Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5318/2022 ~ М-3376/2022 от 22.08.2022

Дело <номер>а-5318/2022

УИД 18RS0003-01-2022-005558-81

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 сентября 2022 года                                         г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи             Ахметзяновой А.Ф,

при секретаре                              Кривове М.А.,

с участием помощника Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора Лукина И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Администрации муниципального образования «<адрес>», Управлению благоустройства и охраны окружающей среды Администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности по обеспечению технически исправного состояния гидротехнических сооружений пруда и их безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор (далее - прокурор, истец) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "<адрес>" (далее - Администрация <адрес>, ответчик), Управлению благоустройства и охраны окружающей среды Администрации муниципального образования «<адрес>» (далее - Управление, УБиООС, ответчик) о возложении обязанности по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения пруда (далее – ГТС) в логу между <адрес> в <адрес> Республики с кадастровым номером 18:26:024609:140 и его безопасности, путем выполнения ответчиками работ по капитальному ремонту ГТС в течение 18 месяцев с момента вступления в силу решения суда о возложении указанной обязанности.

Иск мотивирован тем, что по результатам проведенного в 2020 году обследования указанного ГТС, его общее техническое состояние оценено на основании определяющих параметров СП 13-102-2003 Правил обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений, принятых Постановлением Госстроя РФ от 21 августа 2003 № 153 (ответственность конструкций, имеющих дефекты и повреждения, наличие и вид повреждений, подверженность конструкций ремонтно-восстановительным работам, запас по несущей способности и прочности) как недопустимое, а именно: установлено отсутствие на водосборном сооружении сороудерживающих решеток; выявлено зарастание откосов земляной плотины, установлено отсутствие на плотине крепления откосов.

Указанные недостатки свидетельствуют о нахождении ГТС в техническом состоянии, характеризующемся снижением несущей способности сооружения и его эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывающих на его территории людей и сохранности оборудования. Дальнейшая безопасная эксплуатация сооружения допустима только после проведения ремонтно-восстановительных работ в соответствии с выявленными в процессе обследования дефектами.

ГТС, расположенноев логу между <адрес> в <адрес> Республики с кадастровым номером 18:26:024609:140, находится в собственности муниципального образования «<адрес>».

Статьями 38, 44 Устава МО «<адрес>» полномочиями по решению вопросов местного значения в области владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом по решению вопросов от имени муниципального образования наделена Администрация <адрес>.

П. <дата> Решения Городской думы <адрес> от 24 апреля 2008 года <номер>, п. 2.3.3 Порядка распределения полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования «<адрес>» на структурное подразделение Администрации <адрес> – Управление благоустройства и охраны окружающей среды Администрации <адрес>, в том числе, возложена обязанность по проведению технической инвентаризации, выполнению работ по содержанию, ремонту, обеспечению функционирования каптажных сооружений родников, ГТС объектов муниципальной собственности, расположенных в границах муниципального образования.

Нахождение ГТС, расположенного в непосредственной близости от жилых домов и объектов инфраструктуры, в указанном состоянии представляет реальную угрозу для жизни и здоровья населения. Непринятие ответчиками мер по надлежащему содержанию ГТС в нарушение положений Федерального закона от 26 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» ставит под угрозу безопасность их эксплуатации, может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, а также имущественного ущерба.

На основании изложенного прокурор просил суд возложить на Администрацию Муниципального образования "<адрес>" и Управление благоустройства и охраны окружающей среды Администрации муниципального образования «<адрес>» обязанность по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения пруда в логу между <адрес> в <адрес> Республики с кадастровым номером 18:26:024609:140и его безопасности, путем выполнения ответчиками работ по капитальному ремонту ГТС в течение 18 месяцев с момента вступления в силу решения суда о возложении указанной обязанности.

Помощник Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

В судебное заседание представители ответчиков не явились.

Представитель заинтересованного лица - Западно-Уральского управления Ростехнадзорав судебное заседание не явился.

Дело рассмотренобезв отсутствие административных ответчиков, ого ответчика в порядке ст. ст. 150, 226 КАС РФ.

Выслушав объяснения помощника прокурора, изучив материалы дела, исследовав и проанализировав представленные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 3, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Указанные конституционные права граждан обеспечиваются соблюдением хозяйствующими субъектами установленных экологических требований и нормативов, при соблюдении которых гражданам гарантируется благоприятная среда обитания, не создающая угрозы для причинения вреда жизни и здоровью.

Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее Федеральный закон N 117-ФЗ) регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

Согласно статье 3 Федерального закона N 117-ФЗ к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов; собственником гидротехнического сооружения может быть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.

Федеральным законом РФ N 117-ФЗ установлена презумпция риска аварийности гидротехнического сооружения.

В соответствии со ст. 10 Закона УР от 18 октября 2006 года N 43-РЗ "О защите населений и территорий Удмуртской Республики от чрезвычайных ситуаций" гидротехнические сооружения относятся к потенциально опасным объектам.

Гидротехническое сооружение должно быть безопасным и обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов (ст. 3 ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", раздел 6 "СП 58.13330.2012. Свод правил. Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003" (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 623).

Разделом 6 СП 58.13330.2012 установлены требования, правила и нормы обеспечения безопасности гидротехнических сооружений при эксплуатации, а именно п. 6.1 предусмотрено, что на каждом гидротехническом сооружении должен быть организован постоянный и периодический контроль (осмотры, технические освидетельствования, обследования) технического состояния сооружения, а также определены уполномоченные лица, ответственные за их состояние и безопасную эксплуатацию, назначен персонал по техническому и технологическому надзору и утверждены его должностные функции.

Согласно положениям ст. 9 Федерального Закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в томчисле регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.

Как следует из ст. 2 Закона УР от 13.05.2005 №17-РЗ «Об установлении границы муниципального образования и наделении соответствующим статусом муниципального образования на территории <адрес> Республики», муниципальное образование – городское поселение «<адрес>» наделено статусом городского округа.

Пунктами 3, 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа.

Согласно ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (п. 2 ст. 18 Федерального закона №131-ФЗ).

В соответствии с пп. 3, 11 ч. 1 ст. 9 Устава муниципального образования «<адрес>», принятого решением Городской думы <адрес> от 16 июня 2005 года №333, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

В соответствии с положениями ст. 38, п. 1 ч. 2 ст. 44 Устава муниципального образования «<адрес>» Администрация города является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Удмуртской Республики, в том числе, касающихся владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом всоответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, порядком и условиями, установленными решениями Городской думы.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Решением Городской думы <адрес> от 24 апреля 2008 года N 391 учреждено структурное подразделение Администрации <адрес> благоустройства и охраны окружающей среды Администрации <адрес>, к ведению которого п. 2.3.3 Порядка распределения полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования «<адрес>» (утв. постановлением Администрации <адрес> от 12 августа 2014 года <номер>) отнесено проведение технической инвентаризации, выполнение работ по содержанию, ремонту, обеспечению функционирования гидротехнических сооружений объектов муниципальной собственности, расположенных в границах муниципального образования "<адрес>".

В силу приведенных норм права лицами, уполномоченными на осуществление деятельности, связанной с содержанием объектов муниципальной собственности, в том числе, гидротехнических сооружений, расположенных в границах муниципального образования "<адрес>", в надлежащем состоянии, отвечающем требованиям безопасности, их ремонта и обеспечения функционирования является Администрация муниципального образования «<адрес>» и Управление благоустройства и охраны окружающей среды Администрации <адрес>, в связи с чем указанные лица являются надлежащими ответчиками по делу.

Судом установлено, что гидротехническое сооружение пруда, расположенное в логу между <адрес> в <адрес> Республики с кадастровым номером 18:26:024609:140, принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию "<адрес>".

Согласно выводам заключения, составленного по результатам инженерного обследования ГТС пруда расположенное в логу между <адрес> в <адрес> Республики с кадастровым номером 18:26:024609:140, проведенного ООО «ЕвроПроект» по заказу Управления благоустройства и охраны окружающей среды Администрации <адрес> в рамках муниципального контракта <номер> от <дата> в целях определения технического состояния элементов конструкций и сооружения в целом, установления соответствия сооружения общим требованиям Свода правил «Гидротехнические сооружения. Основные положения» СП58.13330.2019 (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от <дата> <номер>/пр.), общее техническое состояние ГТС на основании определяющих параметров (ответственность конструкций, имеющих дефекты и повреждения, наличие и вид повреждений, подверженность конструкций ремонтно-восстановительным работам, запас по несущей способности и прочности) оценено, как недопустимое.

К основным дефектам ГТС отнесено отсутствие выходного оголовка водопроводящей трубы, отсутствие крепления и зарастание низового отводящего канала, засорение и заиление входного оголовка, недостаточный запас между уровнем воды в пруду и гребнем земляной плотины. Дальнейшая безопасная эксплуатация, согласно выводам заключения, допустима только при выполнении указанных в нем ремонтно-восстановительных работ и выполнения рекомендаций по устранению выявленных дефектов.

<дата> Удмуртским природоохранным межрайонным прокурором в адрес Главы МО «<адрес>» направлен запрос о необходимости представления информации об обследовании ГТС, находящихся в муниципальной собственности, и принимаемых Администрацией <адрес> мерах к их надлежащему содержанию.

