Дело № 2- 53/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2020 года
Шарьинский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Гуманец О.В.
при секретаре Долгодворовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вакарчук Ю.Р. к Беспаловой В.Ю. о компенсации морального вреда, причинённого преступлением,
УСТАНОВИЛ:
Вакарчук Ю.Р. обратилась в суд с иском к Беспаловой В.Ю. о взыскании морального вреда, причиненного преступлением, в размере 60 000 рублей. Также просила взыскать судебные расходы за составление искового заявления.
Заявленное требование истец мотивировала тем, что приговором мирового судьи от 29 октября 2019 года Беспалова В.Ю. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 137 ч.1 УК РФ, ей назначено наказание в виде штрафа, в размере 6000 рублей. Истец признана потерпевшей по данному уголовному делу, с приговором не согласна и считает его слишком мягким, однако обжаловать не стала. Беспалова В.Ю. имея умысел на незаконное собирание сведений о её частной жизни, составляющих её личные тайны, без её согласия, из личных неприязненных отношений, используя свой мобильный телефон, вышла через социальную сеть «ВКонтакте» на её страничку.
Беспалова В.Ю. в нарушении ч.1 ст.23 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, а также ч.1 ст. 24 Конституции Российской Федерации, согласно, которой сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается, путем просмотра её личных сообщений на её страничке «ВКонтакте», получила сведения о её частной жизни в виде личных фотографий интимного содержания. Само по себе деяние, совершенное Беспаловой В.Ю. сильно ударило по её самолюбию, причинило ей моральные и психологические страдания. Она до настоящего времени не может прийти в себя, ей не удобно общаться со знакомыми, которые в курсе этой ситуации. Психологические переживания негативно сказываются на её обыденной жизни, все это сказывается на её состоянии здоровья. У неё после этого стал плохой сон и частые головные боли от переживаний. Каждый человек, переживший такую ситуацию и такой стресс, долго не может успокоиться и забыть. Учитывая, что преступлением ей нанесен моральный вред, считает, что Беспалова В.Ю. должна компенсировать его на основании ст. 151 ГК РФ.
Факт причинения ей психологического и нравственного причинения вреда подтверждается материалами уголовного дела. Беспалова В.Ю. причинила ей такие страдания умышленно и на почве личных неприязненных отношений, которые возникли раньше и поэтому, действия ответчика носят злонамеренный характер с целью причинить ей более сильные психологические страдания. Поэтому, считает, что компенсация морального вреда должна быть ощутимой для ответчика с учетом ее злонамеренности и не наступившего раскаяния. Моральный вред оценивает в 60 000 рублей.
Не согласившись с заявленным иском, ответчик Беспалова В.Ю. представила свои возражения, в которых указала, что 29 октября 2019 года мировым судьей судебного участка № 25 Шарьинского судебного района Костромской области она была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 137 ч.1 УК РФ, ей было назначено наказание в виде штрафа в размере 6000 рублей. Приговор не был обжалован ни ею, ни Вакарчук Ю.Р. и вступил в законную силу 9 ноября 2019 года.
Довод Вакарчук Ю.Р. о том, что «она не может придти в себя, ей неудобно общаться с её знакомыми, которые в курсе этой ситуации, психологические переживания негативно сказываются на ее обыденной жизни, все это сказывается на ее состоянии здоровья, у ее плохой сон и частые головные боли от переживания» не подтверждается какими-либо доказательствами, в материалы дела не представлены ни больничный лист, ни справки, свидетельствующие об обращении Вакарчук Ю.Р. к врачу с указанными симптомами (плохой сон, частые головные боли) в июле 2018 года, и позднее, ни рецептов о назначении Вакарчук Ю.Р. препаратов для улучшения состояния здоровья, и чеков подтверждающих их оплату.
Она была осуждена судом только за собирание сведений о частной жизни Вакарчук Ю.Р., а именно путем копирования в социальной сети «В контакте» отправила на свою страницу фотографии», данные фотографии нигде в Интернет-сети ею не размещались, о событиях она никому не рассказывала из ее друзей, знают только она и Вакарчук Ю.Р. Поэтому довод, что ей неудобно общаться с друзьями не состоятелен и не доказан Вакарчук Ю.Р.
