Дело №2а-123/2022
53RS0016-01-2021-002474-90
Решение
Именем Российской Федерации
10 марта 2022 года пос.Парфино
Старорусский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Ворониной Е.Б., при секретаре Погодиной Е.Г., с участием прокурора Парфинского района Новгородской области Щемелева Р.Г., представителя административного ответчика - администрации Парфинского муниципального района Фионовой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Старорусского районного суда Новгородской области административное дело по административному исковому заявлению прокурора Парфинского района Новгородской области, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Парфинского муниципального района об оспаривании бездействия и обязании совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Парфинского района Новгородской области в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Парфинского муниципального района, в котором оспаривает бездействие администрации Парфинского муниципального района и просит, с учетом уточнений, возложить на административного ответчика обязанность в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оформить право собственности на бесхозяйный недвижимый объект сети газораспределения, газоснабжения и газовое оборудование с кадастровым номером: № расположенный по адресу: <адрес>.
В обоснование административного иска прокурор указал, что в ходе проведённой прокуратурой <адрес> проверки установлено, что недвижимый объект сети газораспределения, газоснабжения и газовое оборудование с кадастровым номером №, расположенный по указанному выше адресу, является бесхозяйным и относится к числу опасных производственных объектов. Данный недвижимый объект поставлен на учет в Управлении Росреестра как бесхозяйный ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая, что все полномочия в границах поселения перешли к Администрации Парфинского муниципального района, а указанный бесхозяйный газопровод, являющийся опасным производственным объектом, расположен в административных границах муниципального образования Парфинское городское поселение, бездействие Администрации Парфинского муниципального района по оформлению права собственности на указанное бесхозяйное имущество с его последующим безопасным содержанием и обслуживанием свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч. 3 ст. 225 ГК РФ, что создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
В судебном заседании прокурор Парфинского района Новгородской области Щемелев Р.Г. поддержал административные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить. Кроме того, ходатайствовал о вынесении в адрес административного ответчика частного определения в связи с ненадлежащим осуществлением администрацией своих обязанностей.
Представитель административного ответчика – администрации Парфинского муниципального района Фионова Е.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что строительство данного участка сети газоснабжения осуществлялось по заявке <данные изъяты> для газификации коммерческой организации, которая впоследствии ликвидирована. Использование данной сети не предусматривало газоснабжение населения, в связи с чем, возложение на администрацию расходов по принятию в собственность данного объекта влечет нерациональное использование бюджетных средств в значительном размере на его последующую консервацию.
Представитель третьего лица АО <данные изъяты> в судебном заседании пояснил, что строительство и проектирование спорного газопровода среднего давления с установкой ГРПШ и газопровода низкого давления внутренней системы газоснабжения осуществлялось специализированной организацией по заявке <данные изъяты> Была осуществлена врезка в систему газоснабжения, допуск в эксплуатацию, осуществлен первичный пуск, что подтверждается актом приемки в эксплуатацию объекта законченного строительства в <данные изъяты> году, после чего объект эксплуатировался определенное время, уже после прекращения <данные изъяты> своей деятельности. После прекращения <данные изъяты> деятельности по заявлению Администрации объект был поставлен на учет как бесхозяйный. В настоящее время газопровод отключен в колодце, который является составной частью трубы для обеспечения безопасности. В случае необходимости использования его по назначению, газ может транспортироваться по данному участку трубы. Поскольку объект относится к производственно опасным объектам, он нуждается в техническом обслуживании.
