дело № 2-5887/14
Решение
Именем Российской Федерации
20 ноября 2014 года
Щелковский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Тверитиной Г.В.,
при секретаре Свидиной Э. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Калинина ФИО11 к ЦСНСОР и авиации МВД России о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, восстановлении в списке учета сотрудников для получения единовременной социальной выплаты, обязании предоставить социальную выплату,
Установил:
Калинин В. В. обратился в Щелковский городской суд Московской области с иском к ЦСНСОР и авиации МВД России о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, восстановлении в списке учета сотрудников для получения единовременной социальной выплаты, обязании предоставить социальную выплату.
В обоснование иска указал, что проходит службу в органах внутренних дел с 01 сентября 1995 года по настоящее время.
В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел по состоянию на 24 июля 2012 года составляла 16 лет 10 месяцев 23 дня. В указанное время он вместе с несовершеннолетним сыном, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес>, общей площадью 80,8 кв.м, жилой – 48,2 кв.м, где у истца в собственности 1/5 доля в квартире. Кроме того, в квартире зарегистрированы и являются собственниками: ФИО4 – мать (2/5 доли), ФИО5 – племянница (1/5 доля), ФИО6 – брат (1/5 доля). С матерью несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ.р. истец в браке на тот момент не состоял. В материалах дела имеется нотариально удостоверенное согласие ФИО7 (матери ФИО1) о постоянном проживании ребенка вместе с отцом. Иных помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности (доли в собственности на жилые помещения) истец и его сын не имеют. Единовременная социальная выплата по прежним местам службы истцу не предоставлялась. В связи с чем считает, что у него возникло право на предоставление ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на семью в составе 2-х человек (он и сын - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Решением комиссии ЦСН СР МВД России по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) от 14.08.2012 г. (протокол № 2) истец был принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 2 человека. Данное решение утверждено распоряжением ЦСН СР МВД России от 20.08.2012 г. № 14р. Решением комиссии от 05.12.2012 г. (протокол № 5) постановлено предоставить Калинину В. В. единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в размере 6 569 820 рублей на семью в составе 2-х человек (он и сын - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.). Данное решение утверждено распоряжением ЦСН СР МВД России от 06.12.2012 г. № №
Однако, решением комиссии от 25 февраля 2013 г. (протокол № 1) постановлено следующее: В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации отказать в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты Калинина В.В. с семьей в составе 2-х человек (он и сын), отменить пункт 1.7 протокола № 2 решения комиссии ЦСН СР МВД России по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 14.08.2012 г., утвержденного распоряжением ЦСН СР МВД России от 20.08.2012 г. № № и отменить протокол № 5 решения комиссии ЦСН СР МВД России по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 05.12.2012 г., утвержденного распоряжением ЦСН СР МВД России от 06.12.2012 г. № №. Как следует из текста протокола, основанием принятого решения послужило следующее: 6 декабря 2012 г. документы были направлены (исходящий номер ЦСН СР МВД России от 06.12.2012 г. № 40/ЦСН-965) в ДТ МВД России для подготовки распоряжения МВД России о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ЦСН СР МВД России. 20.12.2012 г. в адрес ЦСН СР МВД России поступило письмо ДТ МВД России (от 18.12.2012 г. № 22/4/2-18380) о возвращении протокола № 5 от 05.12.2012 г. для доработки и приведения протоколов № 2 и № 5 в соответствие с действующим законодательством в части постановки на учет и предоставления единовременной социальной выплаты подполковнику полиции В.В. Калинину.
В настоящее время Калинин В.В. зарегистрирован и проживает с сыном по адресу: <адрес>, общей площадью 80,8 кв.м., где Калинин ФИО11 имеет 1/5 доли в праве собственности на квартиру, что составляет 16, 16кв.м. Кроме него в квартире зарегистрированы и являются сособственниками долей: ФИО4 - мать (2/5 доли, что составляет 32,32 кв.м.), ФИО5 - племянница (1/5 доли), ФИО6 - брат (1/5 доли).
Согласно разъяснениям ДПД МВД России от 10.10.2012 г. № 25/10229 при решении вопроса об отнесении лиц к членам семьи сотрудника с целью постановки на учет для получения единовременной выплаты необходимо руководствоваться ст. 31 ЖК РФ, согласно которой к членам семьи собственника жилого помещения относятся совместно с ним проживающие в принадлежащем ему жилом помещении его супруг (супруга), а также дети и родители данного собственника. Считают, что Калинин В.В. и его мать ФИО4 являются членами одной семьи, и их обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет 48, 92 кв.м., что более 15 кв.м. на одного члена семьи. Иных помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности (доли в собственности на жилые помещения) Калинин В.В. и его сын не имеют. Данное решение утверждено распоряжением ЦСН СР МВД России от 28.02.2013 г. № 4р.
С указанным решением истец не согласен и просит признать за ним право на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на семью в составе 2-х человек (я и мой сын - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.), восстановить в списке учета сотрудников для получения единовременной социальной выплаты и возложить на ответчика обязанность предоставить социальную выплату.
В судебном заседании представитель истца Емельянцев В. Е. поддержал заявленные требования, просил иск удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что истец с 1995 года по настоящее время проходит службу, т.е.19 лет. В 2013 году истец вступил в брак, жена зарегистрирована в г. Москве, квартира принадлежала ей на праве собственности. До замужества передала квартиру матери. Истец зарегистрировал в своей квартире жену и вновь был поставлен на учет на получение социальной выплаты. В настоящее время в квартире зарегистрированы 6 человек: истец с женой и сыном, мать, племянница, брат. Другого жилья истец не имеет, ранее социальную выплату не получал.
При постановке на учет необоснованно была учтена площадь, приходящаяся на 2\5 доли в квартире матери истца, как члена семьи истца, что составило более 15кв.м на человека. В данной квартире зарегистрирован и проживает второй сын матери истца ( а его брат), но данное обстоятельство не было учтено при распределении долей матери истца в квартире.
В судебном заседании представитель ответчика Палагин Р. С., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований ввиду того, что в соответствии с действующим законодательством истец обеспечен общей жилой площадью более 15 кв.м на одного человека с учетом площади, приходящейся на 2\5 доли в праве собственности на его мать, как члена семьи.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения: настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Часть 2 статьи 1 ФЗ от 19.07.2011 N 247-ФЗ устанавливает, что членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, считаются:
1) супруга (супруг), состоящие (состоявшие) в зарегистрированном браке с сотрудником;
2) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
3) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Ст. 4 Закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ установлено:
1. Сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
2. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
3. Единовременная социальная выплата предоставляется не позднее одного года со дня гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел в равных частях членам семьи, а также родителям сотрудника погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, при наличии у погибшего (умершего) сотрудника условий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
4. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
5. Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
6. Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
7. Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223.
Согласно п. 2 Правил принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников, в том числе сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, за исключением указанных в абзаце втором настоящего пункта, - в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, учреждениях и организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту службы.
Принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась (п. 5).
В соответствии с п. 10 Правил для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее - комиссия).
Согласно п.14 Комиссия выполняет следующие функции:
а) проверяет сведения, содержащиеся в документах, представленных сотрудником в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил;
б) направляет в случае необходимости запрос в определяемое Министром внутренних дел Российской Федерации уполномоченное подразделение центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - уполномоченное подразделение) для получения справки о предоставлении сотруднику единовременной выплаты по прежним местам прохождения службы, а также в другие государственные органы и организации для проверки сведений о наличии у сотрудника условий для принятия его на учет для получения единовременной выплаты;
в) принимает решения о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета;
г) ведет книгу учета сотрудников, принятых на учет для получения единовременной выплаты, по форме согласно приложению (далее - книга учета).
П. 15 Правил установлено, что решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.
Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.
Согласно п.16 отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
В соответствии с п. 19 сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты:
а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме на имя руководителя органа;
б) в случае изменения (улучшения) жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты;
в) в случае реализации сотрудником права на получение единовременной выплаты;
г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет);
д) в случае увольнения сотрудника со службы (за исключением увольнения со службы по основаниям, дающим право на получение пенсии).
В силу ст. 12 ГК РФ самостоятельным способом защиты права является неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Так, на учет для получения единовременной выплаты истец был принят решением комиссии от 14.08.2012 г. (протокол № 2), утвержденным распоряжением ЦСН СР МВД России от 20.08.2012 г. № №, в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223. Решением комиссии от 05.12.2012 г. (протокол № 5), утвержденным распоряжением ЦСН СР МВД России от 06.12.2012 г. № 19 р., был установлен размер единовременной выплаты в сумме 6 569 820 рублей на семью в составе 2-х человек (он и его сын - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.).
Мать истца – ФИО4, по смыслу ст. 1 Закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не относится к членам семьи истца. Указанный Закон непосредственно регулирует отношения, связанные с обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями и членов их семей, поэтому с учетом изложенного при расчете площади жилого помещения на истца необоснованно была включена в состав семьи мать истца, имеющая 2\5 доли в праве собственности в квартире.
Решение комиссии от 25 февраля 2013 г. (протокол № 1) и распоряжение ЦСН СР МВД России от 28.02.2013 г. № №. об утверждении решения комиссии являются незаконными, поскольку представленные истцом документы подтверждают наличие оснований для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с ч. 2 ст. 1, п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации".
Следовательно, в силу ст. 12 ГК РФ указанное решение комиссии и распоряжение по его утверждению применению не подлежат, как противоречащие закону.
Из материалов дела усматривается, что истец проходит службу в органах МВД с 01.09.1995 г.
В соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с указанным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Таким образом, указанный порядок обеспечения жилыми помещениями на истца распространяется.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что восстановление прав заявителя в полном объеме возможно путем возложения на уполномоченный орган обязанности по включению кандидатуры Калинина В. В. в список учета сотрудников для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения с момента вынесения решения о принятии на учет решения комиссии ЦСН СР МВД России от 14.08.2012 г. (протокол № 2), утвержденному распоряжением ЦСН СР МВД России от 20.08.2012 г. № 14-р.
В соответствии с п. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Материалами дела подтверждается, что Калинин В. В. нуждается в улучшении жилищных условий и никаких законных оснований, препятствующих в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты, судом не установлено.
Возражения представителя ответчика об обеспеченности истца жильем более 15 кв.м на одного человека материалами дела не подтверждается, при этом суд критически оценивает доводы представителя ответчика о том, что при расчете доли жилого помещения на истца в состав его семьи была включена мать истца- собственник 2\5 долей в квартире, и не принято во внимание то обстоятельство, что в этой же квартире зарегистрирован и проживает собственник 1\5 доли в квартире - второй сын матери истца, в состав семьи которого мать по неизвестным суду основаниям не учитывается.
С учетом изложенного суд пришел к выводу, что за истцом следует признать право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения на семью в составе 2-х человек (Калинин ФИО11 и его сын - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.), восстановить Калинина ФИО11 в списке учета сотрудников для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения с момента вынесения решения о принятии на учет решения комиссии ЦСН СР МВД России от 20.08.2012 г. № № и обязать ЦСНСОР и авиации МВД России предоставить Калинину ФИО11 на семью в составе 2-х человек (Калинин ФИО11 и его сын - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) единовременную социальную выплату для приобретения и строительства жилого помещения в пределах бюджетных ассигнований согласно ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Решил:
Иск удовлетворить.
Признать за Калининым ФИО11 право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения на семью в составе 2-х человек (Калинин ФИО11 и его сын - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.).
Восстановить Калинина ФИО11 в списке учета сотрудников для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения с момента вынесения решения о принятии на учет решения комиссии ЦСН СР МВД России от 20.08.2012 г. № №.
Обязать ЦСНСОР и авиации МВД России предоставить Калинину ФИО11 на семью в составе 2-х человек (ФИО1 и его сын - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) единовременную социальную выплату для приобретения и строительства жилого помещения в пределах бюджетных ассигнований согласно ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца через Щелковский городской суд.
Судья Тверитина Г.В.