Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Екатеринбург Дело № 66OS0000-01-2023-000094-50
15 марта 2023 года Производство № 3а-352/2023
Резолютивная часть решения объявлена 15 марта 2023 года
Полный текст решения изготовлен 24 марта 2023 года
Свердловский областной суд в составе судьи Рудакова М.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Лаа Ч.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Степановой Екатерины Александровны к административному ответчику Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области и Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
заинтересованные лица: государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 25,
У С Т А Н О В И Л :
10 февраля 2023 года в Свердловский областной суд (далее также – суд) поступило административное исковое заявление Степановой Е.А., поданное путем его направления почтой 2 февраля 2023 года через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга (далее также – районный суд) о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, в котором предъявлены требования о присуждении указанной компенсации в размере 55760 руб. за нарушение права Степановой Е.А. на исполнение в разумный срок решения районного суда от 12 апреля 2017 года по делу
№ 2-2002/2017 (далее также соответственно – решение районного суда и дело
№ 2-2002/2017).
В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на то, что решением районного суда был удовлетворен иск Степановой Е.А. о предоставлении ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения (далее – договор специализированного найма), а также на то, что решение районного суда до настоящего времени не исполнено.
Определением суда от 15 февраля 2023 года административный иск был принят к производству. Тем же определением возбуждено производство по административному делу, к участию в нем в качестве органов власти, представляющих интересы административного ответчика по заявленным требованиям – Свердловской области, были привлечены Минфин Свердловской области (далее также – Минфин) и Министерство строительства и инфраструктуры Свердловской области (далее – Минстрой), а в качестве заинтересованных лиц – ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» (далее – фонд), ГУФССП России по Свердловской области и Управление социальной политики № 25 (далее – Управление).
Ввиду надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела и на основании статей 150, 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) судебное разбирательство по делу, открытое в судебном заседании 15 марта 2023 года, было проведено в отсутствие сторон и заинтересованных лиц, не обеспечивших явку своих представителей.
К материалам дела судом были приобщены истребованные при принятии административного иска к производству письменные отзывы и возражения на административный иск, поступившие от Минстроя, Минфина и фонда, а также материалы исполнительного производства, возбужденного для целей принудительного исполнения решения районного суда.
Исследовав материалы настоящего административного дела, а также материалы дела № 2-2002/2017, суд установил следующее.
Решением Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 12 апреля 2017 года (мотивированное решение составлено 14 апреля 2017 года) были удовлетворены исковые требования Степановой Е.А., относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты), о предоставлении ей специализированного жилого помещения. В целях исполнения принятого решения районный суд возложил на Минстрой обязанность по приобретению (строительству) жилого помещения, расположенного в черте города Екатеринбурга, для его последующего предоставления Степановой Е.А. на условиях договора специализированного найма. Тем же судебным актом на фонд была возложена обязанность заключить со Степановой Е.А. при содействии Управления договор специализированного найма после распределения Минстроем жилого помещения.
Решение районного суда лицами, участвующими в деле № 2-2002/2017, обжаловано не было и вступило в законную силу 16 мая 2017 года.
На принудительное исполнение решения районного суда был выдан исполнительный лист, на основании которого постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области (далее – пристав) от 28 июня 2017 года в отношении Минстроя было возбуждено исполнительное производство № 14690/17/66062-ИП (далее – исполнительное производство).
В ходе исполнительного производства пристав в целях побуждения должника к исполнению решения районного суда неоднократно направлял в адрес Минстроя требования об исполнении и предупреждения об уголовной ответственности за неисполнение названного судебного акта. При этом от уплаты исполнительского сбора, взысканного с Минстроя постановлением пристава от 14 июля 2017 года за неисполнение в пятидневный срок, установленный постановлением от 28 июня 2017 года, требований исполнительного документа по делу № 2-2002/2017, должник по исполнительному производству был освобожден решением районного суда от 29 августа 2018 года по делу
№ 66RS0003-01-2018-004709-06 (производство № 2-5034/2018).
Решение районного суда до настоящего времени не исполнено, жилое помещение по договору специализированного найма Степановой Е.А. не предоставлено, исполнительное производство не окончено.
При этом решениями Свердловского областного суда от 4 августа 2020 года по делу № 66ОS0000-01-2020-000239-52, от 19 мая 2021 года по делу
№ 66ОS0000-01-2021-000261-02 и от 17 мая 2022 года по делу
№ 66ОS0000-01-2022-000234-02 были частично удовлетворены иски Степановой Е.А. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение решения районного суда в разумный срок. Названными судебными актами, в котором получили оценку на предмет эффективности действия органа власти, обязанного исполнить (обеспечить исполнение) решение районного суда, за период с даты предъявления Степановой Е.А. исполнительного листа по делу № 2-2002/2017 (23 июня 2017 года) по дату принятия судом наиболее позднего из указанных решений (17 мая 2022 года), в пользу
Степановой Е.А. за счет средств бюджета Свердловской области была признана подлежащей взысканию компенсация в общей сумме 152500 руб.