За содеянное она уже понесла наказание, назначенный штраф, ею оплачен полностью 27.11.2019 г. Неблагоприятных последствий для Вакарчук Ю.Р. не наступило.
Заявленная сумма взыскания с неё в качестве морального вреда в размере 60 000 рублей является слишком завышенной, не соразмерной.
Представленная квитанция об оплате услуг за составление иска оформлена, по мнению ответчика, не надлежаще, в квитанции не указано имя, отчество Вакарчук, а также отсутствует личная подпись Вакарчук, свидетельствующая об оплате указанной суммы в размере 1000 рублей.
В настоящее время она находится на диспансерном учете по беременности, на 11 декабря 2019 года срок беременности 20-21 неделя. Источника дохода она не имеет, проживает в настоящее время с родителями и гражданским мужем.
Согласно ч.2 ст.151 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Просила суд учесть все приведенные ею доводы, а также её состояние здоровья (наличие беременности), отсутствие у неё источника дохода, а также то, что неблагоприятных последствий для Вакарчук Ю.Р. не наступило.
Просила суд снизить заявленную сумму морального вреда с 60 000 рублей до 5000 рублей, во взыскании 1000 рублей за составление иска отказать.
В судебном заседании истец Вакарчук Ю.Р. исковое требование поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Просила взыскать с Беспаловой В.Ю. компенсацию морального вреда в размере 60 000 рублей и расходы за составление искового заявления в сумме 1 000 рублей.
Пояснила, что конфликт начался в январе 2016 г. В июле 2016 г. ею было написано заявление в ПДН по статье 116 УК РФ. Но ответчика не смогли привлечь к ответственности, так как ей на тот момент ещё не исполнилось 16 лет.
После событий 2016 г. они помирились. Истец зашла с телефона на её страничку в социальной сети «ВКонтакте» и забыла оттуда выйти. Через год в мае 2018 г. ответчик ей скидывает фотографии интимного характера в личные сообщения. Она их тут же удаляет, а через полчаса они каким-то образом с левой страницы оказываются в группе.
Перед судом ответчик ей позвонила, предложила «выйти в суде на мировую», ей дают меньше штраф, а она подает на компенсацию морального вреда. Изначально она хотела пойти на мировую. Ей в следственном комитете были принесены извинения, она их приняла, подписала, что «идет на мировую».
Фотографии интимного характера на тот момент повлияли на её личную жизнь. Но сейчас всё хорошо.
В судебном заседании было установлено, что ответчик Беспалова В.Ю. в период подготовки к судебному разбирательству после регистрации брака сменила фамилию на Вотякова.
Ответчик Вотякова (Беспалова) В.Ю. пояснила, что она возражает против удовлетворения исковых требований истца по доводам, изложенным в её возражениях, в которых указала, что согласна с размером компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей. Она не согласна с 1 000 рублей. Указала, что не может выплатить компенсацию морального вреда в размере 60 000 рублей потому что она беременна, срок - 6 месяцев, нигде не работает. Ранее работала неофициально 3 месяца в магазине «Десяточка». Она вышла замуж. Проживает с мужем. Муж работает вахтовым методом, но официально не оформлен.
Заслушав показания сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В соответствии с п.1 ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (обязательства вследствие причинения вреда) и статьёй 151 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причинённые действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий.
При этом в п. 3 данного Постановления разъяснено, что в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, приговором мирового судьи судебного участка N 25 Шарьинского судебного района Костромской области от 29 октября 2019 года, вступившим в законную силу 9 ноября 2019 года, Беспалова В.Ю. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 137 УК РФ, ей назначено наказание в виде штрафа в размере 6000 рублей.
Как указано в мотивировочной части приговора, подсудимая Беспалова В.Ю. совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 137 УК РФ - нарушение неприкосновенности частной жизни, то есть незаконное собирание сведений о частной жизни лица, составляющих его личную тайну, без его согласия.
В приговоре также указано, что подсудимая Беспалова В.Ю. виновной себя признала полностью.
Согласно ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
В соответствии со ст. 42 УПК РФ физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, является потерпевшим.
