Дело № 2а-502/2024 (УИД 72RS0007-01-2024-000872-96)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Аромашево 09 августа 2024 года
Голышмановский районный суд Тюменской области в составе: председательствующего судьи Шааф А.Н.,
при секретаре Валенцевой О.В.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Аромашевского района Тюменской области Маленкова В.Н.,
представителя административного ответчика Администрации Аромашевского муниципального района Тюменской области Шумова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-502/2024 по административному исковому заявлению прокурора Аромашевского района Тюменской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Аромашевского муниципального района Тюменской области, о признании незаконным бездействие, понуждении к совершению действий,
установил:
прокурор Аромашевского района Тюменской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд к администрации Аромашевского муниципального района Тюменской области, о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по обустройству тротуарами или пешеходными дорожками автомобильной дороги, расположенной между <адрес> <номер> <номер>» «<адрес> <номер> в соответствии с «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст., понуждении к совершению действий – возложить обязанность устранить в течении восемнадцати месяцев с даты вступления решения суда в законную силу осуществить обустройство тротуарами или пешеходными дорожками указанной автомобильной дороги. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Аромашевского района во исполнение поручения прокуратуры Тюменской области «О проведении проверки соблюдения нормативных требований на участках улично-дорожной сети, прилегающих к образовательным учреждениям и на маршрутах следования детей к ним совместно с ОГИБДД МО МВД России «Голышмановский» проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения. В результате проверки были выявленные следующие нарушения: на автомобильной дороге, расположенной между ул. Ленина, с. Аромашево и филиалом № 2 ГБУЗ ТО «Областная больница № 11 «Аромашевская районная больница» в нарушение названных норм отсутствуют тротуары, пешеходные дорожки; что исключает возможность безопасного передвижения к объекту социальной инфраструктуры, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе социально незащищенных категорий граждан. 04.06.2024 года прокуратурой Аромашевского района было вынесено представление, которое рассмотрено 20.06.2024 года администрацией Аромашевского муниципального района. Однако нарушения не устранены, работы запланированы на 2025 год.
Представитель административного истца помощник прокурора Аромашевского района Тюменской области Маленков В.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Администрации Аромашевского муниципального района Тюменской области Шумов А.А. действующий на основании доверенности № 6 от 25.01.2024 года (том 1 л.д.45-46), против удовлетворения заявленных требований не возражал, вместе с тем пояснил, что на данном участке запланирована реализации инициативного проекта по благоустройству территории больницы, который включает в себя планировку и выравнивание территории, в связи с чем, в целях экономии бюджетных денежных средств, а также исключению необоснованной трате бюджетных средств просит увеличить срок исполнения решения до 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Выслушав стороны, огласив административное исковое заявление и заявление об уточнении заявленных требований, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ), основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, на автомобильных дорогах местного значения, в границах населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района.
Согласно ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентами другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закреплено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.
Согласно пунктам 4.5.1.1-4.5.3 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 года № 270-ст) тратуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I-III категории, IV и V категории с твердым покрытием. Тротуары или пешеходные дорожки устраивают в населенных пунктах в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Аромашевского района Тюменской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
Проверкой выявлено нарушение действующего федерального законодательства, а именно на автомобильной дороге, расположенной между <адрес> и <номер> <номер> «<адрес> больница» в нарушение названных норм отсутствуют тротуары, пешеходные дорожки (том 1 л.д.9-13, 21-26).
В связи с установленными нарушениями законодательства в адрес главы Администрации Аромашевского муниципального района Тюменской области прокурором Аромашевского района Тюменской области 04.06.2024 года внесено представление (том 1 л.д.14-20), во исполнение которого Администрации Аромашевского муниципального района Тюменской области
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению безопасности дорожного движения является обязанностью органов местного самоуправления. Отсутствия тротуаров или пешеходных дорожек между <адрес> и <номер> «<адрес> больница» исключает возможность безопасного передвижения к объекту социальной инфраструктуры, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе социально незащищенных категорий граждан.
Ненадлежащее выполнение функции административного ответчика в области обеспечения безопасности дорожного движения следует рассматривать как незаконное бездействие.
При этом административным ответчиком не представлено доказательств того, что им принимались конкретные действенные меры для устранения указанных нарушений.
В силу ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, поскольку для устранения выявленных нарушений требуется выделение денежных средств и учитывая, что бюджет района на 2024 год сформирован и составлен, финансирование указанных мероприятий формируется в связи с разработанным инициативным проектом по благоустройству территории больницы, суд полагает возможным увеличить срок исполнения решения суда до 18 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (<░░░░░>), ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ «░░░░ ░ 52766-2007. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 23.10.2007 № 270-░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (<░░░░░>), ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ «░░░░ ░ 52766-2007. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 23.10.2007 №270-░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░