Предоставленным Управлением благоустройства и охраны окружающей среды Администрации <адрес> ответом от <дата> <номер> сообщено о проведенных ООО «ЕвроПроект» в 2020 году обследованиях всех ГТС, находящихся на балансе муниципального образования, а также подготовленном УБиООС в апреле 2022 года техническом задании на выполнение работ по очистке ГТС от мусора, древесно-кустарниковой растительности, а также технического задания на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации по объекту «Капитальный ремонт ГТС прудов на территории МО «<адрес>». Сообщено о запланированных в течение 2022 года работах, в том числе, по разработке проектно-сметной документации на ремонт ГТС.

В приложенном к ответу Управления списке ГТС, находящихся на территории МО «<адрес>», техническое состояние спорного ГТС указано, как недопустимое.

<дата> Удмуртским природоохранным межрайонным прокурором в адрес Главы МО «<адрес>» вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере обеспечения безопасности ГТС, в котором указаны требования о безотлагательном рассмотрении представления и принятии мер по устранению допущенных нарушений Федерального Закона от <дата> N 117-ФЗ, их причин и условий, им способствующих, рассмотрении вопроса о привлечении к установленной законом ответственности виновных лиц, необходимости извещения прокуратуры о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в месячный срок.

На указанное представление <дата> Администрацией <адрес> в адрес Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора направлено информационное письмо <номер>ДО, в котором сообщено об отсутствии финансовых средств в бюджете муниципального образования «<адрес>» на выполнение работ по приведению ГТС в нормативное состояние, необходимости привлечения средств бюджета Удмуртской Республики с целью проведения капитального ремонта ГТС, на состоявшемся совещании, проведенном УБиООС с участием представителя АО «Удмуртгипроводхоз», по результатам которого принято решение о подготовке последним коммерческого предложения по стоимости услуг на получение проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта, в том числе, спорной ГТС.

<дата> в адрес заместителя начальника Управления от АО «Удмуртгипроводхоз» поступило коммерческое предложение на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации, в том числе, по капитальному ремонту ГТС в логу между <адрес> в                        <адрес>.

Вместе с тем, до настоящего времени указанные в представлении прокурора нарушения требований ст. 9 Федерального закона от <дата> N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" Администрацией <адрес> и ее структурным подразделением не устранены, меры по обеспечению технически исправного состояния указанного ГТС не осуществляются, организация безопасной эксплуатации ГТС не обеспечивается, мероприятия по осуществлению капитального ремонта не проведены, что свидетельствует о неисполнении ответчиками возложенной на них законом обязанности по обеспечению безопасности ГТС. Указанные факты признаны представителем ответчиков и в судебном заседании.

Бездействием ответчиков нарушаются гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создается угроза причинения ущерба здоровью и имуществу неопределенного круга лиц, а также окружающей среде.

Учитывая, что общее техническое состояние ГТС пруда в логу между <адрес> в <адрес> Республики не соответствует обязательным требованиям и выполнение работ по капитальному ремонту указанных сооружений необходимо для обеспечения безопасности ГТС, соблюдения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, прокурор в порядке ст. 39 КАС РФ обоснованно предъявил указанный административный иск всуд в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц, интересах Российской Федерации к Администрации муниципального образования «<адрес>» и Управлению благоустройства и охраны окружающей среды Администрации муниципального образования «<адрес>» подлежат удовлетворению.

Срок, заявленный прокурором, в течение которого ответчики должны исполнить возложенные на них обязанности, то есть в течение 18 месяцев после вступления решения в законную силу, суд находит разумным и достаточным для исполнения такой обязанности. Доказательств невозможности исполнения возложенной обязанности в указанный срок представителем ответчиков не представлено.

На основании ч. 2 ст. 178КАС РФ суд устанавливает срок для исполнения возлагаемой судом обязанности – в течение 18 месяцев после вступления решения в законную силу с сообщением об устранении допущенных нарушений суду и истцу.

Оснований для взыскания по делу государственной пошлины не имеется, поскольку стороны в силу ст. 333.36 НК РФ освобождены от ее уплаты.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░ 1831021019), ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░>» (░░░ 1826001137), ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░>» (░░░1841003259) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░>» (░░░ 1826001137), ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░>» (░░░1841003259) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 18:26:024609:140░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 18 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 21 ░░░░░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                          ░.░. ░░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-5318/2022 ~ М-3376/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор
Ответчики
Управление благоустройства и охраны окружающей среды Администрации г. Ижевска
Администрация г. Ижевска
Другие
Западно-Уральское управление Ростехнадзора
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
Ахметзянова Альбина Фаязовна
Дело на сайте суда
oktyabrskiy--udm.sudrf.ru
22.08.2022Регистрация административного искового заявления
23.08.2022Передача материалов судье
23.08.2022Решение вопроса о принятии к производству
23.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.09.2022Судебное заседание
21.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.12.2022Дело оформлено
06.12.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее