Дело № 2а-2697/2023
18RS0009-01-2023-003066-77
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 декабря 2023 года с.Шаркан УР
Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Лопатиной Л.Э.,
при секретаре Перевозчиковой И.А.,
с участием административного истца – старшего помощника прокурора Шарканского района УР Леконцевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Шарканского района УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Шарканский район Удмуртской Республики» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности разработать и утвердить проект организации дорожного движения,
установил:
прокурор Шарканского района УР, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Шарканский район Удмуртской Республики» (далее – Администрация МО «МО Шарканский район УР» с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав следующее.
Прокуратурой района проведен анализ соблюдения законодательства об организации дорожного движения на автомобильных дорогах, по которым проходят маршруты школьных автобусов.
Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Частью 2 указанной статьи установлено, что разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе документации по организации дорожного движения, разработанной в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2017 года №443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2017 года № 443-ФЗ).
В силу статьи 9 Федерального закона №433-Ф3 организация дорожного движения осуществляется на основе комплексного использования технических средств организации дорожного движения, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (часть 1). Разработка мероприятий по организации дорожного движения осуществляется на основании документации по организации дорожного движения, разработанной и утвержденной в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов (часть 5).
Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ в состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения.
Требования к составу и содержанию комплексных схем организации дорожного движения и проектов организации дорожного движения, а также к порядку их подготовки, согласования и утверждения устанавливаются правилами подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, с учетом положений настоящего Федерального закона (ч.5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ).
Частью 9 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ предусмотрено, что проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются органами местного самоуправления или организациями, уполномоченными органами местного самоуправления в области организации дорожного движения.
Автомобильная дорога (Шаркан-Бородули) - Бакино, общего пользования протяженностью 1,0 км., идентификационный №***, относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения.
По указанной автомобильной дороге проходит маршрут школьного автобуса Шаркан - Бакино Шарканского района.
Таким образом, обязанность по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения на автомобильную дорогу (Шаркан - Бородули) - Бакино, возложена на административного ответчика.
Однако, Администрацией МО «Муниципальный округ Шарканский район» не приняты меры по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения на указанные автомобильные дороги.
Ссылаясь на изложенное, ст. 39 КАС РФ, прокурор просил:
-признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Шарканский район Удмуртской Республики» по неисполнению требований законодательства по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения на автомобильную дорогу (Шаркан - Бородули) - Бакино, протяженностью 1,0 км., идентификационный №***;
- обязать Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Шарканский район Удмуртской Республики» в срок до 01.12.2024 разработать и утвердить проект организации дорожного движения на автомобильную дорогу (Шаркан - Бородули) - Бакино, протяженностью 1,0 км., идентификационный №***.
В ходе судебного заседания административный истец старший помощник прокурора Шарканского района УР Леконцева И.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Шарканский район УР» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, возражений по существу заявленных требований не имели, представив в суд заявление о признании административного иска.
На основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие надлежащим образом извещенного неявившегося представителя административного ответчика.
Заслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление об оспаривании действия (бездействия) органа местного самоуправления, может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 (ред. от 24.07.2023) «О прокуратуре Российской Федерации» "Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита охраняемых законом интересов общества и государства.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Учитывая, что бездействие административного ответчика при осуществлении полномочий в сфере организации дорожного движения при использовании автомобильных дорог местного значения, затрагивает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, обращение прокурора с настоящим административным иском соответствует требованиям действующего законодательства.
С настоящим административным иском прокурор обратился в суд 28 ноября 2023 года.
Учитывая, что информация об отсутствии разработанных и утвержденных проектов организации дорожного движения по дорогам, где проходят маршруты школьных автобусов, поступила в прокуратуру Шарканского района УР 24 октября 2023 года, установленный ч.1 ст. 219 КАС РФ срок на обращение административного истца с настоящим административным иском не пропущен.
В соответствии со ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Для признания оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконным необходимо одновременная совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение оспариваемым решением прав и свобод административного истца.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Частью 2 указанной статьи установлено, что разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе документации по организации дорожного движения, разработанной в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений в области организации дорожного движения относятся, в том числе организация и мониторинг дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
В силу статьи 9 того же Федерального закона организация дорожного движения осуществляется на основе комплексного использования технических средств организации дорожного движения, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (часть 1). Разработка мероприятий по организации дорожного движения осуществляется на основании документации по организации дорожного движения, разработанной и утвержденной в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов (часть 5).
Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2017 года №443-ФЗ в состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 29 декабря 2017 года № комплексные схемы организации дорожного движения разрабатываются в целях формирования комплексных решений об организации дорожного движения на территории одного или территориях нескольких муниципальных районов, городских округов или городских поселений либо их частей, имеющих общую границу, реализующих долгосрочные стратегические направления обеспечения эффективности организации дорожного движения и совершенствования деятельности в области организации дорожного движения (часть 1).
Комплексные схемы организации дорожного движения для территории муниципального района, городского округа или городского поселения либо части муниципального района, городского округа или городского поселения разрабатываются и утверждаются органом местного самоуправления (часть 7).
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2017 года №443-ФЗ проекты организации дорожного движения разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения.
Частью 9 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2017 года №443-ФЗ предусмотрено, что проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются органами местного самоуправления или организациями, уполномоченными органами местного самоуправления в области организации дорожного движения.
Таким образом, федеральный законодатель, определяя задачи, принципы и основные направления обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, наделил органы местного самоуправления полномочиями по проведению мероприятий в области организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Шарканского района УР проведен мониторинг соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
Проведенной проверкой установлено, что проект организации дорожного движения на автомобильную дорогу (Шаркан - Бородули) - Бакино, общего пользования протяженностью 1,0 км., идентификационный №***, не разработан.
Указанные обстоятельства подтверждаются:
- информацией Главы МО «МО Шарканский район УР» от 24.10.2023 прокурору Шарканского района УР о подготовке коммерческого предложения на выполнение указанных работ подрядной организации, до конца текущего года будет опубликована закупка на определение подрядной организации на разработку проектов организации дорожного движения по дорогам, где проходят маршруты движения школьных автобусов (л.д. 13 оборот);
- перечнем автомобильных дорог местного значения, по которым проходят маршруты школьных автобусов, согласно которому по автомобильной дороге (Шаркан - Бородули) - Бакино, общего пользования протяженностью 1,0 км., проходит маршрут школьного автобуса Шаркан-Бакино (л.д. 14-15);
- постановлением Администрации МО «Шарканский район УР» №*** от <дата> в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения включена автодорога (Шаркан - Бородули) - Бакино, в гравийном исполнении, протяженностью 1,0 км., идентификационный №*** (л.д. 16-17);
- выпиской из Системы контроля дорожных фондов от <дата> в отношении автомобильной дороги (Шаркан – Бородули) - Пужьегурт, протяженностью 1,4 км., идентификационный №***, собственником которой указана Администрация МО «Шарканский район УР» (л.д. 19-20);
- выпиской из реестра муниципального имущества №*** от <дата>, согласно которой правообладателем объекта недвижимого имущества – автомобильной дороги (Шаркан - Бородули) – Бакино протяженностью 1,0км является муниципальное образование «Муниципальный округ Шарканский район УР» (л.д. 21).
Указанные обстоятельства административным ответчиком не оспорены, доказательств обратного суду не предоставлено.
До настоящего времени проект организации дорожного движения на автомобильную дорогу (Шаркан - Бородули) - Бакино, общего пользования протяженностью 1,0 км., идентификационный №***, не разработан, не согласован и не утвержден.
Указанное свидетельствует, что административным ответчиком допущено незаконное бездействие, поскольку проект организации дорожного движения в отношении указанной выше автомобильной дороги не разработан и не утверждён.
Учитывая, что автомобильная дорога не имеет разработанного и утвержденного проекта организации дорожного движения, и устранение этого нарушения необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения, а безопасность дорожного движения затрагивает интересы водителей, пассажиров и пешеходов, круг которых определить не представляется возможным, прокурор в порядке ст. 39 КАС РФ обоснованно предъявил указанные административные исковые требования в суд в интересах неопределенного круга лиц.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что бездействие органа местного самоуправления по неисполнению федерального законодательства в указанной сфере является незаконным, нарушает права неопределенного круга лиц, что является основанием для удовлетворения заявленных требований о признании бездействия административного ответчика незаконным.
При указанных обстоятельствах суд полагает заявленные административным истцом требования к Администрации МО «МО Шарканский район УР» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения закона путем разработки и утверждения проекта организации дорожного движения на указанную в административном иске автомобильную дорогу, законными и подлежащими удовлетворению.
Указанный прокурором в административном исковом заявлении срок исполнения решения суда с учетом отсутствия соответствующих возражений со стороны административного ответчика, суд считает обоснованным и разумным.
Согласно положениям п. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 177, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░ - ░░░░░░░░) – ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ 1,0 ░░., ░░░░░░░░░░░░░░░░░ №***.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ <░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░ - ░░░░░░░░) - ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ 1,0 ░░., ░░░░░░░░░░░░░░░░░ №***.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ <░░░░> ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 13 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.