Изготовлено в окончательной форме ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА
Дело № 2а-2509/2022
УИД 76RS0024-01-2022-002744-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 сентября 2022 г. г. Ярославль
Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе судьи Демидовой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дёминой В.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Симченко Никиты Олеговича к Призывной комиссии Ярославской области о признании незаконным и отмене решения,
установил:
Симченко Н.О. обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии Ярославской области о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии о направлении истца на дополнительное медицинское обследование, обязании организовать контрольное медицинское освидетельствование и повторном рассмотрении вопроса об установлении категории годности к военной службе.
В обоснование требований указано, что во время весеннего призыва в апреле 2022 года по решению призывной комиссии Симченко Н.О. направлен в ГБУЗ ЯО «Клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.В.Соловьева». Ему выставлен диагноз «<данные изъяты>». Также по решению призывной комиссии истец повторно направлен в ГБУЗ ЯО «Клиническая больница № 2», где ему также выставлен диагноз «<данные изъяты>». На основании двух медицинских заключений военно-врачебная комиссия поставила категорию «В» - не годен. Призывная комиссия вынесла решение о признании истца негодным и зачислению в запас. Для утверждения категории годности личное дело было направлено в Призывную комиссию Ярославской области. В мае при прохождении призывной комиссии Ярославской области выдано третье направление в ГБУЗ ЯО «Клиническая больница № 2», согласно медицинскому заключению которой истцу поставлен диагноз «<данные изъяты>». Призывная комиссия 21.06.2022 вновь выдала направление в ГБУЗ ЯО «Клиническая больница скорой медицинской помощи им. Н.В. Соловьева». С указанным направлением истец не согласен, поскольку диагноз истцу сформирован, в личном деле призывника имеются три медицинских заключения, которые не противоречат друг другу и соотносятся между собой, отсутствует необходимость в направлении от 21.06.2022 в медицинское учреждение, заключение которого в личном деле уже имеется.
Административный истец Симченко Н.О. в судебном заседании исковые требования поддержал, полагал, что трех медицинских обследований достаточно для принятия призывной комиссией решения.
Представители истца Данилюк Р.В. и Шкунов А.Д. в судебных заседаниях пояснили, что диагноз Симченко Н.О. подтверждают три медицинских заключения, выданные государственными учреждениями по направлению в том числе областной призывной комиссии. Считают действия призывной комиссии по направлению на еще одно обследование незаконным. Полагают, что призывная комиссия вправе выдавать направление на дополнительное медицинское обследование только в случае невозможности вынесения заключения о категории годности, при наличии вопросов к диагнозу, либо невозможности квалификации диагноза по расписанию болезней.
Представитель ответчика - Призывной комиссии Ярославской области и заинтересованных лиц – Военного комиссариата Ярославской области, Призывной комиссии Кировского, Красноперекопского и Фрунзенского районов г. Ярославля, военного комиссариата Кировского, Красноперекопского и Фрунзенского районов г. Ярославля по доверенностям Ефтодиева Н.Ф. в судебное заседание не явилась, в предыдущем судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что в 2020 году у истца была категория годности к военной службе «А», через год – «В», это вызвало сомнения. Истца направляли на медицинское обследование, оно вошло в основу выставления категории годности. Последнее медицинское заключение призывной комиссией не исследовалось, по нему решение призывной комиссией не принималось. Решение о направлении на дополнительное медицинское обследование принимает областная призывная комиссия.
Суд постановил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав сторону административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
Согласно ст. 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Вопросы призыва граждан на военную службу регулируются Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее Закон № 53-ФЗ).
Согласно пп. «а» п. 1, п. 2 ст. 22 Закону № 53-ФЗ призыву подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу.
В соответствии со ст. 23 Закона № 53-ФЗ от призыва на военную службу освобождаются и в том числе граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья. Граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности.
Согласно п.п. 1, 5 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» принятие решения о призыве на военную службу или освобождение от призыва на военную службу отнесено к компетенции призывной комиссии.
Согласно ст. 5.1 Закона № 53-ФЗ граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в п. 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в п. 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, принимавших участие в медицинском освидетельствовании, на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения.
Аналогичные положения содержатся и в п.5 Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» (далее Постановление №663) призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
Исходя из п. 13 Постановления № 663 призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования. Далее гражданин проходит повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии.
Аналогичная норма установлена также в п. 20 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе».
Таким образом, право направлять гражданина на дополнительное медицинское обследование законодатель оставляет за призывной комиссией.
Порядок определения категорий годности к военной службе устанавливается Положением о военно-врачебной экспертизе, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565, согласно которому годность к военной службе граждан при призыве на военную службу определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению № 1.
