10RS0011-01-2023-013284-72
(№2а-906/2024 (№2а-8567/2023)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 января 2024 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Сааринен И.А.,
при секретаре Хакимовой Д.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Смирновой ФИО8 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, заместителю министра имущественных и земельных отношений Республики Карелия Загвозкину Сергею Владимировичу об оспаривании решений,
установил:
Смирнова О.С. обратилась в суд с административными исковыми заявлениями к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Министерство) об оспаривании решений по тем основаниям, что административным истцом в Министерство были поданы заявления вх. № 20025, № 20026, №20027 от 13.06.2023 г. о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, площадью 1500 кв.м, местоположение: <адрес>, согласно приложенным схемам расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Министерством были приняты решения об оставлении заявленных требований Смирновой О.С. без удовлетворения, изложенные в тексте писем № 26926/12.4-21, №26929/12.4-21, №26930/12.4-21 от 12.10.2023 г., решения были приняты в связи с тем, что при проведении аналитическо-правовой экспертизы по рассмотрению представленных схем, посредством использования программного комплекса ГИС «ИнГЕО» выявлено, что местоположение испрашиваемых участков совпадает с местоположением земельного участка с кадастровым номером №. Административный истец указывает, что в настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером № (отсутствуют сведения о земельном участке на Публичной кадастровый карте https://pkk.rosreestr.ru/, а также в сервисе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме онлайн https://lk.rosreestr.ru/eservices/reaI-estate-obiects-online). Вместе с тем, сведения, содержащиеся в программном комплексе «ИнГЕО», не являются официальными, а также достоверным источником информации относительно местоположения объектов недвижимости, в связи с чем, истец просит признать незаконными решения Министерства, изложенные в тексте писем № 26926/12.4-21, №26929/12.4-21, №26930/12.4-21 от 12.10.2023 г.; обязать Министерство рассмотреть заявления Смирновой О.С. вх. № 20025, № 20026, №20027 от 13.06.2023 о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 22.11.2023 административные исковые заявления Смирновой О.С. объединены в одно производство.
Определениями суда к участию в деле привлечены: в качестве ответчика - заместитель министра Загвозкин С.В., в качестве заинтересованного лица - администрация Пряжинского национального района.
Административный истец и ее представитель в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени, дате и месте рассмотрения дела.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия своего представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом о времени, дате и месте рассмотрения дела, представило отзывы на иски.
Административный ответчик - заместитель министра Загвоздкин С.В. в судебном заседании не участвовал, извещен о времени, дате и месте рассмотрения дела.
Заинтересованное лицо представителя в суд не направило, о рассмотрении дела извещено надлежащим образом.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Срок на обращение в суд истцом не пропущен.
На основании п. 2 ч. 2 ст. 1, пп. 1 и 2 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ по жалобам на действия должностного лица административный истец должен доказать, нарушены ли оспариваемым решением, действием (бездействием) его права, свободы и законные интересы, соблюден ли срок обращения в суд, а административный ответчик обязан доказать, что им при вынесении оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемых действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 названного Кодекса.
В силу положений части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», постановления Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия» функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административным истцом в Министерство были поданы заявления вх. № 20025, № 20026, №20027 от 13.06.2023 г. в которых на основании п.п.15 п.2 ст.39.6, 39.18 ЗК РФ истец просила о предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков, площадью 1500 кв.м, местоположение: <адрес>, согласно приложенным схемам расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в кадастровом квартале №, с целью ведения личного подсобного хозяйства.
В письмах, направленных в адрес истца от 12.10.2023 исх. №26926/12.4-21, №26929/12.4-21, №26930/12.4-21, Министерство отказало в удовлетворении заявлений со ссылкой на то, что в результате аналитическо-правовой экспертизы при внесении сведений о границах испрашиваемого земельного участка в программный комплекс ГИС «ИнГЕО» выявлено совпадение местоположения границ испрашиваемого земельного участка с местоположением земельного участка с кадастровым номером №, таким образом, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории подготовлены без учета сведений о том, что испрашиваемые земельные участки расположены в границах ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером №, следовательно, образуются путем раздела указанного ранее учтенного земельного участка, что является нарушением п.4,6 Требований, утвержденных приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2022 №П/0148.
В соответствии с подпунктом 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Пунктом 1 ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 данного Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с положениями ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа.
В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе. Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Росреестра от 19 апреля 2022 № П/0148 утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.
Согласно п.4 Требований схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений Единого государственного реестра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории).
В соответствии с п. 6 Требований в схеме расположения земельного участка приводятся в том числе, изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения.
В силу пп.1 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
В силу подп.2 п.8 ст.39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в частности, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В оспариваемых отказах Министерство указывает, что в результате аналитическо-правовой экспертизы при внесении сведений о границах испрашиваемых земельных участках в программный комплекс ГИС «ИнГЕО» выявлено, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером №12 и образуется путем раздела ранее учтенного земельного участка.
Согласно представленной выписке по запросу суда в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке с кадастровым номером №, реестровое дело на земельный участок с кадастровым номером № отсутствует.
Поскольку в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке с кадастровым номером №, а также иные документы, позволяющие определить местоположение границ указанного земельного участка, оснований для вывода о том, что испрашиваемые земельные участки расположены в границах ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером №, не имелось.
При таких обстоятельствах, суд считает, что выводы административного ответчика о невозможности образования земельного участка преждевременны и не основаны на изучении полного объема подлежащих установлению обстоятельств, нарушают права истца на предоставление земельных участков.
Для удовлетворения судом административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, суд должен установить совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такая совокупность условий по настоящему делу установлена, в связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности административного иска и его удовлетворении.
Суд не вправе признать обоснованными оспариваемые решения, действия, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом, основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Таким образом, суд не вправе подменять административный орган и в рамках судебного разбирательства устанавливать обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения административным ответчиком, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца суд возлагает на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявления административного истца о предоставлении земельного участка в течение 30 дней с момента получения копии вступившего в законную силу решения суда.
В соответствии с ч.1 ст.111 КАС РФ с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 900 руб. 00 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 178 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №26926/12.4-21 ░░ 12.10.2023; №26929/12.4-21 ░░ 12.10.2023; №29930/12.4-21 ░░ 12.10.2023.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░9 ░░ 13.06.2023 (░░.№20025, ░░.№20026, ░░.№20027) ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░10 ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 900 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
– ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░;
– ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 19.01.2024.