стр.22а, г/п 0 руб.
Судья Костылева Е.С. № 2а-624/2020 27 ноября 2020 года
Докладчик Калашникова А.В. № 33а-7008/2020 город Архангельск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Пономарева Р.С.,
судей Калашниковой А.В., Лобановой Н.В.,
при секретаре Мироненко М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Город Архангельск»на решение Исакогорского районного суда города Архангельска от 28 июля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Обухова М. С. о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Город Архангельск», возложении обязанности организовать обеспечение земельного участка объектами транспортной и инженерной инфраструктуры.
Заслушав доклад судьи Калашниковой А.В., судебная коллегия
установила:
Обухов М.С. обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия администрации МО «Город Архангельск», возложении обязанности организовать обеспечение земельного участка объектами транспортной и инженерной инфраструктуры.
В обоснование требований указал, что многодетной семье Обуховых на праве собственности бесплатно для индивидуального жилищного строительства предоставлен земельный участок,который не обеспечен необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой. Полагая незаконным бездействие администрации МО «Город Архангельск», просит обязать административного ответчика организовать обеспечение земельного участка объектами транспортной и инженерной инфраструктуры, а именно, организовать электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, строительство автомобильных дорог в срок до 1 июля 2021 года.
Решением Исакогорского районного суда города Архангельска от 28 июля 2020 года административный иск удовлетворен. Признано незаконным бездействие административного ответчика; на администрацию МО «Город Архангельск» возложена обязанность организовать обеспечение земельного участка административного истца объектами транспортной и инженерной инфраструктуры в срок до 1 июля 2021 года.
С данным решением не согласна администрация МО «Город Архангельск», в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, как незаконное. Указывает, что законом не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления организовать обеспечение конкретного земельного участка такими объектами, как теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, строительство автомобильных дорог. Ссылается на то, что в рамках реализации мероприятий, предусмотренных государственной программой Архангельской области «Обеспечение качественным, доступным жильем и объектами инженерной инфраструктуры населения Архангельской области (2014-2024 годы)», не планируется проектирование и строительство систем газификации в районе расположения спорного земельного участка.Полагает, что судом при установлении срока исполнения решения не учтены положения бюджетного законодательства, федерального законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, мнение административного ответчика относительно установления разумного срока – до 1 октября 2022 года.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу с участием представителя административного истца Знаменской С.В., в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые извещены о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции.
Рассмотрев дело в полном объеме, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного истца, просившего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2.3 Закона Архангельской области от 07 октября 2003 года № 192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан» предоставление земельных участков в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи осуществляется в соответствии с земельным законодательством на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
Устанавливая такое правовое регулирование, законодатель принимал во внимание, в частности, цели улучшения жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных указанной категории граждан на бесплатной основе (подпункт «а» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»; распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 года № 1119-р «Комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей»).
Как установлено судом и следует из материалов дела, распоряжением Министерства имущественных отношений Архангельской области от 31 мая 2018 года № 840-р членам многодетной семьи: Обухову М.С., Обуховой В.С., Обухову Я.М., Обухову Т.М., Обуховой Д.М. предоставлено в собственность бесплатно по <данные изъяты> доли каждому в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 1000 кв.м в Цигломенском территориальном округе г. Архангельска (категория земель – земли населенных пунктов), государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым №, для строительства индивидуального жилого дома по <адрес>.
Территория, на которой расположен земельный участок, не обеспечена необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, а именно: отсутствуют дороги, электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Архангельской области от 07 октября 2003 года № 192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан», постановления Правительства Архангельской области от 11 октября 2013 года № 475-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Обеспечение качественным, доступным жильем и объектами инженерной инфраструктуры населения Архангельской области», исходил из того, что вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований. Обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, подлежит исполнению МО «Город Архангельск» в порядке решения вопросов местного значения. Неисполнение данной обязанности существенно нарушает права административного истца.
Судебная коллегия находит данные выводы суда правильными, основанными на представленных в деле доказательствах и требованиях материального закона, подлежащего применению к спорным правоотношениям.
Доводы апелляционной жалобы о том, что законом не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления организовать обеспечение земельного участка такими объектами, как теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, строительство автомобильных дорог, изложенного не опровергают, сводятся к иному толкованию вышеприведенных норм материального права и вступают в противоречие с положениями части 1 статьи 14, части 1 статьи 15, части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым такая обязанность возложена именно на орган местного самоуправления.
В соответствии с частью 7 статьи 37 и частями 1 и 2 статьи 41 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), обладающая правами юридического лица и являющаяся муниципальным казенным учреждением, от имени муниципального образования приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности, выступает участником публичных правоотношений.
В спорных правоотношениях администрация МО «Город Архангельск», руководствуясь действующим законодательством, должна осуществлять управленческие функции, то есть обязана осуществлять распорядительное, контрольное, иное организационно-властное воздействие, в том числе взаимодействуя с органами власти Архангельской области.
Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 18 названного Закона).
Срок исполнения возложенной обязанности, установленный в решении суда, с учетом, в том числе, даты предоставления многодетной семье земельного участка отвечает принципу разумности и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуальных норм не допущено, и судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенного судом решения.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░»– ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ - ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░░