Дело № 2а-5183/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 октября 2016 года
Октябрьский районный суд <...> в составе:
председательствующего судьи Авдеевой Н.В.,
при секретаре Ивановой Я.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <...> административное дело по административному исковому заявлению ТСЖ «Дуброва» о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области,
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ «Дуброва» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным полностью предписания ### от ДД.ММ.ГГГГ о приведении в срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствие с действующим законодательством начисление платы за коммунальную услугу по водоотведению жителям дома, вынесенное Государственной жилищной инспекцией администрации Владимирской области.
В обоснование административного иска указано, что главным специалистом-экспертом Государственной жилищной инспекции Капрановой С.В. в отношении Товарищества собственников жилья «Дуброва» вынесено предписание ### от ДД.ММ.ГГГГ о приведении в срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствие с действующим законодательством начисление платы за коммунальную услугу по водоотведению жителям дома. Как указано в акте проверки, Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ###, не предусмотрен расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН. Ранее действовавшие нормы, которые предусматривали такой норматив, исключены из Правил. ТСЖ «Дуброва» не согласно с вынесенным предписанием на основании следующего. В соответствии с п.28 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Согласно подп. «в» п. 4 раздела II Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ###, потребителю могут быть предоставлены услуги по водоотведению, то есть отводу бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещении в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам. В п. 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ###, установлен порядок определения норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению в жилых помещениях. На общедомовые нужды норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению, действительно, в настоящее время не предусмотрен. ТСЖ «Дуброва» рассчитывает норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению в жилых помещениях по строке квитанции «Водоотведение». По строке квитанции «Перерасчет по воде» распределяются технологические потери коммунального ресурса - холодной воды. Согласно п. 40 Правил ### потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Исключение сделано для коммунальной услуги по отоплению. Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (п. 44 Правил). Таким образом, ТСЖ «Дуброва» не начисляет и не предъявляет к оплате коммунальную услугу по водоотведению на общедомовые нужды. По строке квитанции «Перерасчет по воде» распределяются технологические потери коммунального ресурса холодной воды. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с иском в суд.
В судебном заседании представитель административного истца Кучер С.П., действующий на основании протокола общего собрания ТСЖ «Дуброва» ### от 08.02.2016г., поддержал доводы административного искового заявления в полном объеме.
Представитель административного ответчика Тигин Н.А., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании не согласился с административным исковым заявлением. Пояснил, что в государственную жилищную инспекцию поступило обращение жителя многоквартирного <...> по вопросу правомерности начисления платы за коммунальные услуги. На основании приказа заместителя начальника инспекции от ДД.ММ.ГГГГ ### была проведена проверка в отношении ТСЖ «Дуброва», осуществляющее управление вышеуказанным многоквартирным домом. В ходе проведения проверки инспекцией были установлены нарушения в части начисления жителям многоквартирного дома платы за коммунальные услуги по водоотведению и холодному водоснабжению, а именно ТСЖ «Дуброва» производило начисление платы за коммунальную услугу по водоотведению, потребленную на общедомовые нужды, что является нарушением требований действующего законодательства. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на ОДН, равен произведению тарифа на водоотведение и объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды и приходящийся на конкретное жилое помещение или нежилое помещение. Согласно п.48 Правил, пп. 10, 17 и формулами 10 и 15 приложения ### к этим Правилам указанный объем рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ###. Правилами ### не предусмотрен расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН. Ранее действовавшие нормы, которые предусматривали такой норматив, исключены из правил. Таким образом, ввиду того, что в МКД отсутствует ОДПУ сточных вод, законных оснований для начисления платы за услугу по водоотведению в отношении ОДН не имеется. Соответственно, в МКД, не оборудованном ОДПУ сточных вод, плата за водоотведение на ОДН равна нулю. Порядок расчета и начисления платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению утвержден Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ###, и определяется как произведение фактических показаний индивидуальных приборов учета (ИПУ), а при их отсутствии - по нормативам потребления, и тарифам на коммунальную услугу, установленным в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с п. 40 Правил ### плата за коммунальные услуги разделена на две составляющие: плату за соответствующую коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом и нежилом помещении; плату за соответствующую коммунальную услугу, потребляемую в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (на общедомовые нужды). Объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, рассчитывается как разность между объемом потребления коммунальной услуги, определенным показаниями общедомового прибора учета, и суммарным объемом данной услуги, потребленным в помещениях (жилых и нежилых) дома. Указанная разность распределяется между собственниками жилых и нежилых помещений пропорционально долям в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, то есть пропорционально общей площади занимаемого помещения (кв.