Дело № 2а-73/2024
10RS0018-01-2023-000679-74
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Суоярви 14 февраля 2024 года
Суоярвский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Кемпи Е.И.,
при секретаре Булатевич Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к администрации Суоярвского муниципального округа, Правительству Республики Карелия, Министерству финансов Республики Карелия о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее также по тексту - Министерство) обратилось с указанными административными исковыми требованиями к администрации Суоярвского муниципального округа, мотивируя требования тем, что Государственным казенным учреждением Республики Карелия «Суоярвское центральное лесничество» (далее по тексту - ГКУ РК «Суоярвское центральное лесничество») на территории Суоярвского муниципального округа вблизи ... лесничестве в квартале ... вблизи земельного участка с кадастровым номером №, относящегося к землям лесного фонда, обнаружено два места несанкционированного размещения отходов, которые включают в себя твердые коммунальные отходы, крупногабаритные отходы, строительные отходы, отработанные автомобильные шины. По результатам осмотра собственник отходов не установлен, определены координаты мест свалки. До настоящего времени порядок возмещения расходов на ликвидацию несанкционированных свалок с учетом разъяснений Конституционного суда Российской Федерации нормативно не урегулирован. Министерство финансов Республики Карелия письмом от хх.хх.хх г. направило в адрес Министерства информацию о прогнозируемом объеме поступления доходов, формирующих экологические платежи, в консолидированный бюджет Республики Карелия на 2023-2024 годы, планируемый объем доходов в бюджет Суоярвского муниципального округа на 2023 год составляет 827,5 тыс.руб. Администрация допустила бездействие, выразившееся в непринятии мер по организации регулярной очистки территории муниципального образования от отходов производства потребления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Ссылаясь на положения Федеральных законов «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», просит возложить на ответчика обязанность ликвидировать два места несанкционированного размещения отходов на территории вблизи ... муниципального округа Руспублики Карелия в пределах географических координат, указанных в иске; установить ответчику срок ликвидации указанного места несанкционированного размещения отходов до хх.хх.хх г. и обязать уведомить истца об исполнении указанных работ.
При подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГКУ РК «Суоярвское центральное лесничество».
Протокольным определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия; в качестве административных ответчиков: Правительство Республики Карелия и Министерство финансов Республики Карелия.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Суоярвского муниципального округа Сухорукова С.И., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях от хх.хх.хх г.. Дополнительно пояснила, что до июня 2024 года фактически решения суда будет неисполнимо, учитывая дату вступления его в законную силу, нормы, предусмотренные Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", формирования бюджета на текущий год; договор с региональным оператором на ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов не заключался.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ГКУ РК «Суоярвское центральное лесничество» по доверенности Каторина Е.Ю. полагала заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Иные участвующие в деле лица своих представителей не направили, извещены. Правительство Республики Карелия представило письменные возражения, в которых повторило позицию административного истца, просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя и об отказе в удовлетворении требований к нему.
Руководствуясь частью 2 статьи 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 42 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Из положений ст. 1 Закона об охране окружающей среды следует, что охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. К вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды (п. 1 ст. 7 Закона).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 24 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Пунктом 28 статьи 6 Устава Суоярвского муниципального округа к вопросам местного значения муниципального округа отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Понятие несанкционированных свалок отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. «Термины и определения», введенного Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), согласно которому такие свалки - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
В соответствии с требованиями п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 7 Постановления от 30.05.2023 № 27-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 10 и 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, органы местного самоуправления не могут и не должны нести всю полноту ответственности за ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, собственник которых (разместившее их лицо) не установлен, если такие места обнаружены на расположенных в границах соответствующих муниципальных образований земельных участках, находящихся в государственной собственности, и при этом не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования. Кроме того, наделение органов местного самоуправления полномочиями в отношении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и тем самым возложение на них обязанности действовать от имени «государственного» собственника не могут рассматриваться как достаточное основание для возложения на эти органы всей полноты ответственности за ликвидацию обнаруженных на таких землях и земельных участках мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированных в постановлениях от 13 октября 2015 года № 26-П и от 26 апреля 2016 года № 13-П, возложение такой ответственности на органы местного самоуправления возможно только при наличии прямого указания в федеральном законодательстве на полномочия этих органов по ликвидации мест размещения отходов на таких землях и земельных участках, сопровождаемого одновременным закреплением форм участия Российской Федерации или ее субъектов в финансовом обеспечении осуществления этих полномочий, либо при наличии закона субъекта Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с передачей им финансовых ресурсов.
В судебном заседании установлено и подтверждается письменными материалами дела, что хх.хх.хх г. в ходе внепланового патрулирования лесов ... по лесоустройству в квартале ...» на землях иных категорий установлены два места несанкционированной свалки отходов, включающих в себя твердые коммунальные отходы, крупногабаритные отходы, строительные отходы, отработанные автомобильные шины, на общей площади 0,38 га высотой около 1 метра, в следующих географических координатах:
первое место несанкционированного размещения отходов:
Координаты в системе ...
...
...
...
...
...
...
Согласно материалам осмотра места несанкционированного размещения отходов от хх.хх.хх г. общая площадь места расположения отходов № составляет ориентировочно 1155 кв.м., приблизительный объем отходов – 115 куб.м.; общая площадь места расположения отходов № составляет ориентировочно 1221 кв.м., приблизительный объем отходов – 123 куб.м.
Как следует из материалов дела, места несанкционированного размещения отходов находятся на землях, государственная собственность на которые не разграничена; собственник отходов, размещенных на указанной несанкционированной свалке, не установлен; в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) территория не внесена.
Таким образом, в силу вышеназванных положений законодательства, суд возлагает на администрацию Суоярвского муниципального округа обязанность осуществить действия по ликвидации несанкционированных мест свалки, расположенных на территориях общего пользования в границах муниципального округа согласно вышеуказанным координатам географическим точек.
При этом суд полагает, что принятие соответствующего решения о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки именно на администрацию Суоярвского муниципального округа не противоречит правовым позициям, изложенным Конституционным Судом Российской Федерации, а именно в Постановлении от 30.05.2023 № 27-П по делу о проверке конституционности ряда положений о порядке ликвидации несанкционированных свалок, которым указано на необходимость определения судом при рассмотрении дел данной категории объема необходимого финансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что несанкционированная свалка выявлена на территории Суоярвского муниципального округа Республики Карелия, на которую распространяются полномочия административного ответчика по решению вопросов местного значения.
Учитывая, что соответствующие изменения с учетом нормативного толкования, данного Конституционным Судом Российской Федерации, в правовое регулирование до настоящего времени не внесены, административный ответчик в соответствии с положениями пункта 2 поименованного Постановления не лишен права в случае полного исполнения за счет бюджета муниципального образования после вынесения настоящего судебного решения на возмещение части расходов, фактически понесенных им на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора), из соответствующего бюджета.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований к Министерству финансов Республики Карелия и Правительству Республики Карелия не имеется.
Исходя из п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Учитывая объем работ, которые необходимо выполнить для ликвидации мест несанкционированной свалки, климатические условия, необходимость соблюдения процедуры заключения муниципальных контрактов для выполнения соответствующих работ, суд приходит к выводу, что срок, предложенный административным истцом, является не достаточным для устранения выявленных нарушений и полагает возможным установить административному ответчику срок – до хх.хх.хх г., обязав сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу в течение месяца со дня его исполнения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░ 1000005427) ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░ ░. ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ... ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░:
...
...
...
...
...
...
...
...
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░ ░..