Решение принято в окончательной форме 18 ноября 2019 г.
Дело № 2а-2471/2019
УИД: 76RS0016-01-2019-002361-16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 ноября 2019 г. г. Ярославль
Дзержинский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Фоминой Т.Ю., при помощнике Рогозиной П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Инспекции ФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля к Красильникову Георгию Витальевичу, ФИО2, ФИО3 о взыскании налога на имущество физических лиц,
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция ФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля обратилась в суд с административным иском к ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о взыскании налога на имущество физических лиц за 2014 г. в размере 130 руб., мотивируя тем, что административный ответчик в установленный законом срок не исполнил обязанность по уплате налога.
Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Красильников В.В., Красильникова Н.В.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Зайцева Е.В. административный иск поддержала по изложенным в нем основаниям.
Административные ответчики в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено судом в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
На основании представленных истцом сведений, а также выписки из ЕГРН, судом установлено, что несовершеннолетнему ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принадлежит ? доля в праве общей собственности на квартиру по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ст.ст. 1, 2 Закона РФ от 09 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», действовавшего до 01 января 2015 г., плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
В соответствии со ст. 3 названного Закона РФ, ставки налога на строения, помещения, сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от их суммарной инвентаризационной стоимости.
Налоговая ставка налога на имущество физических лиц в г. Ярославле установлена Решением муниципалитета г. Ярославля от 08 ноября 2005 г. № 148, по состоянию на 01 января 2014 г. составляла для жилых помещений суммарной инвентаризационной стоимостью до 300 000 руб. включительно – 0,1%.
На основании п. 9 ст. 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», налог за 2014 г. подлежал к уплате не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.
Таким образом, сумма налога на имущество физических лиц за 2014 г., подлежащая к уплате в бюджет, составила 130 руб. на основании расчета: 260 093 руб. х 1/2 х 0,1%, где 260 093 руб. – инвентаризационная стоимость квартиры.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
На основании п. 2 ст. 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика – физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации правоспособность гражданина возникает в момент его рождения (статья 17), в ее содержание входит, в частности, возможность иметь имущество на праве собственности (статья 18); способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста (пункт 1 статьи 21).
Семейным кодексом Российской Федерации устанавливается, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) (пункт 1 статьи 54); ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов; защита прав и законных интересов ребенка осуществляется в первую очередь родителями (пункт 1 статьи 56); родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами (пункт 1 статьи 64).
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 13 марта 2008 г. № 5-П разъяснено, что как участники отношений общей долевой собственности несовершеннолетние дети обязаны в силу Гражданского кодекса Российской Федерации нести бремя содержания принадлежащего им имущества (статья 210), включая участие в уплате налогов в отношении этого имущества (статья 249), что предполагает обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий родителями, в том числе применительно к обязанности по уплате налогов.
Согласно выписке из акта записи о рождении от ДД.ММ.ГГГГ №, родителями несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются Красильников В.В. и Красильникова Н.В., которые в силу перечисленных выше норм являются надлежащими ответчиками по требованиям Инспекции ФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля. Будучи родителями несовершеннолетнего собственника недвижимого имущества, именно они были обязаны уплачивать за него законно установленные налоги и сборы.
Порядок взыскания налога административным истцом соблюден. Из дела видно, что Инспекция ФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля направила в адрес налогоплательщика налоговое уведомление № 549060, сформированное по состоянию на 09 мая 2015 г., об уплате налога за 2014 г. в размере 130 руб., а также требование № 510245 об уплате налога сроком исполнения до 07 декабря 2015 г.
Изложенные обстоятельства подтверждены налоговым уведомлением, требованием, сведениями о направлении почтовых отправлений.
Частью 2 статьи 286 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абзацем третьим данного пункта, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
При этом абзацем 2 пункта 3 указанной статьи предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового заявления не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В данном случае предусмотренный частью 2 статьи 286 КАС РФ шестимесячный срок для обращения в суд следует исчислять с 07 декабря 2018 г., то есть с момента истечения трехлетнего срока со дня истечения срока исполнения требования. Данный срок истек 07 июня 2019 г.
Из дела видно, что с заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился 29 мая 2019 г., то есть в предусмотренный законом срок. 29 мая 2019 г. мировым судьей судебного участка № 6 Дзержинского судебного района г. Ярославля вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа. Настоящее исковое заявление подано в Дзержинский районный суд г. Ярославля 11 июня 2019 г. Таким образом, срок для обращения в суд с иском административным истцом пропущен.
Вместе с тем, суд полагает необходимым учесть, что согласно ст. 17.1 КАС РФ обращение к мировому судье с заявление о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций является обязательным, подано административным истцом в рамках предусмотренного законом срока и не принято по независящим от Инспекции ФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля обстоятельствам. Настоящее исковое заявление подано в Дзержинский районный суд г. Ярославля в течение 13 дней с момента вынесения мировым судьей определения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
Из материалов дела следует, что налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченной суммы налогов, в связи с чем поданы заявления о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск.
Нарушение срока является незначительным, составляет 4 дня. Данный срок был необходим административному истцу для получения определения мирового судьи от 29 мая 2019 г. об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа, подготовки и подачи административного иска.
При таких обстоятельствах дела суд пришел к выводу о том, что срок для обращения в суд с административным иском пропущен Инспекцией ФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля по уважительной причине и поэтому подлежит восстановлению.
Установленный законом срок уплаты налога истек. Налог на имущество физических лиц за 2014 г. в размере 130 руб., до настоящего времени не уплачен.
Со стороны административных ответчиков суду не представлено каких-либо доказательств, опровергающих доводы административного истца, расчет задолженности, в том числе не представлено доказательств уплаты налога на имущество физических лиц.
С учетом изложенного, с Красильникова В.В., Красильниковой Н.В. в равных долях в бюджет г. Ярославля следует взыскать налог на имущество физических лиц за 2014 г. в размере 130 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2014 ░. ░ ░░░░░░░ 130 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░