Дело 2а-1790/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тобольск 29 сентября 2020 года
Тобольский городской суд Тюменской области
в составе:
председательствующего Ярославцевой М.В.,
при секретаре Нестеровой А.А.,
с участием представителя
административного истца Кориковой Т.В.,
административного ответчика Наумовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации города Тобольска к Тобольскому МОСП УФССП России по Тюменской области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора, освобождении от исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
администрация города Тобольска с учетом уточнений (л.д. 48-50) обратилась в суд с административным исковым заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя Наумовой Анны Владимировны от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП.
Требование мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию г. Тобольска поступило постановление судебного пристава-исполнителя Наумовой А.В. от ДД.ММ.ГГГГ года о взыскании исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП, возбужденному на основании исполнительного документа исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Тобольским городским судом по делу №, о возложении обязанности на Администрацию города Тобольска по проведению работ по межеванию, постановке на кадастровый учет, оформлению в муниципальную собственность под кладбище земельного участка, в поселке Сумкино города Тобольска-«Мусульманское кладбище»-в части, находящейся на территории муниципального образования город Тобольск. С учетом принципа разумности в виду возможного возникновения сложностей при проведении межевых работ, решением суда срок не был установлен. Письмами судебному приставу-исполнителю Администрация города Тобольска предоставляла информацию о проделанной работе, принимая все возможные меры для исполнения решения суда, однако исполнить исполнительный документ в пятидневный срок было невозможно, по обстоятельствам не зависящим от Администрации города Тобольска. Требования исполнительного документа были исполнены в полном объеме, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области (л.д.2-3).
Представитель административного истца по доверенности Корикова Т.В. в суде уточненные требования поддерживает по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и уточнении к нему.
Судебный пристав-исполнитель Наумова А.В. в суде разрешение вопроса об освобождении от взыскания исполнительского сбора оставила на усмотрение суда.
Представители административных ответчиков Тобольского МОСП УФССП по Тюменской области, УФССП по Тюменской области, заинтересованное лицо Тобольский межрайонный прокурор в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили (л.д. 43-45,47), в связи с чем судом принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, проверив доводы административного искового заявления, заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему:
В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ от 02 октября 2007 года «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Частью 1 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02 октября 2007 года «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 названного закона).
В силу требований пункта 13 части 1 статьи 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать с должника исполнительский сбор в случаях и порядке, которые установлены данным Федеральным законом.
Следовательно, при неисполнении должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель вправе налагать на должника денежное взыскание в виде исполнительского сбора, принимать об этом соответствующие постановления и совершать действия по их исполнению.
Из материалов дела следует, что на основании исполнительного листа, выданного Тобольским городским судом Тюменской области постановлением судебного пристава-исполнителя Тобольского МОСП УФССП России по Тюменской области возбуждено исполнительное производство по возложению на Администрацию г.Тобольска обязанности по проведению работ по межеванию, постановке на кадастровый учет, оформлению в муниципальную собственность под кладбище земельного участка в п.Сумкино г.Тобольска «Мусульманское кладбище»- в части, находящейся на территории муниципального образования город Тобольск.
При этом должнику – администрации г.Тобольска был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. В установленный судебным приставом-исполнителем срок требования, содержащиеся в исполнительном документе, администрацией г.Тобольска исполнены не были, в связи с чем, судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей (л.д. 33,36).
Учитывая своевременное получение административным истцом копии постановления о возбуждении исполнительного производства и неисполнение в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, суд находит, что у судебного пристава-исполнителя имелись формальные основания для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания при разрешении требований об освобождении от его взыскания.
Исходя из положений части 7 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02 октября 2007 г. «Об исполнительном производстве» суд вправе при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Поэтому часть 1 статьи 105 Федерального закона № 229-ФЗ от 02 октября 2007 года «Об исполнительном производстве» должна применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференциации с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
Решением суда на Администрацию города Тобольска возложена обязанность по проведению работ по межеванию земельного участка - это работы по установлению местоположения границ земельного участка. Для проведения межевания необходимо обратиться к кадастровому инженеру, заключить с ним договор подряда на проведение кадастровых работ.
В соответствии с ч.2 ст.16 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение семи рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.
Таким образом, Администрацией г.Тобольска в течение пяти дней, предоставленных для добровольного исполнения требований исполнительного документа, исполнить требования не представлялось возможным в связи с большим объемом работ по межеванию, постановке на кадастровый учет земельных участков, оформлению их в муниципальную собственность, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных административных исковых требований.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», ст.ст.175-180, 363 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №-░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░