Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-259/2024 (2а-4043/2023;) ~ М-3936/2023 от 20.11.2023

УИД 38RS0003-01-2023-004989-43

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Братск                                                                                                    10 мая 2024 года

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Павловой Т.А.,

при секретаре судебного заседания Мелиховой А.В.,

с участием:

административного истца Клименко В.В.,

административного ответчика – представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Иркутской области Дмитриевой Э.А., действующей на основании доверенности от 29.05.2023 № 08-09/012146,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело                 № 2а-259/2024 по административному исковому заявлению Клименко Валерия Викторовича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Иркутской области и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы              № 17 по Иркутской области о признании незаконной постановку на государственный учет в качестве индивидуального предпринимателя; о признании безнадежной к взысканию налоговым органом недоимки по налогу и пени в общем размере 27298,64 руб., в связи с незаконным начислением; о возложении обязанности по списанию безнадежной к взысканию суммы недоимки и задолженности по пени,

УСТАНОВИЛ:

административный истец Клименко В.В. обратился в Братский городской суд Иркутской области с административным исковым заявлением (с учетом уточнений) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Иркутской области (далее – МИФНС № 23 по Иркутской области) и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области (далее – МИФНС                   № 17 по Иркутской области) о признании незаконной постановку на государственный учет в качестве индивидуального предпринимателя; о признании безнадежной к взысканию налоговым органом недоимки по налогу и пени в общем размере 27298,64 руб., в связи с незаконным начислением; о возложении обязанности по списанию безнадежной к взысканию суммы недоимки и задолженности по пени, обосновав свои требования следующим.

Клименко В.В. зарегистрирован в МИФНС № 23 по Иркутской области в качестве налогоплательщика. ИНН ***. По состоянию на 25.09.2023 у него имелась задолженность по налогу в размере 27298,64 руб.

Обязанность по уплате налога возложена на Клименко В.В. как на индивидуального предпринимателя. Однако, он как индивидуальный предприниматель, не регистрировался.

По факту того, что кто-то от его имени произвел регистрацию его в качестве индивидуального предпринимателя, он обратился в правоохранительные органы. После проведенной проверки, Клименко В.В. было отказано в возбуждении уголовного дела, виновные лица не были установлены.

Клименко В.В. неоднократно обращался в налоговый орган с требованием разобраться в ситуации и аннулировать задолженность по налогам. Однако, письменного ответа не последовало, задолженность не аннулирована. У него нет другого способа защиты своего права, кроме как обращение в суд.

Клименко В.В. справедливо полагает, что в настоящее время налоговый орган не имеет право на взыскание задолженности, поскольку правовые основания для начисления налога отсутствуют.

После ознакомления с материалами дела и документами, предоставленными административными ответчиками сообщил, что в материалах регистрационного дела налогового органа имеется копия паспорта на его имя, но на фотографии неизвестное ему лицо. То есть паспорт не его. В это время его оригинальный паспорт находился в МФЦ в связи с его заменой, так как Клименко В.В. исполнилось 45 лет, и по закону паспорт необходимо было заменить. Также в материалах этого дела указаны не его сотовый телефон и электронная почта.

В судебном заседании административный истец Клименко В.В. поддержал в полном объеме административное исковое заявление, просил удовлетворить требования, пояснил, что ИП было открыто на основании документов, подписанных электронной подписью. Он не обращался в порядке гражданского судопроизводства о признании электронной подписи незаконной. Узнал о наличии у него электронной подписи, когда увидел, что у него имеется задолженность. Когда узнал, что ИП было открыто на основании документов, подписанных электронной подписью, тут же заблокировал электронную подпись через единый портал «Госуслуги». Он не открывал электронную подпись и не понимает, откуда она появилась. Решением суда или правоохранительных органов не установлено, что электронная подпись открыта другим лицом. До обращения в суд, он обратился в полицию по данному поводу, виновные не найдены. Правоохранительный орган вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, которое не обжаловалось. С заявлением о подделке документов в правоохранительные органы он не обращался потому, что в налоговом органе ему не выдали копию того паспорта, который был приложен к заявлению об открытии ИП. Он хотел принести эту копию паспорта в полицию, показать, что в паспорте не его фотография, чтобы они искали в МФЦ, кто мог выдать его паспорт кому-то еще. Кроме подачи настоящего административного иска Клименко В.В. более никаких заявлений не подавал в правоохранительные органы, в порядке гражданского судопроизводства о признании электронной подписи недействительной, не обращался. Он не знал, что нужно снова обращаться в полицию.

