УИД 47RS0005-01-2022-000586-04
№ 88-15648/2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Санкт-Петербург 30 августа 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузнецова С.Л.,
судей Бабеншевой Е.А., Птоховой З.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2360/2022 по иску ФИО1 к Департаменту лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, Комитету по природным ресурсам Ленинградской области, Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Управление лесами Ленинградской области» об установлении границ земельных участков, по кассационной жалобе Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 16 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 15 марта 2023 г.
Заслушав доклад судьи Птоховой З.Ю., объяснения ФИО1, возражавшего против удовлетворения доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с иском к Департаменту лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, Комитету по природным ресурсам Ленинградской области. Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Управление лесами Ленинградской области» об установлении границ земельных участков.
В обоснование заявленных требований указал, что на основании свидетельства о праве собственности на землю от 16 марта 1993 г. № 25 ему был отведён земельный участок площадью 1200 кв.м в <адрес> под индивидуальное строительство, земельный участок поставлен на растровый учет, присвоен кадастровый №. Право собственности на земельный участок зарегистрировано за истцом 27 декабря 2012 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Также на основании решения № 247 Исполкома Цвелодубовского сельского совета народных депутатов ему был отведён земельный участок площадью 1200 кв.м в <адрес> под строительство нового жилого дома, земельный участок поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый №. Право собственности на земельный участок зарегистрировано 4 июня 2013 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
В 2021 году истец обратился к кадастровому инженеру для выполнения кадастровых работ по межеванию предоставленных ему земельных участков в районе <адрес>. По результатам кадастровых работ Рощинское лесничество не подписало акты согласования границ земельных участков, в возражениях указало, что земельные участки расположены на землях лесного фонда. В связи с наложением земельных участков кадастровым инженером были подготовлены межевые планы для решения вопроса устранения наложения границ земельных участков в судебном порядке.
Истец просил суд признать установленными местоположение границ земельного участка площадью 1200 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с межевым планом земельного участка, выполненным кадастровым инженером 16 декабря 2021 г., от поворотной точки Н1 с координатой X № до поворотной точки Н2 с координатой X №, от поворотной точки Н2 до поворотной точки НЗ с координатой №, от поворотной точки НЗ до поворотной точки Н4 с координатой №, от поворотной точки Н4 до поворотной точки Н1;
признать установленными местоположение границ земельного участка площадью 1200 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с межевым планом земельного участка, выполненным кадастровым инженером 16 декабря 2021 года, от поворотной точки Н1 с координатой № до поворотной точки Н2 с координатой №, от поворотной точки Н2 до поворотной точки НЗ с координатой №, от I поворотной точки НЗ до поворотной точки Н4 с координатой № от поворотной точки Н4 до поворотной точки Н1.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 16 июня 2022 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены в полном объеме.
На основании определения от 23 ноября 2022 г. судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
К участию в деле судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена администрация Муниципального образования «Выборгский муниципальный район» Ленинградской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 15 марта 2023 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу постановлено новое решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
Установлены границы земельного участка площадью 1200 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с межевым планом земельного участка, выполненным кадастровым инженером 16 декабря 2021 года, от поворотной точки Н1 с координатой X № до поворотной точки Н2 с координатой X №, от поворотной точки Ы2 до поворотной точки НЗ с координатой X №, от поворотной точки НЗ до поворотной точки Н4 с координатой X №, от поворотной точки Н4 до поворотной точки Н1.
Установлено местоположение границ земельного участка площадью 1200 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с межевым планом земельного участка, выполненным кадастровым инженером 16 декабря 2021 года, от поворотной точки Н1 с координатой X № поворотной точки Н2 с координатой № от поворотной точки Н2 до поворотной точки НЗ с координатой №, от поворотной точки НЗ до поворотной точки Н4 с координатой №, от поворотной точки Н4 до поворотной точки Н1.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Управление лесами Ленинградской области» отказано.
В кассационной жалобе Комитет по природным ресурсам Ленинградской области просит отменить указанные судебные акты, считая их незаконными и необоснованными, постановленными с нарушением норм материального и процессуального права.
Ответчики, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы при разрешении дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании свидетельства о праве собственности на землю от 16 марта 1993 г. № 25 ФИО1 был отведен земельный участок площадью 1200 кв.м в <адрес> под индивидуальное строительство, земельный участок поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый №.
Право собственности на земельный участок зарегистрировано 27 декабря 2012 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Также на основании решения № 247 Исполкома Цвелодубовского сельского совета народных депутатов ФИО1 был отведен земельный участок площадью 1200 кв.м в <адрес> под строительство нового жилого дома, земельный участок поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый №.