По иску потерпевшего о возмещении в денежном выражении причинённого ему морального вреда размер возмещения определяется судом при рассмотрении уголовного дела или в порядке гражданского судопроизводства.
Как указано в приговоре при рассмотрении уголовного дела гражданский иск потерпевшей Вакарчук Ю.Р. не заявлялся.
В силу ч. 1 ст. 23 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Согласно ч. 1 ст. 24 Конституции Российской Федерации сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
В п. 1 ст. 150 ГК РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с данным Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения (п. 2 ст. 150 ГК РФ).
В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права (абзац 2 пункта 2 ст. 150 ГК РФ).
Факт совершения Беспаловой В.Ю. виновных действий, повлекших нарушение конституционного права потерпевшей на неприкосновенность частной жизни, предусмотренное статьями 23, 24 Конституции Российской Федерации установлен вступившим в законную силу приговором мирового судьи.
Как указано в приговоре, Беспалова В.Ю., имея умысел на незаконное собирание сведений о частной жизни несовершеннолетней Вакарчук Ю.Р., "__"____ года рождения, составляющих ее личную тайну, без ее согласия, из личных неприязненных отношений, используя свой мобильный телефон, вышла через социальную сеть «ВКонтакте» на ее страницу, получила сведения о частной жизни потерпевшей в виде личных фотографий интимного содержания. Путем копирования, отправила на свою страницу «____» сведения о частной жизни потерпевшей Вакарчук Ю.Р. в виде ее личных фотографий интимного содержания, достоверно зная при этом, что разрешения на сведений о частной жизни, составляющих личную тайну, несовершеннолетняя Вакарчук Ю.Р. ей не давала, причинив своими действиями последней моральный вред, выразившийся в нарушении её конституционного права на неприкосновенность частной жизни, предусмотренного статьями 23, 24 Конституции Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании в результате преступных действий Беспаловой В.Ю. истец Вакарчук В.Ю. претерпела нравственные страдания, причинившие ей моральный вред.
В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со статьёй 1101 ГК РФ, предусматривающей способ и размер компенсации морального вреда, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшей.
Доводы ответчика об отсутствии документальных подтверждений о том, что психологические переживания негативно сказываются на состоянии здоровья истца, правового значения не имеют.
Характер совершённого преступления свидетельствует о наличии нравственных страданий, которые, бесспорно, могут повлечь и физические страдания в виде плохого сна и головных болей.
В соответствии с п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» размер компенсации зависит от характера и объёма причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
В судебном заседании установлено, что ответчик Вотякова (Беспалова) В.Ю., нигде не работает, находится на шестом сроке беременности.
Принимая во внимание степень вины Вотяковой (Беспаловой) В.Ю., учитывая степень физических и нравственных страданий Вакарчук Ю.Р., её индивидуальные особенности, конкретные обстоятельства, при которых потерпевшей был причинен вред, а также, учитывая материальное положение ответчика, суд считает возможным взыскать с Вотяковой (Беспаловой) В.Ю. в пользу истца в качестве компенсации морального вреда 5 000 рублей, как сумму, отвечающую требованиям разумности и справедливости.
Доводы истца о том, что компенсация морального вреда должна быть ощутимой для ответчика с учетом ее злонамеренности и не наступившего раскаяния, значения для разрешения вопроса о размере компенсации вреда не имеют, поскольку возмещение вреда не является средством наказания лица, виновного в причинении вреда, моральный вред носит компенсационный характер для лица, которому этот вред причинен.
В соответствии с представленной квитанцией № 030149 от 6.11.2019 года Вакарчук Ю.Р. за составление искового заявления заплатила адвокату Огаркову Н.А. 1 000 рублей (л.д.8).
В соответствии со ст. 15 ГК РФлицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков.
Под убытками понимаются, в том числе расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Подлинность представленной квитанции сомнений у суда не вызывает, данная квитанция является допустимым и надлежащим доказательством несения истцом расходов по оплате услуг адвоката за составление рассматриваемого искового заявления в размере 1000 рублей.
Учитывая, что указанная сумма является подтверждёнными расходами потерпевшей, понесёнными ею по вине ответчика,1000 рублей подлежат взысканию с ответчика.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░.░.) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 1 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ________.