Дело № 2-8957/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 25 сентября 2019 года.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Жирковой Н.В. единолично, при секретаре Осипове В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Черноградской Варвары Терентьевны, Афанасьевой Зои Валерьевны, Афанасьевой Зои Валерьевны в интересах ФИО17, ФИО18, ФИО19 к Окружной администрации г.Якутска о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Истцы обратились в суд к Окружной администрации г.Якутска с иском о предоставлении жилое помещение, мотивируя свои требования тем что 21 октября 2018 года многоквартирный жилой дом расположенный по адресу ____ был уничтожен огнем в результате пожара, распоряжением Главы ГО «Город Якутск» № 2577р от 28 декабря 2018 года указанный жилой дом был признан аварийным и подлежащим сносу в 2023 году, истица являлась нанимателем квартиры №, иного жилья истицы не имеют, в связи с чем в исковом заявлении ставится вопрос обязать Окружную администрацию г.Якутска предоставить истцам трехкомнатную благоустроенную квартиру общей площадью не менее ранее занимаемого жилого помещения 38,9 кв. метров.
В судебном заседании истцы просили суд обязать администрацию г.Якутска предоставить жилое помещение поскольку им негде жить, своего жилья не имеют.
В ходе судебного заседания представитель истца по доверенности ФИО8 привела суду доводы, изложенные в исковом заявлении, в связи с чем просила суд удовлетворить заявленный иск в полном объеме.
В ходе судебного заседания представитель ответчика Окружной администрации г.Якутска по доверенности Федоров Е.К. суду пояснил что он не согласен с иском, поскольку истцы на учете нуждающихся в жилых помещениях по городскому округу «город Якутск» не состоят, не являются малоимущими, в связи с чем просил суд в удовлетворении иска отказать.
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводы об оставлении искового заявления без удовлетворения по следующим основаниям:
Как установлено в судебном заседании, истец Черноградская Варвара Терентьевна является нанимателем жилого помещения расположенного по адресу ____, что подтверждается представленным суду договором социального найма жилого помещения № от ____. Совместно с ней в жилое помещение вселены: ФИО5- сын, ФИО10-внучка, ФИО15 - дочь, ФИО3 – внучка, ФИО2 – внучка.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, и не оспаривается представителем ответчика, что 21 октября 2018 года многоквартирный жилой дом расположенный по адресу ____ был уничтожен огнем в результате пожара, указанное обстоятельство подтверждается представленной суду справкой дознавателя ОНД по г.Якутску УНД и ПР ГУ МЧС РФ по РС (Я) от 31 октября 2018 года.
Как установлено в судебном заседании, Распоряжением Окружной администрации г.Якутска № 2577р от 28 декабря 2018 года многоквартирный жилой дом расположенный по адресу ____ был признан аварийным и подлежащим сносу сроком сноса и отселения в 2023 году.
Согласно справке от 17.04.2019г. Администрации МО «Кюлетский 1-й наслег» Вилюйского улуса (района) РС(Я) семья Черноградского В.В. фактически проживает в г.Якутске, дети ФИО5, ФИО11 обучаются в МОБУ «СОШ №» в г. Якустке. Наличие в собственности жилого дома в Вилюйском улусе, Кулятском 1-м наслеге, ____ Черноградский В.В. не отрицает, поясняет, что фактически там не проживает, т.к. в селе отсутствует работа, дети фактически живут в городе Якутске и ходят в школу в г.Якутске. Указанный дом находится в долевой собственности Черноградского В.В. с его супругой ФИО12 и их четырьмя несовершеннолетними детьми, другие истцы в указанной квартире соответствующих долей в права собственности не имеют.
01.11.2018г. Черноградская В.Т. обратилась в МКУ «Департамент жилищных отношений» с заявлением о предоставлении постоянного места для проживания. Письмом от 15.11.2018г. МКУ «ДЖО» отказано в предоставлении временного жилого помещения, т.к. у члена семьи Черноградского В.В. имеется в собственности жилое помещение в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: ____ с общей площадью 90, 4 кв.м.
Как следует из технического паспорта жилого помещения: квартиры № в доме по ____, уничтоженное огнем жилое помещение имело площадь 38, 9 кв.м.
Согласно справке ГКУ РС(Я) «Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска при Министерстве труда и социального развития РС(Я)» от 15.07.2019г. Черноградская В.Т. и члены ее семьи относится к категории малоимущих граждан.
Черноградская В.Т., Афанасьева З.В. не имеют на территории Республики Саха(Якутия) объектов недвижимости, принадлежащих им на праве собственности (уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 09.09.2019г., от 06.09.2019г.).
Согласно Положению о порядке расселении граждан из домов маневренного фонда микрорайона "Борисовка-1" г. Якутска в дома каменного типа, утв. Постановлением Правительства РС(Я) от 28.10.2003 N 685 "О расселении граждан, проживающих в жилых домах маневренного фонда микрорайона "Борисовка-1" г. Якутска" граждане, проживающие в жилых домах маневренного фонда микрорайона "Борисовка-1" г. Якутска на основании договоров найма с условием последующей приватизации, переселяются в дома каменного типа на условиях настоящего Положения.
Решением Якутского городского суда РС(Я) от 06.08.2002г. по иску ЯГОО «Борисовка -1» в интересах ФИО4 к Администрации г. Якутска о предоставлении квартиры постановлено: иск удовлетворить, обязать Администрацию г. Якутска предоставить ФИО4 благоустроенную квартиру по составу семьи 5 человек, отвечающую санитарным и техническим нормам. Согласно свидетельству о заключении брака ФИО4 являлся супругом истицы Черноградской В.Т. (свидетельство о заключении брака от ____. №), 24.10.2001г. ФИО4 умер (свидетельство о смерти от ____ №). После смерти супруга договор социального найма был заключен с Черноградской В.Т., однако квартира вновь была предоставлена в ____, которое ранее относилось к маневренному фонду, однако распоряжением Главы ГО «Якутск» от 25.08.2006г. №830р было исключено из состава маневренного фонда и отнесено к домам социального фонда.
В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статьи 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со статьей 52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 5 марта 2009 г. N 376-О-П, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Из Определения Конституционного Суда РФ от 05 марта 2009 года N 376-О-П следует, что п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, как лишившимся своих жилых помещений в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Данная норма Закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Таким образом, законодателем установлена обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
В указанном определении Конституционный Суд РФ резюмировал, что государство в лице органов государственной и муниципальной власти должно оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно. Федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. И далее Конституционный Суд РФ делает приходит к следующему выводу: пункт 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ по своему конституционно-правовому смыслу не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам как лишившимся своих жилых помещений в результате пожара по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В материалах дела имеется «Справка о признании семьи (одиноко проживающего гражданина) малоимущей (-им)» ГКУ РС(Я) «Управления социальной защиты населения и труда г. Якутска при Министерстве труда и социального развития РС(Я)»от 15.07.2019г. №152 о том, что Ченоградская В.Т. и члены ее семьи: ФИО15, дочь, ФИО2, внучка, ФИО3, внучка, проживающие по адресу ____ относятся к категории малоимущих граждан со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в среднем на душу населения в РС(Я).
При установленных в судебном заседании обстоятельствах суд полагает возможным удовлетворить требования истцов о предоставлении жилого помещения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░2, ░░░3, ░░░5 ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 38,9 ░░.░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: 24 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.