Дело № 2а-2452/2023
24RS0013-01-2022-001080-47
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 мая 2023 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Демидовой В.В.
при секретаре Галдановой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Емельяновского района Красноярского края к ГУФССП России по Красноярскому краю, МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю, судебному приставу – исполнителю МОСП по ИНХ по г. Красноярску Маркевич Галине Александровне об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Емельяновского района Красноярского края обратилась в суд с административным иском к ГУФССП по Красноярскому краю с требованиями об освобождении от уплаты исполнительского сбора. Требования мотивировала тем, что 10.01.2022 СПИ МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50000 рублей с администрации Емельяновского района Красноярского края по исполнительному производству от 15.11.2021 № 19458/21/24097-ИП, возбужденному на основании исполнительного листа от 9.03.2021 № ФС 033269440, выданного Емельяновским районным судом по делу 2-2189/2020, вступившему в законную силу, предмет исполнения: обязать администрацию Емельяновского района Красноярского края предоставить Олунину Е.А. по договору найма специализированного жилого помещения на территории Емельяновского района либо п. Кедровый жилое помещение, соответствующее степени благоустройства указанных муниципальных образований. Согласно положениям Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ответственными за обеспечение детей – сирот жилыми помещениями выступают органы исполнительной власти субъекта РФ, т.е. приобретение жилых помещений для данной категории лиц осуществляется за счет бюджетных средств субъекта РФ. В случае наделения органов местного самоуправления указанным государственным полномочием, включая приобретение в муниципальную собственность жилых помещений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на муниципальные образования, как на собственников соответствующего жилищного фонда возлагается обязанность по содержанию этих помещений и управлению ими. В соответствии с Законом Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» полномочия по осуществлению мероприятий по приобретению и предоставлению жилых помещений для лиц, указанной категории, осуществляются администрацией Емельяновского района Красноярского края. Однако, в соответствии со ст. 4 указанного закона Красноярского края на осуществление переданных государственных полномочий бюджетам муниципальных районов предоставляются субвенции из краевого бюджета. Таким образом, приобретение жилых помещений для указанной категории граждан осуществляется только за счет финансирования, поступающего из бюджета края. Указывают, что ежегодно администрацией Емельяновского района заключается Соглашение о взаимодействии Министерства образования Красноярского края и администрации района по реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До заключения Соглашения формируются списки лиц, указанной категории, которые являются обязательным приложением к Соглашению и финансирование осуществляется в рамках списка лиц, подлежащих обеспечению. Административный истец обращался 15.03.2021 в Министерство образования Красноярского края о выделении дополнительных субвенций в рамках исполнения решения Емельяновского районного суда от 22.12.2020 для приобретения жилья Олунину Е.А.; 6.04.2021 дан ответ, что Министерством распределение денежные средства, выделенных на приобретение жилых помещений детям – сиротам произведено в полном объеме, запрошено дополнительное финансирование, поэтому в 2021 Олунин Е.А. не вошел в список детей – сирот к Соглашению от 20.02.2021 № 24 на получение жилого помещения, т.к. субвенций, предоставленных Емельяновскому району для приобретения жилых помещений, не достаточно. Администрация Емельяновского района в рамках своих полномочий предприняла все возможные действия, направленные на исполнение решения суда, связанные с предоставлением Олунину Е.А. жилого помещения по договору специализированного найма.
Судом к участию в деле административными соответчиками привлечены ГУФССП России по Красноярскому краю, судебный пристав – исполнитель Маркевич Г.А. МОСП по ИНХ по г. Красноярску; заинтересованными лицами прокурор Емельяновского района Красноярского края, Министерство образования Красноярского края и Олунин Е.А.
В судебном заседании представитель административного истца Меньшиков В.Л. (доверенность, диплом) заявленные требования поддержал.
Старший помощник прокурора Емельяновского района Красноярского края Стонт Н.В. против удовлетворения заявленных требований возражала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения административного истца, суд полагает требования администрации Емельяновского района Красноярского края подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 3 ст. 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом - исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника- организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В силу пункта 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава- исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысле, или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела, с учетом представленных копий исполнительного производства, заочным решением Емельяновского районного суда от 22 декабря 2020 года на администрацию Емельяновского района Красноярского края возложена обязанность предоставить Олунину Е.А. жилое помещение на территории Емельяновского района Красноярского края либо п. Кедровый Емельяновского района Красноярского края по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующее степени благоустройства указанных муниципальных образований, отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, общей площадью исходя из 33 кв.м., с допусками, установленными п.14 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка», не позднее 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу; решение вступило в законную силу, обращено к исполнению; 15.11.2021 судебным приставом-исполнителем МОСП по ИНХ по г. Красноярску вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 19458/21/24097-ИП в отношении администрации Емельяновского района Красноярского края на основании исполнительного листа № ФС № 033269440, выданного Емельяновским районным судом по делу № 2-2189/2020; должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления; 15.11.2021 в личный кабинет должника на «Едином портале государственных и муниципальных услуг» направлено постановление о возбуждении ИП, 23.11.2021 поступило уведомление о прочтении указанного документа; 10.01.2022 СПИ МОСП по ИНХ по г. Красноярску вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа; 13.02.2023 исполнительное производство № 19458/21/24097-ИП окончено исполнением требований исполнительного документа.
Материалами дела подтверждается, что 11.11.20212 администрация Емельяновского района обращалась в суд с заявлениями о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу 2-2189/2020 сроком на 1 год со дня вступления определения в законную силу.
Кроме того, 27.04.2021 администрация Емельяновского района обратилась к министру образования Красноярского края с заявлением о выделении дополнительных средств субвенций в рамках исполнения решения суда для приобретения жилья Олунину Е.А.; 12.05.2021 Министерством дан ответ, что средства, выделенные в 2021 году для приобретения жилых помещений детям - сиротам по решениям суда, распределены в полном объеме, о выделении средств администрация будет проинформирована дополнительно.
23 декабря 2022 администрацией Емельяновского района и Олуниным Е.А. заключен договор найма специализированного жилого помещения на 5 лет; согласно акту приема – передачи, 23.12.2022 квартира принята Олуниным Е.А. без замечаний.
Оценив представленные по делу доказательства, по смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Совокупностью установленных по делу обстоятельств согласно положениям ФЗ "Об исполнительном производстве" подтверждается наличие обстоятельств, связанных с невозможностью исполнения решения суда по причинам особенностей бюджетного регулирования расходов муниципального образования, суд считает, что имеются основания для освобождения администрации Емельяновского района Красноярского края от оплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей, взысканного на основании постановления от 10.01.2022 судебного пристава-исполнителя МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю, поскольку вина администрации Емельяновского района в нарушении сроков, установленных для добровольного исполнения требований исполнительного документа, отсутствует.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 10.01.2022 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 19458/21/24097-░░ ░ ░░░░░░░ 50000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░ 2023 ░░░░