Обращаясь в суд с рассматриваемыми административными исковыми требованиями, Степанова Е.А. доказывала то, что период исполнения решения районного суда превысил 67 месяцев со дня его вступления в законную силу, и данное обстоятельство свидетельствует о ненадлежащем исполнении установленной указанным судебным актом обязанности по предоставлению Степановой Е.А. жилого помещения, тогда как сама Степанова Е.А. не препятствовала исполнению решения районного суда.
При этом, обосновывая размер предъявленной к присуждению компенсации,
Степанова Е.А. ссылалась на несение ею убытков в связи с необходимостью оплаты коммерческого найма жилья, на пережитые им нравственные страдания и на судебную практику.
Процессуальные оппоненты административного истца – органы власти, представляющие интересы административного ответчика Свердловской области –Минфин и Минстрой, а также заинтересованное лицо фонд – в представленных на административный иск отзывах, признавая факт неисполнения решения районного суда, ссылались на то, что причинами длительного неисполнения названного судебного акта явились соблюдение строгой очередности обеспечения детей-сирот жилыми-помещениями, отсутствие приоритета исполнения судебных актов о предоставлении лицам, относящимся к названной категории, жилых помещений, недостаточность выделенных бюджетных денежных средств, а также необходимость приобретения жилых помещений для их последующего предоставления детям-сиротам в соответствии с законодательством о контрактной системе.
При этом, раскрывая сведения о проведенных в период с 2017 по 2023 годы аукционах для заключения государственных контрактов на приобретение в собственность Свердловской области специализированных жилых помещений, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург», фонд сообщил о том, что реально переданные по таким контрактам жилые помещения были распределены лицам, у которых право на обеспечение специализированным жилым помещением возникло раньше, чем у Степановой Е.А., притом что по состоянию на 1 февраля 2023 года
Степанова Е.А. была учтена в списке детей-сирот, нуждающихся в обеспечении специализированным жилым помещением на территории муниципального образования «города Екатеринбург», под номером 133 (из 2243 человек).
Кроме того, Минфин, Минстрой и фонд, возражая против обоснованности требований административного истца, доказывали чрезмерность заявленной к присуждению компенсации, необходимость учета факта повторного обращения за присуждением названной компенсации. Также Минфином и фондом были заявлены возражения относительно предъявленных Степановой Е.А. к возмещению судебных расходов, основанные на доводах о недоказанности несения указанных расходов и их неразумном размере.
Оценив в совокупности установленные фактические обстоятельства и собранные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Основания и порядок обращения с административными исковыми заявлениями о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее также – компенсация), особенности производства в судах по таким делам регламентированы положениями Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Закон о компенсации) и главой 26 КАС РФ, применяемых судами с учетом разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2021 года
№ 23) (далее – Постановление № 11).
Так, частью 1 статьи 1 Закона о компенсации гражданину Российской Федерации, являющемуся взыскателем, наряду с иными поименованными названной частью лицами при нарушении его права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, предоставлено полномочие на обращение в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение.
Из части 2 статьи 1 Закона о компенсации следует то, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Кроме того, частью 3 статьи 1 Закона о компенсации установлено то, что присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности и справедливости (часть 2 статьи 2 Закона о компенсации).
В силу пункта 5 части 9 статьи 3 Закона о компенсации при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации (часть 3 статьи 4 Закона о компенсации).
В соответствии с частью 1 статьи 250 КАС РФ лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая досудебное производство по уголовному делу и применение меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но
не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Из части 3 статьи 258 КАС РФ следует то, что при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом таких обстоятельств как поведение участников судебного процесса, достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также с учетом общей продолжительности неисполнения судебного акта.
В силу правовой позиции, сформированной в абзаце первом пункта 46 Постановления № 11, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
В абзаце первом пункта 55 Постановления № 11 разъяснено то, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.
В случае, если исполнение судебного акта по требованиям имущественного или неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства или производства по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта до дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта (абзац второй пункта 55 Постановления № 11).
Общая продолжительность судопроизводства или исполнения судебного акта, которое не окончено, устанавливается при принятии решения об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления о компенсации на день принятия такого решения (пункт 56.1 Постановления № 11).