Третьи лица <данные изъяты> и ФИО7, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Третьим лицом АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» представлен отзыв, в котором, ссылаясь на с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», п. 4 ст. 5 Устава Парфинского муниципального района от 22 декабря 2005 года № 27, согласно которому администрация Парфинского муниципального района осуществляет полномочия Парфинского городского поселения, полагает, что администрацией Парфинского муниципального района Новгородской области не предпринимаются действия по постановке на учет и принятию в собственность бесхозяйного недвижимого объекта сети газораспределения, являющегося опасным производственным объектом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В силу подп. 8 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В силу п. 4 ст. 5 Устава Парфинского муниципального района от 22.12.2005 № 27 Администрация Парфинского муниципального района осуществляет полномочия Парфинского городского поселения, являющегося административным центром муниципального района. Согласно решению Совета депутатов Парфинского городского поселения о 30.09.2017 № 10 «Об организации Администрации Парфинского городского поселения в форме присоединения к Администрации Парфинского муниципального района» все полномочия в границах поселения перешли к администрации Парфинского муниципального района.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Как следует из пп. «а» п. 2 указанного Приложения к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии).
Согласно п. 14 Технического регламента, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870 сети газораспределения и газопотребления должны обеспечивать безопасность и энергетическую эффективность транспортирования природного газа с параметрами по давлению и расходу, определенными проектной документацией и условиями эксплуатации.
В соответствии с пунктом 68 Технического регламента при эксплуатации наружных газопроводов эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг грунтовых условий (выявление пучения, просадки, оползней, обрушения, эрозии грунта и иных явлений, которые могут повлиять на безопасность эксплуатации наружных газопроводов) и производства строительных работ, осуществляемых в зоне прокладки сетей газораспределения для недопущения их повреждения.
Требования к процессам консервации, расконсервации и ликвидации данных объектов регламентированы п. 81, 82, 87 Технического регламента, в соответствии с которыми обязательным требованием является обеспечение безопасности и предотвращение загрязнения окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам, относятся относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно п. п. 1 и 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Согласно ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежит право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 Гражданского кодекса РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в <адрес> расположен бесхозяйный недвижимый объект сети газораспределения, газоснабжения и газовое оборудование с кадастровым номером: № протяженностью <данные изъяты> метров, относящийся к категории опасных производственных объектов. Газопровод расположен под землей, на поверхности имеется объект сетей – пункт редуцирования газа в виде газораспределительного пункта шкафного типа (ГРПШ). Данный участок газопровода среднего давления, как законченный строительством объект, был принят в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ и эксплуатировался, после чего владелец газовой сети <данные изъяты> прекратило свою деятельность, подача газа была прекращена в <данные изъяты> году, установлена заглушка после задвижки по ходу движения газа. Новый собственник зданий ФИО7 данным газопроводом не пользовался.
Таким образом, судом установлено и следует из материалов дела, что указанный недвижимый объект сети газораспределения, газоснабжения и газовое оборудование находится на территории Парфинского городского поселения, не является муниципальной собственностью, собственник объекта не определен, его техническое состояние никем не контролируется, в реестре федерального имущества данный объект также не находится.
Учитывая, что спорный объект относится к опасным производственным объектам, отсутствие собственника указанного участка недопустимо и несет опасность для жизни и здоровья граждан, в связи с чем для предотвращения возникновения возможных чрезвычайных ситуаций, на указанном участке сети, имеется необходимость принятия мер к надлежащему техническому обслуживанию.
<данные изъяты> органы местного самоуправления обязаны надлежащим образом принимать меры к постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимости, находящихся на территории муниципального образования, организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию газораспределительных сетей, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные газопроводы, учитывая, что в настоящее время газопровод среднего давления не обслуживается, вынесенное прокуратурой Парфинского района в адрес ответчика представление об устранении нарушений своевременно не исполнено, право собственности на сооружение трубопроводного транспорта не зарегистрировано в установленном законом порядке после признания его бесхозяйным имуществом, суд приходит к выводу, что действия административного ответчика свидетельствуют о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ.
Непринятие Администрацией Парфинского муниципального района мер о принятии указанного выше объекта в муниципальную собственность может явиться причиной возникновения чрезвычайной ситуации при аварии на газопроводе и как следствие создаст угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Таким образом, имеются основания для удовлетворения административного иска. Срок для устранения недостатков – <данные изъяты> месяцев со дня вступления решения суда в законную силу – является разумным и достаточным, о необходимости установления большего срока административный ответчик не просил.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-177 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: № ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░