м.). Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения определяется по формуле 10. Заявитель ссылается на то, по строке «перерасчет по воде» жителям дома начисляются технологические потери коммунального ресурса - холодной воды, то есть коммунальная услуга по холодному водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды. Тариф по водоснабжению установлен постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ### в размере ###/куб.м. Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для жилого помещения определяется согласно формуле 10. Коэффициент перерасчета (0,67) - состоит из водоснабжения и водоотведения на ОДН. Однако водоотведение на ОДН должно быть равно нулю и, соответственно, должно быть исключено из рассчитанного коэффициента перерасчета. На основании вышеизложенного, предписание инспекции ### от ###. является законным и обоснованным.
Представитель заинтересованного лица МУП "Владимирводоканал" в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие.
Заинтересованное лицо главный специалист-эксперт отдела по контролю за начислением платы за жилое помещение и коммунальные услуги государственной жилищной инспекции Капранова С.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что в государственную жилищную инспекцию поступило обращение жителя многоквартирного <...> по вопросу правомерности начисления платы за коммунальные услуги.
На основании приказа заместителя начальника инспекции от ДД.ММ.ГГГГ ### была проведена проверка в отношении ТСЖ «Дуброва», осуществляющее управление вышеуказанным многоквартирным домом.
В ходе проведения проверки инспекцией были установлены нарушения в части начисления жителям многоквартирного дома платы за коммунальные услуги по водоотведению и холодному водоснабжению, указанной в квитанциях как перерасчет по воде.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом-экспертом Государственной жилищной инспекции Капрановой С.В. в отношении ТСЖ «Дуброва» вынесено предписание ### о приведении в срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствие с действующим законодательством начисление платы за коммунальную услугу по водоотведению жителям дома.
В соответствии с подп. «в» п.4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ### потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
Согласно п.40 Правил потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, рассчитывается как разность между объемом потребления коммунальной услуги, определенным показаниями общедомового прибора учета, и суммарным объемом данной услуги, потребленным в помещениях (жилых и нежилых) дома.
Указанная разность распределяется между собственниками жилых и нежилых помещений пропорционально долям в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, то есть пропорционально общей площади занимаемого помещения (кв.м.).
В соответствии с п.25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ### норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению в жилых помещениях определяется исходя из суммы норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Согласно п.29 Правил нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по каждому виду коммунальных услуг включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов и не включают расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги определяется Правилами N 354. При этом порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, зависит от наличия коллективного прибора учета коммунального ресурса.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, равен произведению тарифа на водоотведение и объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды и приходящийся на конкретное жилое или нежилое помещение. Согласно п. 48 Правил N 354, пп. 10, 17 и формулам 10 и 15 приложения N 2 к этим правилам указанный объем рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 306 (далее - Правила N 306).
Правилами N 306 не предусмотрен расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды. Ранее действовавшие нормы, которые предусматривали такой норматив, исключены из этих правил.
Таким образом, ввиду того, что в многоквартирном доме отсутствуют общедомовые приборы учета сточных вод, законных оснований для начисления платы за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд у ТСЖ не имелось.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обжалуемое предписание выдано государственным инспектором жилищной инспекции в рамках полномочий, соответствует требованиям применяемого к спорным правоотношениям законодательства, права и свободы заявителя указанным предписанием нарушены не были.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что оснований для признания предписания Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ незаконным у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <...>.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17.10.2016░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░