В абзаце первом пункта 39 Постановления № 11 разъяснено то, что принятие решения по делу о компенсации не препятствует обращению вновь в суд с заявлением о компенсации, если основанием для его подачи будут являться другие фактические обстоятельства, связанные с иным периодом длительного рассмотрения дела, исполнения судебного акта, осуществления уголовного преследования. При этом обстоятельства, ранее исследованные судом по первоначальному требованию о присуждении компенсации, не доказываются и не могут оспариваться в другом аналогичном деле, в котором участвует тот же заявитель, административный истец.
Поскольку до настоящего времени решение районного суда не исполнено и жилое помещение по договору специализированного найма Степановой Е.А.
не предоставлено, постольку в данном случае следует признать соблюденным установленный частью 4 статьи 250 КАС РФ срок обращения в суд с требованиями о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Доводы Степановой Е.А. о том, что период исполнения решения районного суда существенно превысил разумный срок исполнения названного судебного акта, суд признал обоснованными.
Судом учтено как преюдициальное значение решений Свердловского областного суда от 4 августа 2020 года, от 19 мая 2021 года и от 17 мая 2022 года о присуждении Степановой Е.А. компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения районного суда за период, истекший 17 мая 2022 года, поскольку присуждение такой компенсации было обусловлено выводами о нарушении разумного срока исполнения судебного акта (часть 2 статьи 64 КАС РФ), так и то, что за период
с 18 мая 2022 года характер оцениваемых по настоящему делу действий лиц, ответственных за исполнение решения районного суда, не изменился, а такие действия
не привели к предоставлению Степановой Е.А. жилого помещения из соответствующего специализированного фонда.
При этом несмотря на длительность периода, истекшего с даты возбуждения исполнительного производства, и на регулярность проведения фондом аукционов для заключения государственных контрактов на приобретение для детей-сирот жилых помещений, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург», количество жилых помещений, приобретенных в региональную собственность по заключенным на указанных аукционах государственным контрактам,
не явилось достаточным для того, чтобы исполнить решение районного суда.
Однако такая недостаточность к совершению органами государственной власти Свердловской области дополнительных организационных мер по обеспечению
Степановой Е.А. жилым помещением не привела.
В этой связи, исходя из фактических обстоятельств дела, действия Минстроя как должника по исполнительному производству, совершенные в период исполнения решения районного суда в период с 18 мая 2022 года по 15 марта 2023 года, в том числе направленные на обеспечение его исполнения, не признаны судом достаточными и эффективными для целей предоставления Степановой Е.А. в разумный срок жилого помещения.
Возражения Минстроя об отсутствии его вины в длительном неисполнении судебного акта признаны судом не имеющими самостоятельного правового значения для целей разрешения настоящего административного спора, поскольку в силу части 3
статьи 1 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается независимо от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов.
Доводы фонда относительно отсутствия значения факта принятия решения районного суда, возлагающего обязанность предоставить Степановой Е.А. жилое помещение, для целей реального предоставления названному лицу, относящемуся к категории детей-сирот, специализированного жилого помещения оценены судом критически как фактически направленные на нивелирование принципа обязательности судебных постановлений (статья 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку сам факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок свидетельствует о причиненном Степановой Е.А. неимущественном вреде, административный истец не обязан был доказывать наличие этого вреда. При этом соответствующие обстоятельства подлежат учету для целей определения размера требуемой компенсации (абзац второй пункта 40 Постановления № 11).
Приняв во внимание изложенное, суд признал, что в рассматриваемом случае право Степановой Е.А. на исполнение судебного акта в разумный срок было нарушено, в связи с чем в пользу административного истца в соответствии с частями 1 и 2 статьи 1 Закона о компенсации подлежит присуждению компенсация за нарушение названного права.
Оценив в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о компенсации совокупность таких обстоятельств, как общая длительность периода исполнения (неисполнения) решения районного суда, продолжительность периода ведения исполнительного
производства, продолжительность периода, истекшего с момента предшествующего присуждения Степановой Е.А. компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок (10 месяцев), очевидная важность исполнения данного судебного акта, направленного на реализацию законодательно установленных жилищных гарантий детей-сирот, значимость неисполнения решения районного суда для самой
Степановой Е.А., не имеющей собственного жилого помещения, суд с учетом подходов, сформированных судебной практикой разрешения данной категории административных дел, определил размер компенсации за нарушение права Степановой Е.А. на исполнение решения районного суда в разумный срок равным 25000 руб. При этом заявленный в административном иске к установлению размер компенсации (55760 руб.) был признан судом не отвечающим принципам разумности и справедливости (часть 2 статьи 2 Закона о компенсации), в связи с чем остальная часть предъявленных требований оставлена без удовлетворения. Признаны были судом необоснованными и требования административного истца о взыскании присужденной компенсации в равных долях с Минфина и Минстроя, поскольку такие требования были предъявлены без учета положений части 3 статьи 4 Закона о компенсации.