Право собственности на земельный участок зарегистрировано 4 июня 2013 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
В 2021 году истец обратился к кадастровому инженеру для выполнения кадастровых работ по межеванию предоставленных ему земельных участков в районе <адрес>.
По результатам кадастровых работ Рощинское лесничество не подписало акты согласования границ земельных участков, в возражениях указало, что земельные участки расположены на землях лесного фонда.
В связи с наложением земельных участков кадастровым инженером были подготовлены межевые планы.
Разрешая спор, суд второй инстанции, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 209, статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 6, статьи 23, статьи 67, статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 39 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», части 10 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221ФЗ «О кадастровой деятельности», статьи 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», принимая во внимание, что 11 августа 2017 г. в силу вступил Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», которым внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и в Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», учитывая, что местоположение границ лесного участка в квартале 104 выдела 8 Победовского участкового лесничества Рощинского лесничества Ленинградской области не внесены в государственный кадастр недвижимости, тогда как право собственности на земельный участок с кадастровым номером № за ФИО1 зарегистрировано в установленном законом порядке 16 марта 1993 г., а земельный участок с кадастровым номером № предоставлен ФИО1 для индивидуального жилищного строительства решением № Исполкома Цвелодубовского сельского Совета народных депутатов Выборгского района Ленинградской области от 24 июля 1991 г., то есть принадлежащие истцу земельные участки были предоставлены для индивидуального жилищного строительства до ДД.ММ.ГГГГ и права на них возникли до 1 января 2016 г., спорные земельные участки не расположены в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; не относятся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы; и не относятся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», пришел к выводу, что обстоятельства, препятствующие формированию искомых земельных участков с установлением их границ в соответствии с действующем земельным законодательством, в целях использования их для индивидуального жилищного строительства отсутствуют.
Вместе с тем, судебная коллегия согласилась с позицией ответчика о том, что Ленинградское областное государственное казенное учреждение «Управление лесами Ленинградской области» является ненадлежащим ответчиком, учитывая, что в соответствии с пунктом 5.20 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 736, Приказом Рослесхоза от 23 января 2018 г. № 14, Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу уполномочен на осуществление защиты, в том числе, в судебном порядке имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области только лесных отношений от имени Российской Федерации, а владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности Ленинградской области осуществляется Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области соответствии с п. 2.2 Постановления Правительства Ленинградской области от 31 июля 2014г. № 341 «Об утверждении Положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области».
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанций являются правильными, в судебном постановлении мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражный Суд Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.
В силу положения пункта 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Из положений пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Изменение уникальных характеристик объекта недвижимости подлежит кадастровому учету и может быть осуществлено органом кадастрового учета по заявлению собственника объекта недвижимости или в случаях, предусмотренных Федеральным законом, иных лиц (часть 1 статьи 16, статья 20 Закона о кадастровой деятельности в редакции, действовавшей на момент возникновения спора).
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно статье 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 г., признается юридически действительным.
Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда, с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 4.4 данного Закона в случае, если до 01 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
11 августа 2017 г. в силу вступил Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».
Указанным законом внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и в Федеральный закон от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 г.
Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции Закона № 280-ФЗ), положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки: - расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; - земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы; - земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции Закона № 280-ФЗ), границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Частью 7 статьи 62.4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции Закона № 280-ФЗ) предусмотрено, что земельный участок, права граждан или юридических лиц на который возникли до 1 января 2016 года и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 01 января 2016 года, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции Закона № 280-ФЗ) если при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образуемый земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 г. и зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, было выявлено пересечение границ указанного земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на указанный земельный участок.
При этом согласно части 3 статьи 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции Закона № 280-ФЗ), в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости изменения описания местоположения границ и площади лесного участка в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ, содержащимся в межевом плане земельного участка, представленном вместе с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка или о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на земельный участок.
Судом установлено, что принадлежащие истцу земельные участки для индивидуального жилищного строительства были предоставлены до 8 августа 2008 г. и права на них возникли до 1 января 2016 г., земельные участки, как объекты, сформированы.
При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции правильно применены к возникшим правоотношениям вышеизложенные нормы материального права.
Доводы кассационной жалобы о неверном избранном истцом способе защиты нарушенного права, не могут быть приняты во внимание, поскольку применение такого способа защиты нарушенного права как установление границ земельных участков выступает в качестве механизма защиты прав истца, учитывая, что по результатам кадастровых работ Рощинское лесничество не подписало акты согласования границ земельных участков, что являлось препятствием для внесения соответствующих сведений о границах земельных участков в Единый государственный реестр недвижимости.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами суда апелляционной инстанции связано с неверным толкованием норм материального и процессуального права, что не свидетельствует о судебной ошибке.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебных постановлений, не установлено.
С учетом изложенного, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 15 ░░░░░ 2023 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░