Решение по делу № 2-282/2018 ~ М-238/2018 от 07.11.2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 декабря 2018 года                                                                             с. Сладково

    Сладковский районный суд Тюменской области в составе:

    председательствующего            Малинина А.О.,

    при секретаре                              Кулаковой О.Г.,

с участием прокурора Сладковского района Тюменской области Жилина А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-282/2018 по исковому заявлению прокурора Сладковского района Тюменской области к администрации Никулинского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области о возложении обязанности зарегистрировать в установленном законом порядке право пользования земельным участком, с кадастровым номером , находящимся под общественным кладбищем, расположенным в 0,88 километров на восток от д. Щербаково,

У С Т А Н О В И Л :

07.11.2018 года в Сладковский районный суд Тюменской области обратился прокурор Сладковского района Тюменской области к администрации Никулинского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области о возложении обязанности зарегистрировать в установленном законом порядке право пользования земельным участком, с кадастровым номером , находящимся под общественным кладбищем, расположенным в 0,88 километров на восток от д. Щербаково, в котором указал на следующие обстоятельства: «прокуратурой Сладковского района в связи с заданием прокуратуры Тюменской области от 25.09.2017 № 7-91105-2017 проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, об оформлении прав муниципальной собственности. В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. В ходе проверки установлено, что на территории Никулинского сельского поселения находится действующее место захоронения: общественное кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым номером , находящееся в 0,88 километров на восток от д. Щербаково. Права на земельный участок с кадастровым номером , находящимся под общественным кладбищем, расположенным в 0,88 километров на восток от д. Щербаково, в установленном законом порядке не оформлено. Согласно части 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами 111-1V настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В силу части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые, ограничения этих прав подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная, регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения права на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. В соответствии со статьей 4 вышеуказанного федерального закона государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 130, 131, 132, 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. В силу пунктов 3 и 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Данное заявление подается в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в интересах неопределенного круга лиц и в интересах муниципального образования «Никулинское сельское поселение», поскольку непринятие администрацией поселения мер по регистрации права собственности на указанный объект недвижимости в установленном законе порядке не позволяет муниципальному образованию «Никулинское сельское поселение» совершать в полном объеме действия связанные с владением, пользованием и распоряжением данным имуществом, в том числе выделить бюджетные средства на его содержание, закрепить за муниципальным предприятием или учреждением, что негативно сказывается на состоянии имущества, а значит, возникает угроза чрезвычайных ситуаций, то есть неопределенному кругу лиц, проживающих в границах муниципального образование «Никулинское сельское поселение». На основании изложенного, прокурор просил суд требования искового заявления удовлетворить, обязать администрацию Никулинского сельского поселения в течение года со дня вступления в законную силу судебного решения по данному гражданскому делу, зарегистрировать в установленном законом порядке права пользования земельным участком с кадастровым номером , находящимся под общественным кладбищем, расположенным в 0,88 километров на восток от д. Щербаково».

В ходе судебного заседания прокурор Сладковского района Тюменской области Жилин А.Н. требования заявления поддержал в полном объеме.

Глава администрации Никулинского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области Забелина А.Г., будучи надлежаще извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, просила суд рассмотреть гражданское дело в её отсутствие, представила в судебное заседание письменное отношение к исковому заявлению, в котором указала, что администрация сельского поселения согласна с требованиями прокурора в полном объеме.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

    В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Согласно пункту 1 статьи 17 вышеуказанного Закона деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Согласно ч.4, ч.5 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Размер земельного участка для Федерального военного мемориального кладбища определяется, исходя из предполагаемого количества захоронений на нем, и может превышать сорок гектаров.

Статьёй 11.2 ЗК РФ установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Статья 11.3 ЗК РФ устанавливает процедуру образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с указанными положениями земельного законодательства предоставляются земельные участки, в отношении которых должны быть определены границы земельного участка, схематическое расположение, межевание, определена категория земель, вид использования, земельный участок должен находиться на кадастровом учете.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о погребении и похоронном деле местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

В соответствии со статьёй 16 этого же Закона выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделяются на категории по целевому назначению и должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки, выделенные для размещения кладбищ, относятся к территориальной зоне специального назначения в составе земель населенных пунктов.

Зоны, занятые кладбищами, крематориями, включаются в состав зон специального назначения (пункт 13 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 года N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения".

В соответствии с указанными СанПиН кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов (пункт 2.5).

На территориях санитарно-защитных зон кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов (пункт 2.8).

Территория санитарно-защитных зон должна быть спланирована, благоустроена и озеленена, иметь транспортные и инженерные коридоры (пункт 2.9).

Из пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ « О государственной регистрации недвижимости» в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.

Как установлено в судебном заседании прокуратурой Сладковского района Тюменской области выявлены нарушения администрацией Никулинского сельского поселения требований законодательства о погребении и похоронном деле, а именно: на территории Никулинского сельского поселения находится действующее место захоронения: общественное кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым номером , находящееся в 0,88 километров на восток от д. Щербаково. Права на земельный участок с кадастровым номером , находящимся под общественным кладбищем, расположенным в 0,88 километров на восток от д. Щербаково, в установленном законом порядке не оформлено.

Давая оценку указанным обстоятельствам и учитывая вышеназванные положения закона и подзаконных нормативных правовых актов, суд считает, что администрацией Никулинского сельского поселения полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории указанного выше кладбища осуществляются ненадлежащим образом.

Непринятия мер администрацией Никулинского сельского поселения по приведению кладбища в соответствие с требованиями земельного законодательства, отсутствие регистрации прав в установленном законом порядке, может привести к обезличиванию территории кладбища, влечет нарушение прав на достойное отношение после погребения, а также санитарных правил и прав граждан на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронений умерших.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

        Исковые требования прокурора Сладковского района Тюменской области – удовлетворить в полном объеме.

        Обязать администрацию Никулинского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области в течение года со дня вступления в законную силу судебного решения зарегистрировать в установленном законом порядке права пользования земельным участком с кадастровым номером , находящимся под общественным кладбищем, расположенным в 0,88 километров на восток от д. Щербаково.

Решение может быть обжаловано и (или) на него может быть внесено представление в судебную коллегию по гражданским делам Тюменского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи жалобы и (или) внесения представления, через Сладковский районный суд Тюменской области.

Председательствующий:                                             А.О. Малинин

2-282/2018 ~ М-238/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Сладковского района Тюменской области
Ответчики
Администрация Никулинского сельского поселения
Суд
Сладковский районный суд
Судья
Малинин Александр Олегович
07.11.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.11.2018[И] Передача материалов судье
08.11.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.11.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2018[И] Подготовка дела (собеседование)
22.11.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.12.2018[И] Судебное заседание
06.12.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.01.2019[И] Дело оформлено
11.04.2019[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее