Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-303/2024 (2а-5064/2023;) ~ М-4020/2023 от 25.09.2023

    УИД 24RS0040-01-2023-004764-77

    Дело №2а-303/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    05 июня 2024 года                                                          г.Норильск

    Норильский городской суд Красноярского края в составе:

    председательствующего судьи Жданова А.В.,

    рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Соколова В.Н. о признании незаконным распоряжения Администрации города Норильска от 18 августа 2023 года №5457 «Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность», возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Соколова В.Н. обратился с административным иском о признании незаконным распоряжения Администрации города Норильска от 18 августа 2023 года №5457 «Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность», возложении обязанности.

Требования мотивированы тем, что административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Красноярский край, район города Норильска, район Норильского берега реки Норильской. Указанный земельный участок отнесён к категории земель: земли особо охраняемых территорий и объектов; вид разрешённого использования: отдых (рекреация). Административный истец также является собственником нежилого здания (домик отдыха) с кадастровым номером №, которое расположено на указанном земельном участке. 25 мая 2022 года Соколов В.Н. обратился с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №. Распоряжением Администрации города Норильска от 18 августа 2023 года №5457 административному истцу отказано в предоставлении в собственность земельного участка со ссылкой на подпункт 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации и пункт 2.6 Порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий муниципального образования город Норильск, их использования и охраны, ввиду того, что испрашиваемый земельный участок расположен на землях особо охраняемых территорий муниципального образования город Норильск, тем самым ограничивается в обороте путем запрета на его предоставление в собственность граждан и юридических лиц. Распоряжение Администрации города Норильска от 18 августа 2023 года №5457 считает незаконным, поскольку административный истец, как собственник объекта недвижимости, имеет право на приобретение в собственность земельного участка находящегося под объектом капитального строительства, а оборот земельный участков в составе земель особо охраняемых территорий в границах муниципального образования не ограничивается.

Просит признать незаконным Распоряжение Администрации города Норильска от 18 августа 2023 года №5457 об отказе в предоставлении земельного участка в собственность; возложить обязанность на Администрацию города Норильска произвести необходимые действия для предоставления собственность административному истцу земельного участка с кадастровым номером №.

    В письменном отзыве представитель Управления имущества Администрации города Норильска и Администрации города Норильска Федорова Е.С. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, указав на то, что земельные участки, относящиеся к категории земель «земли особо охраняемых территорий и объектов» ограничиваются в обороте путем запрета на их предоставление в собственность граждан.

    Поскольку в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд в соответствии с частью 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, о чем вынесено соответствующее определение от 05 июня 2024 года.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу пункта 1 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Согласно пункта 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий (подпункт 1); природоохранного назначения (подпункт 2); рекреационного назначения (подпункт 3); историко-культурного назначения (подпункт 4); особо ценные земли (подпункт 5).

В соответствии с пунктом 4 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно подпункта 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом.

Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу пункта 3 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается данным Кодексом, федеральными законами.

Согласно подпункту 1 пункту 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 данной статьи, если иное не предусмотрено данным Кодексом и законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.

В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: государственными природными заповедниками и национальными парками, если иное не предусмотрено данным Кодексом и Федеральным законом от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (подпункт 1); зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами) (подпункт 2); зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды (подпункт 3); объектами организаций федеральной службы безопасности (подпункт 4); объектами организаций органов государственной охраны (подпункт 5); объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ (подпункт 6); объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования (подпункт 7); объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний (подпункт 8); воинскими и гражданскими захоронениями (подпункт 9); инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации (подпункт 10).

Согласно статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории (часть 1).

Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях (часть 2).

Согласно преамбуле Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, объекты растительного и животного мира, естественные экологические системы, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники (подпункт «а»); национальные парки (подпункт «б»); природные парки (подпункт «в»); государственные природные заказники (подпункт «г»); памятники природы (подпункт «д»); дендрологические парки и ботанические сады (подпункт «е»).

Согласно пункта 8 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Подпунктом «а» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 09 апреля 2022 года №629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 - 2023 годах» установлено, что в 2022 - 2024 годах предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом следующих особенностей: допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, продажа без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, отдыха (рекреации), производственной деятельности, нужд промышленности и предоставленных в аренду, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.

Решением Норильского городского Совета депутатов Красноярского края от 11 декабря 2012 года №7/4-125 утверждено Положение об Управлении имущества Администрации города Норильска, в соответствии с которым правление имущества Администрации города Норильска является структурным подразделением (функциональным органом) Администрации города Норильска, созданным в целях осуществления функций и полномочий по управлению (владению, пользованию и распоряжению) имуществом (за исключением жилых помещений), находящимся в собственности муниципального образования город Норильск, а также в области земельных отношений на территории муниципального образования город Норильск.