Помимо собственно административных исковых требований административный иск Степановой Е.А. содержит требования о возмещении судебных расходов, включая расходы на оплату юридических услуг в размере 5000 руб. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В подтверждение несения судебных расходов к административному иску приложены договор от 28 января 2023 года на оказание ( / / )5 Степановой Е.А. юридических услуг, расписка ( / / )6 от 28 января 2023 года, подтверждающая получение от Степановой Е.А. 5000 руб. в счет оплаты услуг по указанному договору, и чек-ордер от 2 февраля 2023 года, подтверждающий уплату Степановой Е.А. государственной пошлины в размере 300 руб. за рассмотрение настоящего дела.
Рассмотрев изложенные в административном иске Степановой Е.А. требования о возмещении судебных расходов, суд пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Статьей 106 КАС РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, отнесены: 1) суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; 2) расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное
не предусмотрено международным договором Российской Федерации; 3) расходы на проезд и проживание сторон, заинтересованных лиц, связанные с явкой в суд;
4) расходы на оплату услуг представителей; 5) расходы на производство осмотра на месте; 6) почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами; 7) другие признанные судом необходимыми расходы.
Общие правила распределения судебных расходов между сторонами определены статьей 111 КАС РФ, в силу части 1 которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 КАС РФ.
Согласно статье 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В силу правовой позиции, изложенной в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» (далее – Постановление № 1), лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 4 статьи 2 КАС РФ).
Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 3, 45 КАС РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер (пункт 11 Постановления № 1).
В абзаце первом пункта 13 Постановления № 1 также разъяснено то, что разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги.
При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
По итогам рассмотрения административного спора Степановой Е.А. была присуждена компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок решения городского суда, в связи с чем решение по настоящему делу является судебным актом, принятым в пользу административного истца.
Поскольку из части 1 статьи 111 КАС РФ следует то, что принцип пропорциональности применяется при распределении судебных расходов по административным дела лишь по одной категории таких дел – по делам о взыскании обязательных платежей и санкций, постольку само по себе частичное удовлетворение заявленных административных исковых требований Степановой Е.А. не является основанием для пропорционально распределения судебных расходов по данному делу.
Представленные в материалы дела документы признаны судом подтверждающими факт несения Степановой Е.А. таких связанных с рассмотренным административным спором судебных расходов как уплата государственной пошлины в размере 300 руб. и оплата юридических услуг в размере 5000 руб.
Лицами, участвующими в деле, факт несения указанных судебных расходов и их связанность с рассмотренным делом не опровергнуты.
Возражения органов, представляющих интересы административного ответчика, и заинтересованного лица фонда об отсутствии необходимости несения административным истцом расходов на оплату юридических услуг в связи с тем, что ранее аналогичные иски были предъявлены Степановой Е.А. без указания на привлечение юриста, были отклонены судом как не имеющие самостоятельного значения, поскольку Степанова Е.А. воспользовалась своим правом на привлечение названного специалиста.
Судебные расходы по уплате Степановой Е.А. государственной пошлины в размере 300 руб. признаны судом подлежащими полному возмещению административным ответчиком.
Вместе с тем судебные расходы Степановой Е.А., понесенные при оплате юридических услуг, признаны судом подлежащими возмещению административным ответчиком частично.
Так, исходя из предмета рассмотренного административного дела, не относящегося с учетом сформировавшейся судебной практики к категории сложных, с учетом небольшого объема материалов, которые было необходимо изучить представителю административного истца, времени, которое необходимо квалифицированному специалисту для подготовки представленных от имени Степановой Е.А. административного иска (с учетом того, что ранее Степановой Е.А. уже трижды подавались аналогичные административные иски), рассмотрения дела в 1 судебном заседании без участия представителя административного истца, суд признал предъявленные к возмещению судебные расходы по оплате юридических услуг в сумме 5000 руб. чрезмерными. Одновременно суд пришел к выводу о том, что разумным пределом возмещения административному истцу расходов на оплату юридических услуг с учетом перечисленных критериев является 1500 руб.
Оснований для большего возмещения Степановой Е.А. судебных расходов по оплате юридических услуг судом не установлено.
Приняв во внимание предмет административного иска, суд признал суммы присужденной компенсации и возмещаемых судебных расходов подлежащими взысканию со Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области за счет средств регионального бюджета.
Руководствуясь статьями 175-180, 259, 260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Свердловский областной суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░ ░░░░
№ 2-2002/2017 ░ ░░░░░░░ 25000 ░░░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 1800 ░░░., ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░. ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1500 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░