Пунктом 8 данного Положения предусмотрена возможность обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или суд.
По решению вышестоящей военно-врачебной комиссии гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное освидетельствование.
Пункт 3 ст. 29 Закона № 53-ФЗ предусмотрено право призывной комиссии субъекта Российской Федерации отменять решение нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных п. 1 ст. 28 данного федерального закона, а также отменять их заключения.
В силу пункта 22 Положения о военно-врачебной экспертизе, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 656, по итогам проверки наличия оснований для предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья и правильности их предоставления призывной комиссией субъекта Российской Федерации принимается, в том числе, решение об отмене решения призывной комиссии муниципального образования о предоставлении гражданину отсрочки или освобождения от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождения от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья – в отношении граждан, у которых по результатам проведенной проверки диагноз увечья, заболевания и (или) заключение о категории годности к военной службе были признаны необоснованными, - и о вызове указанных граждан на контрольное освидетельствование.
Судом установлено, что Симченко Н.О. состоит на воинском учете и является призывником по Фрунзенскому району г. Ярославля, что подтверждается личным делом призывника.
Решением призывной комиссии Кировского, Красноперекопского и Фрунзенского районов г.Ярославля от 17.05.2022 № 20Симченко Н.О. освобожден от призыва на военную службу, зачислен в запас на основании ст. 23 п. 1 подп. «а».
Решением призывной комиссии Ярославской области от 06.06.2022 № 30 решение призывной комиссии Кировского, Красноперекопского и Фрунзенского районов от 17.05.2022 № 20 об освобождении от призыва на военную службу отменено, Симченко Н.О. подлежит обследованию с последующим освидетельствованием.
Как следует из личного дела призывника, заведенного 23.01.2020 отделом военного комиссариата, Симченко Н.О. проходил медицинское освидетельствование при первоначальной постановке на воинский учет в 2020 году, а также при призыве на военную службу в 2021 и в 2022 годах.
Симченко Н.О. в соответствии с п. 5.1 Закона № 53-ФЗ был осмотрен специалистами: хирургом, терапевтом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, невропатологом, дерматологом. Согласно итоговому заключению врача, руководящего работой врачей-специалистов, Симченко Н.О. признан здоровым с определением категории годности к военной службе – А-1 в 2020 году и в 2021 году, в 2022 году определена категория «В».
Согласно заключению ГАУЗ ЯО КБ СМП им. Н.В. Соловьева от 02.03.2022 у Симченко Н.О. диагностировано <данные изъяты>.
Исходя из медицинского заключения ГБУЗ ЯО «Клинической больницы №2» о состоянии здоровья гражданина от 11.04.2022, проведенному по направлению районного военного комиссара, у Симченко Н.О. наблюдается <данные изъяты>.
По результатам обследования в период с 26.04.2022 по 29.04.2022, проведённого ГАУЗ ЯО «Клиническая больница скорой медицинской помощи им. Н.В. Соловьева» по направлению районного военного комиссара, Симченко Н.О. поставлен диагноз «<данные изъяты>».
По результатам медицинского освидетельствования от 17.05.2022 истцу поставлен диагноз «<данные изъяты>». Однако врачом-хирургом, членом ОПК 06.06.2022 диагноз и заключение признаны необоснованными, рекомендовано предоставить на контрольное медицинское освидетельствование.
Согласно медицинскому заключению ГБУЗ ЯО «Клинической больницы № 2» о состоянии здоровья гражданина от 10.06.2022, полученному по направлению военного комиссара Ярославской области, у Симченко Н.О. диагностировано <данные изъяты>.
Начальником ЦВВЭ военного комиссариата Ярославской области выдано Симченко Н.О. направление на повторное дополнительное обследование 21.06.2022.
Оспаривая указанное решение о направлении истца на повторное медицинское освидетельствование, истец указывал, что медицинское обследование и освидетельствование он неоднократно проходил, диагноз подтвержден.
Статьей 68 Расписания болезней предусматриваются приобретенные фиксированные деформации стопы.
Продольное плоскостопие III степени или поперечное III - IV степени плоскостопие с выраженным болевым синдромом, экзостозами, контрактурой пальцев и наличием артроза в суставах среднего отдела стопы относятся к пункту «б» - умеренные нарушения функций, что соответствует категории годности к военной службе «В».
Указанный диагноз подтверждается представленными стороной ответчика доказательствами, а именно личным делом призывника.
Согласно указанным документам ФИО1 прошел обязательные диагностические исследования. Медицинское освидетельствование проведено с учетом результатов обязательных диагностических исследований.
Таким образом, оценив доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░