Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1667/2023 (2а-5078/2022;) от 13.12.2022

Дело № 2а-1667/2023

25RS0002-01-2022-002480-66

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 января 2023 года                                                                                г. Владивосток

Первореченский районный суд г. Владивостока в составе:

председательствующего – судьи Хренкова О.В.,

    при секретаре судебного заседания Матюшиной Т.А.,

    с участием представителя административного ответчика Невзоровой К.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Приморскому краю к Артемьеву Алексею Валентиновичу о взыскании задолженности по страховым взносам и пени,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с названным административным иском, указав в обоснование требований, что Артемьев А.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся индивидуальным предпринимателем, в связи с чем в силу ст. 419 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Административный ответчик указанные страховые взносы в срок, установленный ст. 432 НК РФ, самостоятельно в полном объеме не оплатил, в связи с чем на основании ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения соответствующей обязанности начислены пени. В соответствии со ст. 69 НК РФ налоговым органом было сформировано и в адрес Артемьева А.В. направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по страховым взносам и пене, которое в добровольном порядке не исполнено. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Советского судебного района <адрес> вынесен судебный приказ №а-1855/2021 о взыскании с налогоплательщика в пользу налогового органа задолженности по страховым взносам и пене, отмененный определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения. Согласно карточке расчетов с бюджетом за Артемьевым А.В. до настоящего времени числится неоплаченная задолженность. На основании изложенного просит взыскать с административного ответчика задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 32 448 рублей и пеню в размере 110 рублей 32 копейки; задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 8426 рублей и пеню в размере 28 рублей 65 копеек.

Представитель административного истца – МИФНС России № по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсуствие.

Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку Арбитражным судом <адрес> административный ответчик был признан банкротом и освобожден от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении процедуры реализации имущества гражданина. Кроме того, заявила о пропуске административным истцом процессуального срока для подачи административного искового заявления.

Выслушав представителя административного ответчика, изучив материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Статья 57 Конституции РФ обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы.

Статьей 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги.

Судом установлено, что Артемьев А.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся индивидуальным предпринимателем и в соответствии со ст. 419 НК РФ обязан был уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование.

Согласно п.п. 1 и 2 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 руб. за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Пунктом 1 статьи 75 НК РФ предусмотрено, что в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пеню.

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4 ст. 75 НК РФ).

В связи с неуплатой административным ответчиком самостоятельно страховых взносов за 2019 год в установленный срок налоговым органом в соответствии с ч. 6 ст. 69 НК РФ в его адрес заказным письмом было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об оплате страховых взносов и пени в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, которое исполнено не было.

Ввиду неоплаты недоимки по страховым взносам за 2019 год в установленный срок по заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка № Советского судебного района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ о взыскании с Артемьева А.В. задолженности, который был отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.

Как следует из представленных представителем административного ответчика документов, решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А51-19393/2020 признано обоснованным заявление индивидуального предпринимателя Артемьева А.В. о признании несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества должника.

В соответствии с п. 8 ст. 213.6 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – ФЗ «О банкротстве»). по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом, если гражданин не соответствует требованиям для утверждения плана реструктуризации долгов, установленным пунктом 1 статьи 213.13 настоящего Федерального закона, арбитражный суд вправе на основании ходатайства гражданина вынести решение о признании его банкротом и введении процедуры реализации имущества должника.

В тоже время в соответствии со ст. 213.11 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты вынесения арбитражным судом определения о принятии обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

С даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов наступают следующие последствия: срок исполнения возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании гражданина банкротом денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей для целей участия в деле о банкротстве гражданина считается наступившим.

Требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Между тем, определением Арбитражного суда <адрес> по делу № А51-19393/2020 от ДД.ММ.ГГГГ процедура реализации имущества должника завершена, Артемьев А.В. освобожден от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении процедуры реализации имущества гражданина.

Вследствие этого заявленные межрайонной ИФНС России № по <адрес> требования к Артемьеву А.В. в настоящее время не могут быть рассмотрены в рамках дела о банкротстве, в то же время Артемьев А.В. освобожден от исполнения обязанности по уплате задолженности по страховым взносам и пени, не относящимся к текущим платежам, в связи с чем основания для взыскания с административного ответчика задолженности по настоящему делу не имеется.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с абзацами 2, 3 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа и пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 2 - 3 статьи 48 НК РФ и указанных норм КАС РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, и о том, что при пропуске установленных сроков судебная процедура взыскания недоимки не может быть реализована без восстановления срока для обращения в суд, для чего налоговому органу необходимо обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного по уважительной причине шестимесячного срока.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 января 2020 года N 12-О, из которого следует, что принудительное взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, предусмотренное статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 данной статьи). При этом, при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О).

Согласно материалам дела, судебный приказ о взыскании с Артемьева А.В. задолженности по страховым взносам и пени был отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, с административным исковым заявлением о взыскании с Артемьева А.В. указанной задолженности административный истец должен был обратиться не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Однако административное исковое заявление было подано в суд ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, административным истцом был пропущен срок для обращения с административным исковым заявлением поле отмены судебного приказа о взыскании с Артемьева А.В. задолженности по страховым взносам и пени.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения статьи 95 КАС РФ устанавливают возможность восстановления судом пропущенного процессуального срока и направлены на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников административного судопроизводства. Вопрос же о возможности восстановления пропущенного процессуального срока решается судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения (определения от 27.03.2018 № 611-О и от 17.07.2018 года № 1695-О). Часть 4 данной статьи, предусматривающая возможность подачи частной жалобы на определение суда о восстановлении пропущенного процессуального срока или об отказе в его восстановлении, является дополнительной гарантией процессуальных прав лиц, участвующих в деле.

При подаче административного иска административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.

Однако срок, прошедший с ДД.ММ.ГГГГ до подачи административного иска – ДД.ММ.ГГГГ, нельзя признать разумным, и с учетом отсутствия уважительных причин, в силу которых административный истец был лишен возможности подать административный иск в установленный законом срок, отсутствуют достаточные основания для восстановления пропущенного срока.

Пропуск административным истцом установленного законом срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в административном иске (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 48 НК РФ, ст.ст. 19, 175-180 КАС РФ, суд

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ 18.01.2023.

░░░░░                                                                        ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1667/2023 (2а-5078/2022;)

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИФНС РФ № 12 ПО ПК
Ответчики
АРТЕМЬЕВ АЛЕКСЕЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ
Суд
Первореченский районный суд г. Владивостока Приморского края
Судья
Хренков Олег Владимирович
Дело на сайте суда
pervorechensky--prm.sudrf.ru
13.12.2022Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
13.12.2022Передача материалов судье
14.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2023Судебное заседание
18.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
24.04.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
02.06.2023Судебное заседание
07.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
02.08.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
02.08.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
20.09.2023Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее