Дело № 2а-704/24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Сверчкова И.В.,
при секретаре Зубик О.Н.,
с участием: истца Баранова В.Г.,
представителя ответчиков и заинтересованного лица Ксендзовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 01 апреля 2024 года административное дело по административному исковому заявлению Баранова В.Г. к федеральному казённому учреждению исправительная колония № 19 Управления ФСИН России по Республике Коми и Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконными действий (бездействия), взыскании денежной компенсации,
установил:
Баранов В.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к федеральному казённому учреждению исправительная колония № 19 Управления ФСИН России по Республике Коми (далее также – ИК) о признании незаконными действий (бездействия), взыскании денежной компенсации, в обоснование требований указав, что он отбывает уголовное наказание в ИК. 30.08.2023 на имя истца поступила передача, однако часть продукции – мясо куриное варено-копченое в вакуумной упаковке общим весом 10 кг. была возвращена лицу, которое передавало передачу, поскольку на упаковке отсутствовало на срок хранения продукта, указанные действия администрации учреждения истец считает незаконными, и в этой связи просит взыскать в его пользу денежную компенсацию.
Определением от 21.12.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФСИН России, в качестве заинтересованного лица – Управление ФСИН по Республике Коми.
Административный истец, выступая в судебном заседании, доводы иска поддержал.
Представитель административных ответчиков и заинтересованного лица с иском не согласилась, просила в удовлетворении требований отказать.
В ходе судебного заседания допрошена свидетельница В...Н.А.
Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, определил провести судебное заседание при имеющейся явке.
Заслушав стороны и заинтересованное лицо, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Баранов В.Г. отбывает наказание в виде лишения свободы в ИК с 06.12.2018 по настоящее время. С 06.12.2018 по 21.04.2023 проживал в обычных условиях отбывания наказания, с 21.04.2023 переведён в строгие условия отбывания наказания, где находится по настоящее время.
30.08.2023 на имя Баранова В.Г. поступила передача от В...Н.А. общим весом 20 кг., что подтверждается показаниями В...Н.А. и журналом учёта выдачи посылок, передач, бандеролей, поступивших в адрес осуждённых.
В связи с отсутствием на продуктах питания: галантин, грудка в/к, майонез информации о сроке реализации товара, указанные продукты питания в ИК для передачи их осужденному Баранову В.Г. приняты не были.
В силу ч. 1 и 5 ст. 90 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получение посылок, передач и бандеролей мужчинам в количестве, установленном статьями 121, 123, 125 и 131 настоящего Кодекса.
Порядок получения осужденными посылок, передач и бандеролей и порядок их досмотра определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Согласно п. 108-110 и 117 приказа Минюста России от 04.07.2022 № 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы» (далее – Правила) лицо, доставившее в ИУ передачу, заполняет и подписывает заявление в трех экземплярах, в которых также указываются наименования вложений передачи, их количество и вес. В заявлении делается собственноручная запись передающего лица о том, что в передаче не содержатся запрещенные в ИУ вещи и предметы и передача комплектовалась им лично либо в его присутствии. Заявление, содержимое передачи, а также паспорт или иной документ, удостоверяющий личность лица, ее доставившего, передаются сотруднику ИУ на время проведения мероприятий, указанных в пункте 109 настоящих Правил.
Досмотр, сверка наличия и веса содержимого передач производятся администрацией ИУ в присутствии лица, доставившего передачу. В целях обнаружения запрещенных в ИУ вещей и предметов передачи подвергаются досмотру в соответствии с главой XX настоящих Правил.
Обнаруженные запрещенные в ИУ вещи и предметы изымаются в соответствии с главой XXI настоящих Правил.
Поступившие продукты питания проверяются работниками ИУ на предмет соответствия их сроку хранения. Продукты питания, относящиеся к запрещенным в ИУ вещам и предметам, уничтожаются по постановлению начальника ИУ или лица, его замещающего, о чем составляется акт с последующим уведомлением осужденного к лишению свободы, на имя которого поступили указанные продукты питания.
Приложением № 3 к Правилам установлен перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным к лишению свободы запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях, либо приобретать.
К таким продуктам питания, в частности, п. 10 отнесены продукты питания с истёкшим сроком хранения, без указания срока годности, даты изготовления либо продукты питания, дату изготовления которых установить не представляется возможным.
Предписанием от 22.08.2022 № 108 филиала государственного санитарно-эпидемиологического надзора ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России введено ограничение на получение осужденными продуктов питания в посылках, бандеролях и передачах, где помимо продуктов, имеющих проблемы со сроком годности, указаны также сырые овощи, майонез, скоропортящиеся продукты (срок реализации менее 72 ч. и требующих хранения при температуре 4+/- 2): продукты переработки мяса, птицы, др.
При проверке передачи на соответствие ее требованиям Правил сотрудниками учреждения выявлено отсутствие информации о сроке реализации на галантин, грудку в/к, майонез, о чем в заявлении Волк Н.А. собственноручно сделала отметку и поставила свою подпись. Это же свидетельница подтвердила в ходе судебного заседания.
В этой связи суд констатирует, что сотрудники ИК обоснованно отказали в принятии указанных продуктов питания, поскольку они не содержали информации позволяющей определить свежесть товара. Помимо прочего, следует отметить, что согласно Предписанию от 22.08.2022 № 108 такой продукт как майонез и продукты переработки птицы (в случае если они являлись скоропортящимися) и вовсе могли быть не приняты для передачи.
Положениями статьей 17, 21, 22 Конституции Российской Федерации предусмотрено право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания.
Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем, чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.
Согласно ст. 8 УИК РФ Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.
Частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской федерации предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу частей 2, 11 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний.
В настоящем случае, суд не усматривает отклонения от стандартного, неизбежного, уровня страданий, при отбывании наказания истцом в перечисленных случаях.
Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам на тот период времени, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.
При таких обстоятельствах само по себе содержание лица под стражей или отбывание им наказания в местах лишения свободы, осуществляемые на законных основаниях, не порождают у него право на денежную компенсацию.
По указанным выше причинам, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-188, 219, 226-228 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 19 ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 10 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
11RS0005-01-2023-007580-17