполнительном производстве" в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
В соответствии со ст. 105 вышеуказанного Закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
При рассмотрении дела установлено, что решением Шарьинского районного суда от 09.08.2021 года, вступившим в законную силу 10.09.2021 года на администрацию Шарьинского муниципального района Костромской области возложена обязанность предоставить С.В.В., ДД.ММ. года рождения, на территории поселка Зебляки Шарьинского муниципального района Костромской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом установленной нормы предоставления площади жилого помещения, из специализированного жилищного фонда(л.д.32-37).
На основании исполнительного листа №000 судебным приставом-исполнителем 11.10.2021г. было возбуждено исполнительное производство №000-ИП в отношении должника администрации Шарьинского муниципального района Костромской области (л.д.27 оборот-28) которое получено должником - администрацией Шарьинского муниципального района 03.12.2021г. (л.д.30 оборот).
В установленный пятидневный срок после получения постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении указанного исполнительного производства решение исполнено не было.
Постановлением заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Карповой О.А. от ДД.ММ. №000 с Администрации Шарьинского муниципального района взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа - до ДД.ММ. (л.д.7).
В соответствии с положениями статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Решением Шарьинского районного суда от 09.08.2021 года, вступившим в законную силу 10.09.2021 года на администрацию Шарьинского муниципального района Костромской области возложена обязанность предоставить С.В.В. на территории поселка Зебляки Шарьинского муниципального района Костромской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом установленной нормы предоставления площади жилого помещения, из специализированного жилищного фонда.
Согласно ответа Департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области №000 от ДД.ММ. указано, что законом Костромской области от 21.12.2021 года №166-7-ЗКО «Об областном бюджете на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 годов» бюджету Шарьинского района на 2022-2024 годы не предусмотрены средства субвенций, передаваемые бюджетам муниципальных районов и городских округов на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вопрос о выделении бюджету муниципального образования в 2022 году средств субвенций может быть рассмотрен при наличии средств экономии образующихся в результате проведения процедур по закупке жилых помещений органами местного самоуправления, бюджетам которых в соответствии с Законом будут выделены средства на 2022 год (л.д.12-12 оборот).
Администрация Шарьинского муниципального района Костромской области направляла уведомление в Департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области, о необходимости выделения субвенций на приобретение жилья по вступившим в силу двум решениям о предоставлении жилья Ш.Ю.А. и С.В.В.. Данным гражданам были предложены жилые помещения, но не на территории _________, от которых они письменно отказались (л.д. 8).
Администрация Шарьинского муниципального района Костромской области направляла ходатайства в Департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области, о предоставлении субвенций в 2022 году по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (л.д. 11) и в департамент по труду и социальной защите населения Костромской области о выделении дополнительных финансовых средств из областного бюджета (л.д.9).
По мнению суда, администрацией Шарьинского муниципального района Костромской области представлены доказательства, свидетельствующие о принятии мер с учетом отсутствия необходимых денежных средств для надлежащего исполнения содержащихся в исполнительном документе требований. В течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения было невозможно.
При данных обстоятельствах, наличии объективных причин, препятствующих исполнению решения суда, отсутствии виновного противоправного бездействия должника - администрации городского округа город Шарья в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок, заявление об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 (░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ 16.12.2021 ░░░░ №000 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №000-░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.