В судебном заседании административный ответчик – представитель МИФНС России № 23 по Иркутской области Дмитриева Э.А. с административным исковыми требованиями не согласилась в полном объеме, просила в удовлетворении отказать, поддержала ранее представленный ответчиком отзыв на административное исковое заявление, согласно которому, на территории Иркутской области регистрирующим органом является Межрайонная ИФНС России № 17 по Иркутской области.

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП), 19.08.2022 входящим 17449А в регистрирующий орган поступили документы на государственную регистрацию Клименко В.В. в качестве индивидуального предпринимателя, а именно заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме № Р21001, копия паспорта гражданина РФ, что подтверждается распиской в получении документов.

Следует отметить, что документы поступили в электронной форме. Заявление по форме Р21001 подписано электронной цифровой подписью Клименко В.В., выданной удостоверяющим центром АО «Калуга Астрал».

24.08.2022 Межрайонной ИФНС России № 17 по Иркутской области, при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации, принято решение о государственной регистрации Клименко В.В. в качестве индивидуального предпринимателя, о чем в ЕГРИП внесена соответствующая запись за основным государственным номером индивидуального предпринимателя (ОГРНИП) ***.

24.08.2022 документы по регистрации - лист записи ЕГРИП и уведомление о постановке на учет в качестве индивидуального предпринимателя в налоговом органе направлены на электронный адрес Клименко В.В., указанный им заявлении по форме № Р21001.

Таким образом, регистрация Клименко В.В. в качестве индивидуального предпринимателя проведена в рамках законодательства.

Вместе с тем, следует отметить, что у налогового органа отсутствуют доказательства, подтверждающие незаконную регистрацию Клименко В.В. в качестве индивидуального предпринимателя.

Также, Межрайонной ИФНС России № 17 по Иркутской области 22.03.2023 принято решение о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя на основании заявления Клименко В.В., поступившего в налоговый орган по форме № Р26001 15.03.2023 вх. № 5680А, о чем в ЕГРИП внесена запись ГРН ***.

Фиксированные размеры страховых взносов на ОПС, ОМС для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, установлены:

- на 2022 год: сумма фиксированных взносов на ОПС - 34445,00 руб., сумма фиксированных взносов на ОМС - 8766,00 руб.,

- на 2023 год: сумма фиксированных взносов на ОПС - 36723,00 руб., сумма фиксированных взносов на ОМС - 9119,00 руб.

Таким образом, Клименко В.В. были начислены страховые взносы на ОПС и ОМC в фиксированном размере за период деятельности с 24.08.2022 по 31.12.2022 в сумме:

- на обязательное пенсионное страхование

(34445,00/12)*4+(34445,00/12)/31*8=12222,42 руб.

- на обязательное медицинское страхование

(8766,00/12)*4+(8766,00/12)/31 *8=3110,52 руб.

Кроме того, Клименко В.В. начислены страховые взносы в совокупном фиксированном размере за период деятельности с 01.01.2023 по 22.03.2023 в сумме:

(36723,00+9119,00/12)*2+(36723,00+9119,00/12)/31*22=10351,42 руб.

В связи с неуплатой страховых взносов, налоговым органом сформировано требование от 08.07.2023 № 380418668, со сроком исполнения до 28.08.2023.

У налогового органа отсутствовали основания для списания вышеуказанных сумм по страховым взносам, поскольку не имелось достаточных доказательств о незаконной регистрации Клименко В.В. в качестве индивидуального предпринимателя.

В настоящее время задолженность Клименко В.В. погашена принудительно, по исполнению судебного приказа, вынесенного мировым судьей.

В судебное заседание представитель административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания. Вместе с тем, представил возражения, согласно которым с административным исковым заявлением не согласен, просит отказать в удовлетворении в полном объеме, так как регистрирующий орган полагает об отсутствии нарушений действующего законодательства со стороны инспекции при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя Клименко В.В. 19.08.2022 в инспекцию по информационно-телекоммуникационным каналам связи за вх. № 17449А поступило заявление формы № Р21001, а также копия документа, удостоверяющего личность заявителя, для государственной регистрации физического лица Клименко В.В. ИНН 382304926004 в качестве индивидуального предпринимателя. Указанные документы подписаны электронной подписью, выданной ЗАО «Калуга Астрал», со сроком действия с 19.08.2022 по 19.11.2023.

