29RS0018-01-2024-000859-45
Дело № 2а-1168/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 марта 2024 года |
город Архангельск |
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе председательствующего судьи Кирьяновой И.С., при секретаре судебного заседания Давыдовой Т.В., с участием прокурора Шурундиной Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске административное дело по административному иску Монастырских Ю. В. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску, федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области» о частичной отмене ранее установленных административных ограничений,
установил:
Монастырских Ю.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о досрочном прекращении административного надзора, обосновывая свои требования тем, что решением Котласского городского суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении него был установлен административный надзор на срок <данные изъяты> с установлением административных ограничений в виде обязательной явки на регистрацию два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом его жительства или пребывания, в ночное время с 22:00 до 06:00 часов. Просил рассмотреть вопрос о досрочном прекращении административного надзора, установленного решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, в части запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом его жительства или пребывания, в ночное время с 22:00 до 06:00 часов, поскольку является индивидуальным предпринимателем и установленные ограничения создают трудности для заключения и реализации договоров на выполнение ремонтно-строительных работ на объектах, расположенных за пределами г. Архангельска. Денежные средства необходимы для обеспечения ему достойного уровня жизни, возможности содержать семью и помогать пожилым родителям.
В судебное заседание административный истец Монастырских Ю.В. не явился, извещен о дне и времени судебного заседания.
В судебное заседание представитель УМВД России по городу Архангельску не явился. Мотивированных возражений не представил.
В судебное заседание представитель ФКУ «Исправительная колония №4» УФСИН России по Архангельской области не явился, возражений не представил.
Участвующий в деле прокурор Шурундина Е.М. дала заключение о преждевременности заявленных требований.
Исследовав представленные материалы, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
На основании п. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон № 64-ФЗ) поднадзорное лицо имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
В силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 64-ФЗ суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Согласно разъяснениям, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить административные ограничения (ограничение), а также на основании заявления органа внутренних дел дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения (части 1 и 3 статьи 4 Закона).
При решении вопроса о частичной отмене административных ограничений суд не вправе устанавливать новые административные ограничения (ограничение). Частичная отмена административных ограничений может выражаться как в полной отмене одного или нескольких ранее установленных ограничений (ограничения), так и в уменьшении их объема (например, уменьшение количества обязательных явок в органы внутренних дел по месту жительства или месту пребывания лица для регистрации). Суд также вправе отменить административные ограничения (ограничение), на которые не указано в административном исковом заявлении о частичной отмене административных ограничений.
Из материалов дела следует, что решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Монастырских Ю.В. был установлен административный надзор на срок <данные изъяты> с установлением административных ограничений в виде обязательной явки на регистрацию два раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом его жительства или пребывания, в ночное время с 22:00 до 06:00 часов.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Монастырских Ю.В. состоял на учете в УМВД России по г. Архангельску.
С ДД.ММ.ГГГГ Монастырских Ю.В. состоит на учете под административным надзором в <данные изъяты>
В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» внимание судов обращено на то, что административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства либо пребывания.
Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, Монастырских Ю.В. просит частично отменить административное ограничение в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом его жительства или пребывания, в ночное время с 22:00 до 06:00 часов, поскольку является индивидуальным предпринимателем, а установленные ограничения создают трудности для заключения и реализации договоров на выполнение ремонтно-строительных работ на объектах, расположенных за пределами г. Архангельска.
Оценив представленные доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, с учетом представленных сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, привлекавшегося к административной ответственности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для частичной отмены административных ограничений, установленных решением Котласского городского суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Административное ограничение не является наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора.
<данные изъяты>, принимая ДД.ММ.ГГГГ решение и устанавливая административный надзор и ограничения в отношении Монастырских Ю.В., исходил из обстоятельств дела и степени опасности совершенного им преступления, за которое он осужден приговором <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, обстоятельств его совершения, характеристики его личности, поведения в период отбывания уголовного наказания, а также совершение им административных правонарушений, послуживших основанием для установления ему административного надзора.
Приговором <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Монастырских Ю.В осужден за совершение преступления, предусмотренного ст. 228.1 ч.3 п. «г», ст. 30 ч.3, ст. 228.1 ч.3 п. «г» УК РФ, в его действиях было признан наличие особо опасного рецидива преступлений и было назначено наказание с применением ст. 69 ч. 3 УК РФ в виде лишения свободы на срок 8 лет 1 месяц с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
Данные преступления отнесены уголовным законом к категории особо тяжких, совершены административным истцом при особо опасном рецидиве преступлений; время совершения одного из преступлений относится в том числе и на ночное время суток.
