Дело № 2-989/2021
47RS0002-01-2021-001424-58
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Волосово 24 ноября 2021 года
Волосовский районный суд Ленинградской области в составе:
судьи Красильникова А.В.,
при секретаре ФИО2,
с участием истца прокурора Волосовского района Ленинградской области - ФИО3, представителя ответчика МОУ «Яблоницкая СОШ» – ФИО4, действующего на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области – ФИО5, действующей на основании довереннсоти от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Волосовского района Ленинградской области, действующего в защиту неопределенного круга лиц к МОУ «Яблоницкая СОШ» и Администрации МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области об обязании совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Волосовского района Ленинградской области, действующий в защиту неопределенного круга лиц обратился в Волосовский районный суд с иском к МОУ «Яблоницкая СОШ», администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области, в котором с учетом поданных в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит обязать МОУ «Яблоницкая СОШ» по выполнить мероприятия по разработке проекта установки устройства молниезащиты образовательного учреждения в течение года с момента вступления решения суда в законную силу, обязать администрацию муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области профинансировать работы по разработке проекта установки устройства молниезащиты в здании МОУ «Яблоницкая СОШ».
В обоснование исковых требований истец указывает, что в ходе проведения мониторинга исполнения законодательства о безопасном пребывании учащихся, в образовательных учреждениях, установлено нарушение МОУ «Яблоницкая СОШ» требований безопасности и норм СНиП, которыми предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий образовательных сооружений, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Кроме того, согласно заключения от ДД.ММ.ГГГГ МОУ «Яблоницкая СОШ» не соответствует нормам молниезащиты от прямых попаданий молний.
Поскольку в МОУ «Яблоницкая СОШ» отсутствует устройство молниезащиты, что создает угрозу безопасности жизнью и здоровью неопределенного круга лиц, просил иск удовлетворить.
В суде первой инстанции прокурор ФИО3 заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МОУ «Яблоницкая СОШ» - ФИО4 не возражал против удовлетворения исковых требований прокурора с учетом поданного уточнённого административного иска.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области – ФИО5 оставила решение на усмотрение суда.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.
В силу положений статей 2, 41,43 Конституции Российской Федерации, статей 28, 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Общедоступность школьного (дошкольного) образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в образовательном учреждении. К компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Согласно ст. ст. 4,9 ФЗ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, недопущение их дискриминации, а также восстановление их прав в случаях нарушений; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое и психическое развитие, в том числе в области образования ребенка в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии со ст. 28 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 41 Закона РФ «Об образовании» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно пункту 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности, которые разрабатываются в порядке, установленном Правительством РФ. На образовательную организацию возложена обязанность, в числе прочего, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, а также ответственность за ненадлежащие выполнение функций, отнесенных к ее компетенции и жизнь, здоровье обучающихся, работников организации. В силу действующего правового регулирования здания общеобразовательных организаций должны быть оснащены устройством молниезащиты.
Так, в пункте 4.21 СП 118.13330.2012 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго от ДД.ММ.ГГГГ №
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в МОУ «Яблоницкая СОШ» отсутствует устройство молниезащита, что подтверждается ответом МОУ «Яблоницкая СОШ» на запрос прокуратуры Волосовского района № от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, согласно заключения от ДД.ММ.ГГГГ МОУ «Яблоницкая СОШ» не соответствует нормам молниезащиты от прямых попаданий молний.
Факт отсутствия в здании образовательного учреждения систем молнизащиты ответчиками не оспаривался.
Проанализировав вышеуказанные нормы права и обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в части обязании МОУ «Яблоницкая СОШ» выполнить мероприятия по разработке проекта установки устройства молниезащиты МОУ «Яблоницкая СОШ» по адресу: <адрес>.
При этом, суд приходит к выводу о том, что финансирование вышеуказанных работ должно быть возложено на администрацию муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области исходя из следующего.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ РФ от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Обязательство по финансированию данного мероприятия является расходным обязательством органа местного самоуправления. Соответственно выделение средств на данное мероприятие возможно в рамках бюджетного процесса.
В соответствии со ст. 53 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд при принятии решения может установить срок его исполнения. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
При этом суд считает, возможным установить МОУ «Яблоницкая СОШ» срок для исполнения решения в течение года с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку данный срок является обоснованным исходя из особенностей проведения работ, а также их стоимости.
В соответствии со ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также государственные органы, органы местного самоуправления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░ 2021 ░░░░.