Дело №а-62/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 апреля 2020 года <адрес>
Конышевский районный суд Курской области, в составе:
председательствующего судьи Филипцева Н.В.,
с участием заместителя прокурора Конышевского района Курской области Сенчук И.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Трищенко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Конышевского района Курской области в порядке ст.ст. 39, 218 КАС РФ, в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области о признании информации, распространяемой в сети интернет на сайте https://www.smed.ru запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Конышевского района Курской области обратился в суд с административным исковым заявлением в порядке ст.ст. 39, 218 КАС РФ, в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области о признании информации, распространяемой в сети интернет на сайте <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В обосновании иска указано, что прокуратурой Конышевского района Курской области в рамках исполнения поручения прокуратуры области от 26.12.2018 года №07-15-2018 «О принятии дополнительных мер по надзору за исполнением законодательства в сфере здравоохранения», осуществлён мониторинг сети «Интернет» на предмет размещения страниц с информацией о дистанционной продаже лекарственных средств. Проведенным 12.03.2020 года мониторингом было установлено, что на сайте <данные изъяты> заказ лекарств на дом осуществляется по телефону, указанному на сайте, с предложениями о покупке лекарств различного вида, включая рецептурные препараты, в неограниченном количестве любым пользователем. На сайте <данные изъяты> в разделе «каталог по группам» представлены лекарства по категориям, в том числе рецептурные (например: антибиотики: Супракс Салютаб, Доксициклин и д.р.); при переходе на каждую из категорий лекарств на странице сайта открываются фото лекарственных препаратов с указанием краткой характеристики и цены товара. Приобретение товара возможно дистанционно, путем оформления заказа через интернет-магазин, товар доставляется курьером. При этом отсутствуют сведения о продавце, наличии у него лицензии на занятие фармацевтической деятельностью и иной обязательной информации, раскрываемой предпринимателями потребителям. Вход на сайт свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурсов сайта не требуется, проверка наличия рецепта у лица, приобретающего лекарственные средства на сайте не осуществляется. Сайт, размещенный в сети Интернет по адресу: <данные изъяты> не включен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Доступ к сайту, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
В судебном заседании заместитель прокурора Конышевского района Курской области Сенчук И.Л. отказалась от административных исковых требований и просит производство по делу прекратить. При этом пояснила, что по состоянию на <дата> правовыми нормами, указанными в административном исковом заявлении, был предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по розничной продаже лекарственных средств дистанционным способом с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», за осуществление которой предусмотрена административная ответственность. Указом Президента Российской Федерации от <дата> № разрешена розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения, отпускаемыми без рецепта на лекарственный препарат, дистанционным способом, которые осуществляют аптечные организации, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и соответствующее разрешение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения. Отказ от иска не противоречит КАС РФ, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц, поскольку по состоянию на <дата> на сайте: https:// <данные изъяты> содержится информация о дистанционной продаже лекарственных средств, которые отпускаются без рецепта врача, то есть информация, которая не запрещена к распространению.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. В адрес суда направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, дополнительно пояснив, что в настоящее время на сайте <данные изъяты> размещена информация о том, что доставка осуществляется только для льготной категории граждан на основании ст. 2 Федерального закона РФ от 09.01.1997 г. №5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» и ст. 1.1 Закона РФ от 15.01.1993 г №4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы». Все заказы формируются в аптеке (Лицензия) и собираются квалифицированными фармацевтами.
Суд, в силу п.1 ч.1 ст. 150 КАС РФ, счёл возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет административные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов) (часть 4 ст. 39 КАС РФ).
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
В силу части 1 статьи 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
В силу пункта 3 части 1 статьи 194 указанного кодекса суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - ФЗ N 149) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 ФЗ N 149).
Частью 6 ст. 10 ФЗ N 149 запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ст. 9 ФЗ N 149, - ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч. 1 ст. 15.1 ФЗ N 149, - в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет".
Согласно ч. 2 ст. 15.1 ФЗ N 149, - в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ N 149).
На основании п. 2 ст. 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" Правительство Российской Федерации вправе создавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
В соответствии с вышеуказанным Законом Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 года N 612 утверждены Правила продажи товаров дистанционным способом, которые устанавливают порядок продажи товаров дистанционным способом, регулируют отношения между покупателем и продавцом при продаже товаров дистанционным способом и оказании в связи с такой продажей услуг.
Согласно п. 5 вышеуказанных Правил продажи товаров дистанционным способом, не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 33 статьи 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее по тексту Закон N 61-ФЗ) фармацевтическая деятельность включает в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Пунктом 1 статьи 52 Закона N 61-ФЗ установлено, что фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствует аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В силу пункта 47 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 61-ФЗ, лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.
Согласно части 1 статьи 55 Закона N 61-ФЗ розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями)амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Разрешена розничная торговля лекарственными препаратами, зарегистрированными в Российской Федерации или изготовленными аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Согласно положениям Указа Президента РФ от 22.02.1992 года N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена", лекарственные средства не подлежали свободной реализации.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 года N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации", при осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах (далее именуется - разносная торговля) не допускается продажа лекарственных препаратов.
Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 27.07.2010 года N 553н "Об утверждении видов аптечных организаций", интернет-аптеки не значатся в перечне аптечных организаций. Данный перечень является закрытым.
Нормами ст. 14.4.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, а также ст. ст. 234, 238, 238.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная ответственность за незаконную реализацию лекарственных средств.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи по состоянию на 12.03.2020 года был предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по розничной продаже лекарственных средств дистанционным способом с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети "Интернет", за осуществление которой предусмотрена административная ответственность.
Указом Президента Российской Федерации от 17.03.2020 г № 187 разрешена розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения, отпускаемыми без рецепта на лекарственный препарат, дистанционным способом, которые осуществляют аптечные организации, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и соответствующее разрешение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения. Внесены в перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 22 февраля 1992 г. N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" изменение, абзац шестнадцатый изложен в следующей редакции: "Лекарственные средства, за исключением лекарственных препаратов для медицинского применения, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат."
Согласно приобщенных в ходе судебного разбирательства скриншотов, по состоянию на 22.04.2020 года на сайте: <данные изъяты> содержится информация о дистанционной продаже лекарственных средств, которые отпускаются без рецепта врача, то есть информация, которая не запрещена к распространению.
Из сообщения представителя административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области следует, что в настоящее время на сайте https:// www.smed.ru размещена информация о том, что доставка осуществляется только для льготной категории граждан на основании ст. 2 Федерального закона РФ от 09.01.1997 г. №5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» и ст. 1.1 Закона РФ от 15.01.1993 г №4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы». Все заказы формируются в аптеке (Лицензия) и собираются квалифицированными фармацевтами.
Главой 27.1 Кодекса административного судопроизводства РФ не установлено запрета на отказ от административного иска по административным делам о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
По указанным выше основаниям и принимая во внимание то обстоятельство, что отказ от заявленных административных требований является правом административного истца, данный отказ не противоречит закону, прав и законных интересов иных лиц не нарушает, суд полагает возможным принять отказ истца от заявленных требований, а производство по административному делу прекратить.
Последствия отказа от иска, предусмотренные статьей 195 КАС РФ, заявителю известны.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 39, 157, 194 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Принять отказ заместителя прокурора Конышевского района Курской области Сенчук И.Л. от административного иска в порядке ст.ст. 39, 218 КАС РФ, в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области о признании информации, распространяемой в сети интернет на сайте <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Производство по настоящему административному делу прекратить.
На определение может быть подана частная жалоба в Курской областной суд через Конышевский районный суд Курской области в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.
Судья (председательствующий) Н.В. Филипцев