Постановлением Администрации г.Норильска Красноярского края от 15 сентября 2015 года №476 утверждён Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов» (далее – Административный регламент).

Согласно пунктам 2.1, 2.2 муниципальная услуга «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов» предоставляется Уполномоченным органом - Управлением имущества Администрации города Норильска.

В силу пункта 2.6 Порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий муниципального образования город Норильск, их использования и охраны, утвержденного Решением Норильского городского Совета депутатов Красноярского края от 28 июня 2011 года №34-825, земельные участки на землях особо охраняемых территорий муниципального образования город Норильск ограничиваются в обороте путем запрета на их предоставление в собственность граждан и юридических лиц. Иные ограничения на оборот земельных участков, расположенных на землях особо охраняемых территорий муниципального образования город Норильск, могут устанавливаться в соответствии с законодательством.

Решением Красноярского краевого суда от 04 декабря 2023 года, с учетом апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции 27 марта 2024 года, признан недействующим пункт 2.6 Порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий муниципального образования город Норильск, их использования и охраны, утвержденный решением Норильского городского Совета депутатов от 28 июня 2011 года №34-825, в той мере, в которой он ограничивает оборот путем запрета на предоставление в собственность в отношении земельных участков на землях особо охраняемых территорий муниципального образования город Норильск, за исключением отнесенных к особо охраняемым природным территориям.

Судом установлено, что на основании договора аренды №9185 от 01 сентября 2014 года Соколов В.Н. является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Срок аренды земельного участка установлен до 23 мая 2027 года.

Указанный земельный участок отнесён к категории земель «земли особо охраняемых территорий и объектов» и виду разрешённого использования «отдых (рекреация)».

Административный истец также является собственником нежилого здания (домик отдыха) с кадастровым номером №, которое расположено на указанном земельном участке.

25 мая 2023 года Соколов В.Н. обратился с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №.

Распоряжением Администрации города Норильска от 18 августа 2023 года №5457 «Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность» административному истцу отказано в предоставлении в собственность земельного участка, со ссылкой на подпункт 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации и пункт 2.6 Порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий муниципального образования город Норильск, их использования и охраны, утверждённый Решением Норильского городского Совета депутатов Красноярского края от 28 июня 2011 года №34-825, поскольку предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что положениями Земельного кодекса Российской Федерации, а также какими-либо иными федеральными законами в соответствии с пунктом 3 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрен перечень ограничений оборота земельных участков отнесённых к категории земель «земли особо охраняемых территорий и объектов», не относящихся к особо охраняемым природным территориям, и при этом из представленных материалов не следует, что земельный участок с кадастровым номером № отнесен к особо охраняемым природным территориям или ограничен в обороте.

Кроме того, пункт 2.6 Порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий муниципального образования город Норильск, их использования и охраны, утвержденный решением Норильского городского Совета депутатов от 28 июня 2011 года №34-825 признан недействующим, в той мере, в которой он ограничивает оборот путем запрета на предоставление в собственность в отношении земельных участков на землях особо охраняемых территорий муниципального образования город Норильск, за исключением отнесенных к особо охраняемым природным территориям.

При изложенных обстоятельствах, поскольку других оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность в распоряжении от 18 августа 2023 года №5457 «Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность» не приведено, оспариваемое распоряжение нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем административные исковые требования в указанной части подлежат удовлетворению.

Поскольку доводы административного истца о незаконности распоряжения нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения административного дела, в целях восстановления нарушенного права суд полагает необходимым возложить обязанность на Управление имущества Администрации города Норильска повторно рассмотреть заявление от 25 мая 2023 года о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № в течение 14 календарных дней с даты вступления настоящего решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

    ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 18 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ №5457 «░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ 25 ░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░ ░░░░░░░ 14 ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

    ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ –░░░░░░░░.

    ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░                      ░.░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-303/2024 (2а-5064/2023;) ~ М-4020/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Соколов Владимир Николаевич
Ответчики
МУ "Управление имущества Администрации г.Норильска"
МУ" Администрация города Норильска "
Другие
Добровинский Артур Владимирович
Управление Федеральной регистрационной службы Кадастра и картографии по Красноярскому краю
Суд
Норильский городской суд Красноярского края
Судья
Жданов Александр Владимирович
Дело на сайте суда
norilsk--krk.sudrf.ru
25.09.2023Регистрация административного искового заявления
26.09.2023Передача материалов судье
26.09.2023Решение вопроса о принятии к производству
26.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.10.2023Судебное заседание
20.05.2024Производство по делу возобновлено
20.05.2024Рассмотрение дела начато с начала
20.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.06.2024Судебное заседание
05.06.2024Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
05.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.06.2024Отправка копии решения, вынесенного в порядке упрощенного (письменного) производства лицу, участвующему в деле
13.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.06.2024Лицу, участвующему в деле вручена копия решения, вынесенного в порядке упрощенного (письменного) производства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее