Дело №2а-987/2022г.
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 декабря 2022 года г.Нерехта Костромской области
Нерехтский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Бекеновой С.Т.,
при секретаре Матвеевой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области к Смирнову С. В. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
Управление ФНС России по Костромской области обратилось в суд с административным иском, в котором просило взыскать со Смирнова С.В. задолженность по транспортному налогу в сумме 4 637 руб. 70 коп., из которых налог - 4 204 руб., пени -433 руб. 70 коп.
В обоснование требований указано, что административный ответчик в налоговые периоды ДД.ММ.ГГГГ.г. владел на праве собственности транспортным средством - легковым автомобилем № ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, мощностью № л.с., однако в установленные законом сроки не уплатил транспортный налог: за ДД.ММ.ГГГГ. - в сумме 1 051 руб. (налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ.), за ДД.ММ.ГГГГ год - 1 051 руб. (налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ.), за ДД.ММ.ГГГГ год - 1 051 руб. (налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ.), за ДД.ММ.ГГГГ. - 1051 руб. (налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ.). В связи с тем, что транспортный налог не был уплачен на сумму недоимки в соответствии с п.3 ст.58, п.3 ст. 75 Налогового кодекса РФ налоговым органом начислены пени в общей сумме 433 руб. 70 коп. по следующей формуле - недоимка для пени*(ставка пени или №ставка Центробанка РФ№количество дней просрочки, в том числе: за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - 11,57 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - 12,59 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - 373,85 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - 30,66 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - 5,03 руб. Налоговым органом в адрес Смирнова С.В. выставлялись требования от ДД.ММ.ГГГГ. №, от ДД.ММ.ГГГГ. №, от ДД.ММ.ГГГГ. №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ. №, в которых сообщалось о наличии задолженности и начисленных пени. Ранее административный истец обращался за взысканием задолженности по налогам и пени к мировому судье судебного участка № Нерехтского судебного района Костромской области, по результатам рассмотрения был вынесен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ. №, который отменен в связи с поступившими возражениями от административного ответчика.
Дело рассматривается в отсутствие надлежаще извещенных сторон дела.
Из телефонограммы административного ответчика Смирнова С.В., следует, что он является инвалидом № группы (диагноз: парапарез нижних конечностей), не работает и живет за счет пенсии по инвалидности, которая составляет 5800 руб., передвигается с трудом и приехать в суд не может. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. находился в местах лишения свободы, отбывая наказание по приговору суда за совершение преступления, за этот период принадлежащий ему автомобиль был разукомплектован и сдан по частям на металлом, в ГИБДД в снятии транспортного средства с регистрационного учета отказали.
Согласно ходатайства административного истца, Управление ФНС России по Костромской области просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя и поддерживает требования в полном объеме в общей сумме 4 637 руб. 70 коп., указав, что инвалидность 3-й группы, установленная административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ, не относится к периоду взыскания задолженности по транспортному налогу, указанному в административном иске, в связи с чем налоговая льгота не указанный период не предоставляется.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу частей 1, 2 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании ч.1 ст.132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статья 3 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) предусматривает, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Пункт 1 ст.19 НК РФ устанавливает, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы.
В силу положений ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах (п.1). Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п.2). Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора (пп.1 п.3).
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (п. 1 ст.45 НК РФ). Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (ст.52 НК РФ). В процессе реализации указанных норм обязанность по уплате налога не может возникнуть у налогоплательщика ранее даты получения им налогового уведомления, что прямо следует из п.4 ст.57 НК РФ.
В силу п.4 ст.69 НК РФ, требование об уплате налога должно быть исполнено в течение № календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В Налоговом кодексе РФ, согласно п.2 ст.38, под «имуществом» понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ).
Согласно ст.356 НК РФ, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст.357 НК РФ).
В соответствии с п.1 ст.358 НК РФ, ст.ст.3,4 Закона Костромской области от 28.11.2002г. №80-ЗКО «О транспортном налоге» объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Части 1 и 3 ст.363 НК РФ, предусматривают, что уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Налоговым периодом признается календарный год (п.1 ст.393 НК РФ).
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 ст.396 НК РФ; сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (пункты 1 и 3 ст.396 НК РФ), о чем налогоплательщику направляет налоговое уведомление, в котором указываются сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (ст.52 НК РФ).
В соответствии со ст.363 НК РФ, транспортный налог, подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Обязанность по уплате налогов в силу п.1 ст.45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (ст.ст.46,47,69 НК РФ).
Из материалов дела следует, что Смирнову С. В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время принадлежит на праве собственности транспортное средство - легковой автомобиль ДД.ММ.ГГГГ г.в., мощностью № л.с., дата регистрации в ГИБДД владения указанным имуществом - ДД.ММ.ГГГГ. /л.д. №.
Следовательно, Смирнов С.В. в ДД.ММ.ГГГГ годах (полные налоговые периоды) владел на праве собственности вышеуказанным транспортным средством и в силу действующего законодательства являлся лицом, обязанным к оплате транспортного налога.
Административный ответчик как плательщик транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ годы был поставлен в известность о размере налога за:
- за ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 1 051 руб. и сроке его уплаты мне позднее ДД.ММ.ГГГГ, (налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ.),
- за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 051 руб. и сроке его уплаты мне позднее ДД.ММ.ГГГГ (налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ.),
- за ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 1 051 руб. и сроке его уплаты не позднее срока, установленного законодательством о налогах и сборах (налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ.),
- за ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 1 051 руб. и сроке его уплаты мне позднее ДД.ММ.ГГГГ (налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ.).
В соответствии с нормой п.2 ст.57 НК РФ при уплате налога с нарушением срока налогоплательщики уплачивают пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Согласно пункту 4 ст.75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
После истечения срока для добровольной уплаты транспортного налога, налогоплательщику были начислены пени, сумма которых вместе с недоимкой по самому налогу были указаны в требованиях об уплате налога и штрафных санкций:
- требование № об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ.: недоимка по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме 1051 руб. и пени период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - 11,57 руб.,
-требование № об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ.: недоимка по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме 1051 руб. и пени за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ - 12,59 руб.,
- требование № об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ.: недоимка по транспортному налогу по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 6461,65 руб. и пени за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - 373,85 руб.,
-требование № об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ.: недоимка по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме 1051 руб. и пени период с ДД.ММ.ГГГГ. - 30,66 руб.,
-требование № об уплате в срок ДД.ММ.ГГГГ.: недоимка по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме 1051 руб. и пени период с ДД.ММ.ГГГГ - 5,03 руб.
Указанными выше налоговыми требованиями административный истец ставил Смирнова С.В. в известность о наличии недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ г.г., в том числе и по указанным выше пени, с установлением сроков погашения задолженности.
Данные налоговые уведомления и требования были направлены управлением в адрес налогоплательщика в соответствии с нормами действующего законодательства в установленные законом сроки.
Таким образом, регламентируемые законодательством сроки и процедура направления уведомлений и требований, являющаяся гарантией прав налогоплательщика, в том числе при принудительном взыскании задолженности, налоговым органом была соблюдена, а обязанность по уплате налогов возникла у административного ответчика с момента получения вышепоименованных уведомлений.
Доказательств погашения данных сумм административным ответчиком не представлено, а материалы дела не содержат.
Судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ. №2а-888/2022, вынесенный мировым судьей судебного участка № Нерехтского судебного района Костромской области в связи с подачей Смирновым С.В. возражений был отменен определением от ДД.ММ.ГГГГ Обращение налоговой инспекцией с административным исковым заявлением в суд после отмены судебного приказа имело место ДД.ММ.ГГГГ
Надлежащих доказательств утраты объекта налогообложения в 2017-2020 г.г. налоговых периодов административным ответчиком не представлено, срок для взыскания налоговой недоимки в сумме 4 637 руб. 70 коп. не истек, оснований для освобождения от уплаты налога и/или предоставления налоговой льготы суд не усматривает.
Согласно информации, поступившей из ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Костромской области, Смирнов С.В. стоит на учете в Отделении и является получателем социальной пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты как инвалид 3-й группы, причина инвалидности - общее заболевание. Впервые инвалидность установлена ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Доказательств обратного суду не представлено.
Из указанного следует, что льготы по уплате налогов могли быть предоставлены административному ответчику с даты приобретения им статуса инвалида. Поскольку статус инвалида установлен Смирнову С.В. только в ДД.ММ.ГГГГ году, а требование заявлены о взыскании недоимки по налогам за ДД.ММ.ГГГГ.г., то есть за периода, когда на налогоплательщика не распространялись налоговые льготы, то оснований для освобождения административного ответчика от уплаты задолженности по налогам и пеням за указанный период как инвалида, не возникло.
Не является в силу вышеприведенных норм права основанием для освобождения от уплаты транспортного налога нахождение административного ответчика в местах лишения свободы.
В соответствии с положениями действующего законодательства, объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.
Поскольку спорный автомобиль в налоговые периоды ДД.ММ.ГГГГ г.г. значился на регистрационном учете в органах ГИБДД, оснований считать, что Смирнов С.В. не являлся налогоплательщиком транспортного налога не имеется.
Таким образом, задолженность по налогам и пени подлежит взысканию со Смирнова С.В. в заявленной налоговой инспекцией сумме: по транспортному налогу в сумме 4 637 руб. 70 коп., из которых налог - 4 204 руб., пени -433 руб. 70 коп.
Согласно ч.ч.1,2 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Статья 333.19 НК РФ устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о взыскании в доход бюджета муниципального образования муниципальный район город Нерехта и Нерехтский район Костромской области с административного ответчика в соответствии с пп.1 п.1 ст.333.19 НК РФ государственной пошлины в размере 400 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░: №, ░░░: №) ░░ ░░░░░░░░ ░. ░. (░░░░ ░░░░░░░░: ░░.░░.░░░░., ░░░░░ ░░░░░░░░: (,,,) (,,,), ░░░░░░░: №, ░░░░░ ░░.░░.░░░░. ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░: (,,,) (,,,) (,,,)) ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ 4637 (░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░) ░░░. 70 (░░░░░░░░░) ░░░., ░ ░░░ ░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ № ░░░ ░ ░░░░░ 4204 ░░░. ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░. ░░ ░░.░░.░░░░. ░ ░░░░░░░ 433 ░░░. 70 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░. ░. (░░░░ ░░░░░░░░: ░░.░░.░░░░., ░░░░░ ░░░░░░░░: (,,,) (,,,), ░░░░░░░: №, ░░░░░ ░░.░░.░░░░. ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░: (,,,) (,,,) (,,,)) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 (░░░░░░░░░) ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░