Ввиду того, что законодатель ограничивает регистрирующий орган в праве на проверку документов (п. 4.1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ) и возлагает ответственность за предоставление недостоверных сведений на заявителя (ст. 25 Закона № 129-ФЗ), для принятия решения о государственной регистрации инспекции необходимо и достаточно удостовериться в комплектности представленного пакета документов и отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации, закрытый перечень которых установлен ст. 23 Закона № 129-ФЗ. Кроме этого, в разделе 1 листа «Б» представленного заявления формы №21001 Клименко В.В. своей подписью подтвердил, что он осведомлен об установленной законодательством Российской Федерации ответственности в случае представления в регистрирующий орган недостоверных сведений.

Тем самым законодатель презюмирует добросовестность заявителя и ограничивает регистрирующий орган в праве на контрольные и разъяснительные мероприятия при приеме документов, возлагая ответственность за злоупотребление правом на государственную регистрацию непосредственно на заявителя.

Учитывая, что в инспекцию представлен полный пакет документов, предусмотренный п. 1 ст. 22.1 и ввиду отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации, закрытый перечень которых предусмотрен п. 1                   ст. 23 Закона № 129-ФЗ, инспекцией 24.08.2022 принято решение о государственной регистрации Клименко В.В. в качестве индивидуального предпринимателя, о чем в ЕГРИП внесена запись за ОГРНИП ***.

Впоследствии, по результатам рассмотрения поступившего 15.03.2023 за                     вх. № 5680А из ГАУ «Иркутский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» заявления                       Клименко В.В. формы № Р26001, ввиду представления полного пакета документов, предусмотренного п. 1 ст. 22.3 и отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации, инспекцией 22.03.2023 принято решение о государственной регистрации прекращения деятельности Клименко В.В. в качестве индивидуального предпринимателя, о чем в ЕГРИП внесена запись за ГРН ***.

Пунктом 1 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление (об оспаривании решений, действий (бездействия) орган государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих) может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В материалах административного дела 2а-259/2024 содержится, в том числе, копия постановления начальника ОП-6 МУ МВД России «Иркутское» от 28.02.2023, в соответствии с которым Клименко В.В. обратился в правоохранительные органы по факту его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не позднее 21.02.2023 (дата регистрации материала проверки).

Считают, что учитывая то обстоятельство, что требование о признании незаконной постановки на государственный учет Клименко В.В. в качестве индивидуального предпринимателя, по существу являющееся требованием о признании решения инспекции о государственной регистрации Клименко В.В. в качестве индивидуального предпринимателя недействительным, было предъявлено только в феврале 2024 года (в рамках настоящего уточненного требования), предусмотренный п.1 ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок на подачу заявления об оспаривании указанного решения инспекции Клименко В.В. пропущен.

Таким образом, в силу заявительного порядка государственной регистрации, при регистрации Клименко В.В. в качестве индивидуального предпринимателя инспекция действовала с учетом имеющихся в её распоряжении документов/сведений и в полном соответствии с требованиями Закона № 129-ФЗ.

В судебное заседание представители заинтересованных лиц АО «Калуга Астрал», АО «Альфа-Банк» не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания.

Суд, выслушав административного истца, представителя ответчика, изучив отзывы на административное исковое заявление, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решении, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Обязанность по регистрации у регистрирующего органа возникает в силу Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Порядок представления документов при государственной регистрации регламентируется ст. 9 данного Закона.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены в соответствии с настоящим пунктом в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. Направление документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, осуществляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с п. 1.2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемых при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении не требуется в случае направления документов в регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

Согласно ст. 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:

- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

- копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином);

- копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является лицом без гражданства);

- копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (в случае, если документ, удостоверяющий личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);

- копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

- подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае, если документ, удостоверяющий личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документ, подтверждающий право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);

- нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);

-    документ об уплате государственной пошлины;

- справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная в отношении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в случае, если данное физическое лицо намерено осуществлять вид предпринимательской деятельности, включенный в перечень, который утверждается Правительством Российской Федерации, в следующих сферах: образование, воспитание, развитие несовершеннолетних, организация их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, детско-юношеский спорт, культура и искусство с участием несовершеннолетних; перевозки пассажиров и багажа легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта;

- справка, предусмотренная настоящим подпунктом, представляется по межведомственному запросу регистрирующего органа федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации;

- решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске к предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (в случае, если в отношении данного физического лица принято такое решение в соответствии с абзацем третьим пункта 4 настоящей статьи).

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в срок не более чем три рабочих дня со дня представления в регистрирующий орган документов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ установлен заявительный порядок государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, который обеспечивается исчерпывающим перечнем оснований для государственной регистрации и отсутствием полномочий регистрирующего органа по проведению проверки достоверности и соответствия законодательству Российской Федерации сведений, указанных в документах, представленных при государственной регистрации (п. 4.1 ст. 9). Соответственно, обязанность по проведению проверки достоверности сведений и представленных документов Законом о регистрации на регистрирующий орган не возложена.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации, представляет в форме электронного документа в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, сведения, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.