На основании постановления <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Монастырских Ю.В. был переведен для дальнейшего отбывания наказания из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима.
Постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ неотбытая часть наказания в виде 11 мес. 23 дней лишения свободы, назначенная по приговору Северодвинского городского суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ, на 11 мес. 23 дня принудительных работ с удержанием из заработка 10% в доход государства ежемесячно.
В настоящее время судимость не снята и не погашена в установленном законом порядке.
На момент обращения Монастырских Ю.В. с настоящим административным исковым заявлением в суд о частичной отмене установленных административных ограничений истекла половина срока установленного в отношении него административного надзора.
В соответствии с ч. 2 ст. 272 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением.
Монастырских Ю.В. доказательств, свидетельствующих об изменении обстоятельств, которые учитывались судом при установлении административного надзора, не представил. По запросу суда не представил характеризующие его данные по месту жительства.
Доводы административного истца о том, что истекло более половины установленного судом срока административного надзора, а также то обстоятельств, что он является индивидуальным предпринимателем и установленные ограничения создают трудности для заключения договоров по высокооплачиваемым проектам, которые необходимы для обеспечения ему достойного уровня жизни, возможности содержать семью и помогать пожилым родителям, суд находит несостоятельными, поскольку указанные обстоятельства свидетельствуют лишь о формальном соблюдении административным истцом условий, при которых в принципе возможно обращение в суд с административным иском о досрочном прекращении административного надзора, однако не свидетельствуют об обязанности суда удовлетворять такой иск.
Все возникающие в процессе исполнения решения суда вопросы могут быть при необходимости и с учетом данных о личности заявителя разрешены по согласованию с контролирующим органом.
Из сведений, представленных УМВД России по г. Архангельску, Монастырских Ю.В. трудоустроен, является индивидуальным предпринимателем.
Из характеристики старшего инспектора группы по осуществлению административного надзора ОП «Северный» УМВД России по г.Архангельску Харюшиной Г.А. следует, что в <данные изъяты> Монастырских Ю.В. был установлен график прибытия на регистрацию: первая и третья среда каждого месяца в период с 09 до 18 часов по адресу: <адрес>. За период административного надзора Монастырских Ю.В. привлекался к административной ответственности по ст. 19.24 ч.2, ст. 19.24 ч.1 КоАП РФ в 2020 году, административные наказания исполнены. В 2023-2024 гг. неоднократно привлекался к административной ответственности по линии ГИБДД. В период нахождения под административным надзором в <данные изъяты> неявок на регистрацию не допускал. В период административного надзора характеризуется удовлетворительно.
ДД.ММ.ГГГГ Монастырских Ю.В. привлекался к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.24 КоАП РФ, УМВД России по г.Архангельску вынесено предупреждение. Исполнено ДД.ММ.ГГГГ.
Однако сам факт добросовестного исполнения возложенных на него административных ограничений в виде обязательной явки на регистрацию два раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом его жительства или пребывания, в ночное время с 22:00 до 06:00 часов не является достаточным основанием для прекращения административного надзора.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 64-ФЗ досрочное прекращение установленного в отношении поднадзорного лица административного надзора является правом, но не обязанностью суда, возникающей при соблюдении перечисленных в соответствующей норме условий.
При этом, разрешая вопрос о возможности досрочного прекращения административного надзора, следует исходить из того, что удовлетворение соответствующих требований должно отвечать целям и задачам установления административного надзора, перечисленным в ст. 2 указанного Закона, согласно которой, административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В данном случае у суда отсутствуют основания полагать, что цели и задачи административного надзора, установленного в отношении Монастырских Ю.В., достигнуты за истекший период административного надзора.
Нарушений конституционных прав административного истца суд также не усматривает, поскольку административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности и устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления и защиты государственных и общественных интересов, что согласуется с нормой статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей.
С учетом установленных выше обстоятельств, суд полагает сохранение мер административного надзора необходимым и соразмерным, поскольку они обусловлены интересами общественной безопасности и соответствуют задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения административным истцом преступлений и других правонарушений, оказание на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 270-273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 4 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░