В силу п. 4 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

Согласно представленным документам, в МИФНС № 17 по Иркутской области 19.08.2022 по каналам информационно-телекоммуникационной связи поступили документы от Клименко В.В.: заявление о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя формы № Р21001, документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации (копия паспорта). Указанные документы подписаны электронной подписью, выданной ЗАО «Калуга Астрал», срок действия с 19.08.2022 по 19.11.2023.

МИФНС № 17 по Иркутской области, на основании представленных документов, 24.08.2022 принято решение № 17449А о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя Клименко В.В. В Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись ОГРНИП ***.

Как следует из представленных документов, для физического лица                  Клименко В.В. ИНН 380506958598 удостоверяющим центром АО «Калуга Астрал» выпущен квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи со сроком действия с 19.08.2022 по 19.11.2023, на основании заявления от 19.08.2022 на изготовление квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, подписанного Клименко В.В. Получение сертификата подтверждается распиской об ознакомлении с информацией, содержащейся в сертификате (сведения, содержащиеся в квалифицированном сертификате), подписанной Клименко В.В.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Исходя из документов, представленных в отказном материале № 3332 от 21.02.2023 по факту незаконной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, Клименко В.В. 21.02.2023 в ОП-6 МУ МВД России «Иркутской» было передано сообщение о преступлении.

Постановлением оперуполномоченного ОЭБ и ПК МУ МВД России «Иркутское» от 28.02.2023 было отказано в возбуждении уголовного дела по сообщению о преступлении, предусмотренном ст. 173.2 УК РФ в отношении Клименко В.В. по основанию п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ; отказано в возбуждении уголовного дела по сообщению о преступлении, предусмотренном ст. 173.1 УК РФ в отношении неустановленных лиц по основанию п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ; отказано в возбуждении уголовного дела по сообщению о преступлении, предусмотренном ст. 306, 307 УК РФ в отношении Клименко В.В., в виду того, что отсутствуют достаточные данные для подтверждения уголовного преследования, а именно, индивидуальный предприниматель относится к физическим лицам, а не к юридическим. Так же разъяснено Клименко В.В. право на обращение в Куйбышевский районный суд для разбирательства в гражданско-правовом порядке.

Сведения об обращении Клименко В.В. в Куйбышевский районный суд г. Иркутска, а также с заявлениями с иными требованиями в правоохранительные органы, в материалах административного дела отсутствуют, административным истцом суду не представлены.

Также, суд считает, что Клименко В.В. не доказан факт утери им паспорта в период осуществления регистрации его в качестве ИП. Согласно заявлению о выдаче (замене) паспорта от 24.08.2022, Клименко В.В. сдал документы на выдачу нового паспорта, в том числе и паспорт на замену, 24.08.2022.

Таким образом, документами подтверждено, что заявление на изготовление квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи и заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя были направлено до того, как паспорт был сдан в связи с заменой.

Статья 34 Конституции Российской Федерации провозглашает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Это значит, что каждый человек может свободно использовать свое имущество и свои личные способности для любой не запрещенной законом экономической деятельности, в том числе и предпринимательской. Принуждение к занятию предпринимательской деятельностью, как и принуждение к любому труду, запрещено статьей 37 Конституции РФ.

Под предпринимательской понимается деятельность, направленная на извлечение прибыли, она должна осуществляться в установленном законом порядке с соблюдением соответствующих правил и исполнением предусмотренных законом обязанностей.

Статья 18 Конституции РФ определяет, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно статьям 45, 46 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется; каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом; каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании вышеизложенного суд установил, что доказательства, опровергающие факт подписания заявления о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя                  Клименко В.В. отсутствуют. Суд считает, что действия МИФНС № 17 по Иркутской области по регистрации административного истца в качестве ИП произведены на законных основаниях и статус индивидуального предпринимателя присвоен истцу по его прямому, добровольному волеизъявления на осуществление деятельности и получение от деятельности дохода и намерения уплачивать налоги.

Статьей 22.3 Закона № 129-ФЗ предусмотрены способы прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя: путем добровольного волеизъявления, т.е. подачи заявления о прекращении деятельности; смерть индивидуального предпринимателя; несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя; принятие судом решения о принудительном прекращении деятельности индивидуального предпринимателя; принятие судом приговора, постановления или определения, в связи с которым индивидуальному предпринимателю назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок; аннулирование документа, подтверждающего право данного лица постоянно или временно проживать на территории России; окончание срока действия документа, подтверждающего право данного лица постоянно или временно проживать на территории России.

В судебном заседании установлении установлено, что Клименко В.В. в установленном законом порядке обратился с заявлением о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в МИФНС № 17 по Иркутской области, о чем 22.03.2023 принято решение по государственной регистрации прекращения деятельности Клименко В.В. в качестве индивидуального предпринимателя, о чем в ЕГРИП внесена запись за ГРН ***.

Статья 59 НК РФ установлены случаи признания задолженности безнадежной к взысканию и ее списание.

Пункт 1 ст. 59 НК РФ гласит, что безнадежной к взысканию признается задолженность, числящаяся за налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом и повлекшая формирование отрицательного сальдо единого налогового счета такого лица, погашение и (или) взыскание которой оказались невозможными, в случаях:

- ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства, исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с возвратом взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", - в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности ее погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

- завершения процедуры банкротства гражданина, индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части задолженности, от исполнения обязанности по уплате которой он освобожден в соответствии с указанным Федеральным законом;

- смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, - в части задолженности по всем налогам, сборам, страховым взносам, а в части налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации;

- принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности;

- вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если с даты образования задолженности, размер которой не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, прошло более пяти лет;

- снятия с учета в налоговом органе иностранной организации в соответствии с пунктом 5.5 статьи 84 настоящего Кодекса;

- принятия судом акта о возвращении заявления о признании должника банкротом или прекращении производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;

- в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Порядок списания задолженности, признанной безнадежной к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза) (п. 5 ст. 59 НК РФ).

Учитывая нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, оснований для признания имеющейся у Клименко В.В. задолженности безнадежной к взысканию и ее списанию не имеется. Налоговым органом предпринимаются последовательные меры по взысканию задолженности по взносам.

Доводы административного истца об отсутствии оснований для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование не подтверждены, с учетом положений Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и отсутствия доказательств обращения административного истца с соответствующим заявлением в налоговый орган.

Межрайонной ИФНС России № 17 по Иркутской области 22.03.2023 принято решение о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя на основании заявления Клименко В.В., поступившего в налоговый орган по форме № Р26001 15.03.2023 вх. № 5680А, о чем в ЕГРИП внесена запись ГРН ***, соответственно до указанной даты административный истец обязан был уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское и пенсионное страхование.

Кроме этого, ч. 1 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление (об оспаривании решений, действий (бездействия) орган государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих) может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно документов отказного материала КУСП № 3332 установлено, что 20.01.2023 Клименко В.В. обратился в правоохранительные органы с заявлением о том, что неизвестные лица открыли ИП на его имя.

По данному заявлению. 28.02.2023 было вынесено постановление 28.02.2023 от отказе в возбуждении уголовного дела. Данное постановление Клименко В.В. не обжаловал. Следовательно, в данный период времени Клименко В.В. узнал о своем нарушенном праве, но в суд обратился только 20.11.2023, что указывает на нарушение сроков, установленных ч. 1 ст. 219 КАС РФ. Доказательств уважительности пропуска данного срока Клименко В.В. суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд считает требования Клименко В.В. о признании незаконными действий МИФНС № 23 по Иркутской области и МИФНС № 17 по Иркутской области по постановке на государственный учет в качестве индивидуального предпринимателя; о признании безнадежной к взысканию налоговым органом недоимки по налогу и пени в общем размере 27298,64 руб., в связи с незаконным начислением; о возложении обязанности по списанию безнадежной к взысканию суммы недоимки и задолженности по пени, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 23 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░              № 17 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░; ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ 27298,64 ░░░., ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░; ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                                                      ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 27 ░░░ 2024 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-259/2024 (2а-4043/2023;) ~ М-3936/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Клименко Валерий Викторович
Ответчики
Межрайонная ИФНС России № 17 по Иркутской области
Межрайонная ИФНС России № 23 по Иркутской области
Другие
АО "Калуга Астрал"
АО "Альфа-Банк" (удостоверяющий центр)
Суд
Братский городской суд Иркутской области
Судья
Павлова Татьяна Алексеевна
Дело на сайте суда
bratsky--irk.sudrf.ru
20.11.2023Регистрация административного искового заявления
20.11.2023Передача материалов судье
22.11.2023Решение вопроса о принятии к производству
22.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.12.2023Судебное заседание
11.01.2024Судебное заседание
27.02.2024Судебное заседание
18.03.2024Судебное заседание
18.04.2024Судебное заседание
13.05.2024Судебное заседание
27.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.06.2024Дело оформлено
28.06.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее